Размножались, веселились, посмотрели, прослезились

Владимир Лагутов
В части бассейновых дел первой озаботилась Центральная Азия: природы ек совсем, среда тоже кончается, пустыня, однако, наступает со всех сторон. Хорошо когда в Россию можно сбежать...


БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ БАССЕЙНОВЫЕ СОВЕТЫ. КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ?

Igor Hadjamberdiev  кому: Seu
Форум малых бассейновых советов
Место проведения: Бишкек (Кыргызстан), гостиница Hyatt 26-27 ноября 2018 года
Организаторы: Совместный проект РЭЦЦА и USAID «Вода, образование и сотрудничество» (Smart Waters)
Ожидается 100 участников:
• Представители малых бассейновых советов Центральной Азии и Афганистана
• Представители профильных министерств и ведомств стран Центральной Азии и Афганистана, а также представители МИД
• Руководители и представители международных организаций и проектов

Управление водными ресурсами в Центральной Азии. Бассейновый подход: позитивный опыт и открытые вопросы
Бассейновые советы: результаты работы в рамках проекта «Вода, образование и сотрудничество» (Smart Waters)

Сессия 1. «Институциональные основы работы Бассейновых советов»
Выступления от стран: Внедрение принципов бассейнового планирования, будущее бассейновых советов
Международный опыт работы бассейновых советов

Интерактивная сессия 2. «Выставка пилотных речных бассейнов»
Интерактивные выступления от представителей бассейнов (Аспара, Исфара, Исфана/Аксуу, Куркуреу и Падыша-Ата (Узб. Падшаата), Мургаб, Харируд,
Ёмонжар, Аксу (Узб) и Шахрихансай)

Сессия 3. «Инструменты работы малых бассейновых советов»
Секретариат бассейнового совета: функции секретариата, регламент работы и сложности, возникающие при работе

Сессия 4. «Вовлечение местного населения в работу Бассейновых советов»
Вовлечение местного населения в процесс управления водными ресурсами и работу Бассейнового совета:
. Формальные инструменты (Общественные слушания, информационные кампании, социальные проекты)
. Неформальное вовлечение местного населения в управление водными ресурсами (Ашар (субботники), конкурсы среди школьников и молодежи, общественные мероприятия)
Информационные кампании для местного населения и работа со СМИ: опыт проекта UzWaterAware

Сессия 5. «Инновационные методы управления водными ресурсами»
Капельное орошение как инструмент эффективного управления водными ресурсами
Внедрение системы водоучета с разработкой программы полива для фермеров
ГИС-картирование как инструмент управления водными ресурсами Вопросы и ответы

Сессия 6. «Вовлечение науки в процесс принятия решений и работу бассейновых советов»
Опыт внедрения компьютерного моделирования стока рек и прогнозирование паводков в рамках проекта «Вода, образование и сотрудничество» (Smart

Waters), MIKE 11HD
Вовлечение студентов в анализ существующих проблем в бассейнах

Сессия 7. «Будущее бассейновых советов»
Групповые дискуссии по следующим вопросам:
. Каковы преимущества для речного бассейна при создании МБС?
. Что можно еще предпринять в рамках МБС, помимо того, что уже сделано, чтобы улучшить ситуацию или координацию как на отдельной реки, так и, в целом, по всему бассейну?
. Почему важен гендерный аспект при создании МБС?
. Каковы выгоды от создания единых речных структур (МБС реки) для совместного решения проблем?
. Как МБС могут существовать без поддержки со стороны проектов?

Панельная дискуссия с представителями международных организаций:
. Краткие выступления от программ развития
. Возможности работы на территории бассейнов


ЧТО СКАЖЕТ БАССЕЙНОВАЯ НАУКА О БАССЕЙНОМ ПРИНЦИПЕ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Геннадий Мингазов  кому: Александр, Гарапов, Зедон

Атаман, доброе утро!
Хочется верить, что на том форуме прозвучит твоя инициатива в продвижении бассейнового принципа построения общества, как я это понимаю.
Напиши, получил ли ты эту информацию, и что ты по этому поводу думаешь.
Копию этого письма пересылаю и нашим добрым друзьям, которые, возможно, также заинтересованы в твоих делах и мечтах!
Дружески: Ген


ВОПРОС, КОНЕЧНО, ИНТЕРЕСНЫЙ, НО ЯВНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ - БЕЗ ВСЯКИХ ПАРТИЙ

Спасибо Геннадий!
За твое послание, но я бы итак отреагировал на это сообщение по следующим обстоятельствам
1. Удивительное дело, но видимо именно отсутствие воды и заставляет наших азиатов заниматься не просто переливанием воды из пустого в порожнее как наши водяные службы все эти десятилетия, а именно передовой мыслью - бассейновыми категориями.

