Быстро видеть мат

Алексей Ратушный
Шахматные часы – важное средство в подготовке юного шахматиста.
Вообще шахматы преподавались именно в режиме «всеобуча» ВСЕМ средневековым рыцарям!
Почему?
Потому что это в первую очередь важнейший инструмент боевой подготовки офицера.
Чем отличается дворянин от крепостного крестьянина?
В первую очередь искусством вести бой, фехтовать.
А что такое реальный бой?
Это столкновение, в котором оба соперника стремятся реально убить друг друга.
Не ранить.
Не подранить.
Именно убить.
Умертвить прямо на поле боя.
И в момент боестолкновения бессмысленно хныкать, закатывать глаза, кричать, вихляться и принимать идиотские позы.
Малейшее промедление, ничтожная заминка и ВСЁ!
Без комментариев.
Поэтому при серьёзной подготовке будущего бойца готовили именно к мгновенной реакции.
Все возможные ситуации боя рассматривались задолго до самого сражения.
В бою работают звериные рефлексы и отшлифованная до автоматизма реакция.
Размышлять и рассуждать некогда!
Какими были итоги подготовки рыцарей?
Если восставший крестьянин замахивался на хозяина топором или вилами, вскрикнуть «мама!» он уже не успевал, падая замертво.
Именно скорость реакции определяет во многом успех и в боксерском поединке, и в борьбе, и в дуэли на шпагах, и в схватке на ножах.
Если у соперников револьверы, то скорость и точность определяет победителя. Проигравший, как правило, мёртв.
А зачем рыцарю шахматы?
В первую очередь для постановки строгой дисциплины мышления.
А именно строгая дисциплина мышления и обеспечивает разумную организацию своего собственного тела в боестолкновении.
С тех пор, как были изобретены шахматные часы, тренировка скоростного режима выработки и принятия решений становится важнейшим элементом подготовки будущего мастера.
И первая задача здесь – научить ребёнка играть одной рукой, пользоваться часами не глядя на них ежесекундно, умело распределять своё время, расставлять внутренние приоритеты.
А среди них первый и основной – быстро, моментально, мгновенно видеть мат!
Для этого мы используем различные режимы игры с часами на скорость.
Начинать можно с простейших практик.
Себе тренер ставит минуту-две, ученику 3-5 минут.
Для начинающих с доски у тренера снимается ферзь, а иногда и иной материал.
За тренировку полезно скоростному режиму выделять пятнадцать-двадцать минут от занятия.
Родителям следует разъяснять, что в этих упражениях у ребёнка начинает вырабатываться особое отношение к проигрышам.
Умение не расстраиваться, а продолжать попытки обыграть тренера.
Так постепенно начинает повышаться устойчивость нервной системы.
Стимулируется внимательное отношение к положениям короля – как своего, так и у партнёра.
Процесс игры с часами захватывает ребёнка.
И здесь очень важно ограничивать подобные упражнения по времени не допуская перегрузки.
Очень важно показывать ученикам и другие режимы работы с часами.
Например упражнения на расчёт вариантов за 5, 10, 15 минут.
Умение заставить себя строго отработать заданное время – это серьезное продвижение ученика в тренировочном процессе.
Мы всегда рекомендуем родителям приобретать шахматные часы для своих детей, что резко повышает культуру шахматного общения и расширяет арсенал педагогических воздействий.
Как и любое другое средство – часы требуют разумного распределения времени и нельзя допускать передозировку в их использовании.
Именно часы наиболее эффективно влияют на постановку умения быстро видеть всю доску и особо выделять матовые финалы.
Буквально три-четыре тысячи легких блиц-партий с часами и во время турнирной партии ваш ребёнок безусловно увидит мат, грозящий ему самому, и мат, который он сам может поставить партнёру!
Играйте с часами!
Тем более, что они полезны и во множестве других игр и занятий.

На иллюстрации использовано фото Ольги Кисловой.