2. Почему передовой мыслью? Которой только в наших работах уже за четверть века. Да потому, что другого пути у человечества нет. Что поняли даже на Западе и нарисовали Водную директиву для ЕС в 2000 году, после наших многолетних требований. Могу сослаться на материалы даже парламентских слушаний комитета по экологии от 1995 года "Экологизация рыбохозяйственной политики на примере Азовского бассейна" и на ряд иных публичных слушаний.

3. Надо быть справедливым и отметить два факта. Во первых, в СССР были давно бассейновые службы еще со второй половины 20 века: и водные, и рыбные, и пр... Чего не было за рубежом. Но во Франции был принят закон о воде, откуда и появилось само понятие бассейнового совета для управления бассейном. Помню как на одном из конгрессов "Великие реки" в Нижнем Новогороде, еще перед Миллениумом мы вошли в разногласия с бывшим министром водного хозяйства  Михеевым Н.Н. в том, что он предлагал делить бассейновый совет на троих поровну - бизнес, власть и общество. Это был, конечно, шаг в их чиновничьем представлении - какому то обществу равные права. Но общество всегда было бы в роли дурака с одной третьей частью голосов и всегда власть-бизнес могли решать за всех. Ему это мною и было публично указано и заявлено, что его неправильно информировали о законе Франции, где голоса поровну по иному - половина у общества и другая половина у бизнеса и власти, причем последнее и решающее слово всегда за самоуправлениями, т.е. за обществом.
  Не прошло и нескольких лет, как в порядке опыта был сформирован такой бассейновый совет по реке Оке, куда было допущено общество в количестве трех голов, кстати, нижегородских коллег, на сотню записных чиновников. Естественно, что такой совет сразу и сдох, а может и пылится на полке и по сей день для отчета.

4. Что ни говори, но какой-то опыт у наших азиатских коллег уже появился, может быть, были и выделены на то гранты. Помню, что мы проводили работу соответствующую в Каспийской экологической программе. Мир ее праху, так как чтобы она вроде что-то принимала нового, гранты раздавала  - это точно, но вот куда все пропадало, это дело азиатское и тонкое. Во всяком случае по реке Урал ничего путного не получилось из-за алчности казахской стороны и глупости сопредельной нашей. Где-то аналогично можно вспомянуть и о судьбе разных программ по спасению Аральского моря, которые кончались обычно пропажей денег и слезным прошением новых в красивых юртах с чаепитием на площадях Европы. В том же Архусе в 1998 году. Правда вот там вместо ожидаемых ужасов засух и прочего аральского антуража на всех плакатах были пейзажи моря Азовского. Но это такие мелочи...


КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПОВЕРХ СТАРОГО ОСЛИКА

В данном мероприятии изначально заложена та же ошибка что и у нас - чиновники банкуют и думают о вовлечении общества. Конечно, побывав в современном Казахстане я убедился, что там вовлечь куда то фермеров это заведомо проигрышное дело за их мизерным числом. Не хотят и все тут. Вот скот пасти это их призвание, на конях скакать. А что-то там делать на земле и реках - увольняйте сразу. Менталитет кочевника. Ему пустыню давай, а река это чуждое. Бассейны они тоже понимают аналогично. Они же не будут ставить водозабор ниже сброса канализации, не будут! А это основной норматив закона Франции о воде. И даже наш город Новочеркасск еще с царских времен точно так же, как и во Франции, забирает воду из реки Аксай ниже по течению, куда сбрасывают все нечистоты. Еще хуже положение дел на наших Великих реках со сбросами канализации, и где всяк забирает
питьевую воду как во Франции, т.е. ниже сброса выше лежащих поселений.

Но есть отличие характерное и по Азии - Аральское море просто высохло из-за того, что все вышесидящие по Аму и Сыр Дарьям просто растащили всю воду по кишлакам и каналам. А чего удивляться, если в начале 20 века на всю наш Азию, тогда Туркестан, было только 5 млн человек всех племен и народов, а ныне их число возросло в десять-тридцать раз. Например, узбеков было 2,5 млн при царе, при СССР их число стало 20 млн, а ныне их уже 33 млн человек. Потому люди разбегаются кишлаками в Москву и Санкт-Петербург. Вроде бы понятно, что главная задача тут оседлать именно социум и ввести щадящий режим природопользования. И это кое-где дается в программе мероприятий, но очень далеки они от народа, как говаривали в старину....

 Иными словами бассейновые советы такая же фикция, как и у нас двойной муляж - и Совета, и общества самого. Я уже не говорю о бассейновом управлении по критическим точкам самого бассейна. Не говорю и об природоохранном укладе жизни, как у тех же казаков, которые были и в и на Урале, на Иртыше, и по аналогии можно было бы придумать что-то близкое и для рек Аральского моря. Если с казаками идет продолжение векового геноцида, то внедрение демократической идеи - казачьего станичного самоуправления в Азии вообще малопонятная категория для населения.

А ведь без этого никак и ничего не получится. Надо было репку чесать еще четверть века назад - ведь тогда бы было бы уже и бассейновое управление, и корпуса смотрителей природоохранной стражи, и прокорм за счет ими сохраненного.

Этому парадоксу - передаче именно коренному населению прав собственника на реку и восстановлению живых экосистем рек Урал и Дон были посвящены бассейновые семинары с участием всех природоохранных Конвенций ООН в 2007 году в Оренбурге (http://uralbas.ru) и 2010 году в Ростове (http://azovcenter.ru). Для экспертов ООН концепция бассейнового устойчивого развития явилась откровением, особо роль общества. Но как только казахская сторона по опубликованным материалам и сайтам в Астане осознала, что ради реки надо делиться правами на природу с самоуправлениями, так все сразу и сдохло. Таким образом, и ныне разрыв между обязанностью чиновников и участием общества остался.

Большие и Малые Бассейновые советы. Почему разговор только о малых бассейновых советах? И что они в их понимании - Большие такие бассейновые Советы? В классике этих категорий такого разделения нет. Есть бассейн Великой реки, значит есть и Бассейновый Совет этой реки. И она вправе иметь своего представителя во Всемирном бассейновом Совете. В свою очередь Бассейновый Совет делится в строгом соответствии со всеми бассейнами рек в нее впадающих, второго и третьего порядков. Сколько рек, столько и смотрителей рек, а стало быть и Советов. И каждая река представлена в более высшем Совете одним смотрителем, которого выбирает бассейновый совет из числа общественных представителей. А так как полнота всех решений остается за обществом, с приматом сохранения природы, то по определению не может быть никакого антиприродного решения. И уже второй вопрос в интересах самого общества, за бизнесом и властью остаются вопросы третьего уровня значимости. Т.е. долой воровских приматов. Довольно, натерпелись....

Конечно, для воров всех мастей это экстремизм и угроза их самодеятельности в грабеже природных экосистем, но таковы условия бассейнового устойчивого развития, т.е. сохранения всех естественных воспроизводств прежде всего за ограничение и за счет самого социума. В противном случае сожрут все живое на глазах еще живущего поколения людей. Именно из положений бассейновой концепции вытекают не только вопросы водопользования, но и ограничения городов и поселений безудержного расширения за счет природы. Понятно, что Центральная Азия уже запредельный случай и скоро она будет Сахарой, даже не средой, а просто пустыней, но иного пути у человечества просто нет. Финал данного мероприятия уникален в своем оптимизме паразита, а именно,
 "Как МБС могут существовать без поддержки со стороны проектов?"

И этим все сказано... Все остальное не более как излечение примочками умирающего... Не будет воды, не будет никаких Малых и Больших Советов. Пока не поставишь выживаемость социума в зависимость от естественных воспроизводств экосистем рек, он просто все сожрет - Центральная Азия тому лучший пример...