Накопленный опыт

Римма Стаханова
      Вика подошла к окну. Улица была пустынной, лишь  покачивался фонарь, бросая тени. Появился одинокий прохожий. Он медленно шёл, разговаривая с кем-то по телефону. Вдруг остановился, оглянулся  и,  повернувшись, пошёл обратно. Женщина дождалась, когда он скрылся из виду, и отошла от окна. Посмотрев на часы, зашла в ванную комнату, умылась и легла спать. Дети давно уже видели сны, а она всё боролась с бессонницей. Что только не передумала, пока, наконец, сон не сморил её. Проснувшись рано утром, приготовила детям завтрак, разбудила и пошла на работу, проводив их до школы.
   Всё как всегда, ничего нового. И так каждый день. «Неужели все так живут?» - думала Вика. Она решила после работы зайти к матери, поговорить, посоветоваться.
     - Мама, я так больше не могу, - пожаловалась она, -  он не хочет меня понять. Ведь я молодая, красивая, а он в упор меня не видит. Придёт с работы, поест и к компьютеру. А потом жалуется мне, что я с подругой часто время провожу.
   Надежда Ивановна выслушала дочь и задала вопрос:
   - И как часто ты с подругой время проводишь?
    - Всего раз в неделю, а может и реже, - спокойно ответила дочь.
    - А скажи-ка мне, дорогая, для чего ты замуж выходила?
   - Ну, вот чего ты глупые вопросы задаёшь? – возмутилась дочь. – Для того, для чего все выходят!
   - Я спрашиваю не про всех, а про тебя, лично, - уточнила мать.
   Вика смотрела на маму и моргала глазами, соображая, что ответить.
   - Не напрягайся. Я тебе напомню. Ты говорила, что любишь его. Так? И где она, твоя любовь?
   Вика задумалась. Она старалась понять, к чему мама ведёт этот разговор. Ведь это и ежу понятно - все выходят по любви, только почему-то она быстро проходит.  А Надежда Ивановна вспоминала свою свадьбу, не лёгкую жизнь с мужем, которого не любила. И, тем не менее, прожила с ним больше тридцати лет. Так же приходила к матери и плакалась, не думая о том, что делала ей больно, расстраивала её.
 Вернувшись из воспоминаний, она обратилась к Наде.
   - Дочка, ты что хочешь от меня услышать? Чтобы я обсуждала твоего мужа? Или хочешь услышать от меня совет? А что я тебе могу посоветовать? Я сама столько раз в жизни ошибалась… И очень жалею, что не вернуть то время и ничего не исправить… Ведь я догадываюсь, что у тебя появился любовник, и только поэтому тебе стал не мил твой муж.  Так вот учти, не муж плохой, а ты легкомысленная.  Чем быстрее ты это поймёшь, тем будет лучше и  для тебя, и для детей, и для мужа. Просто признайся сама себе, что ты сама во всём виновата. И не делай виновным мужа.
    Вика смотрела на мать, и ей было стыдно слышать от неё правду. Она вспомнила, что скандалы в семье начались именно тогда, когда она увлеклась мужчиной. Её стало всё раздражать: не так муж сел, не так посмотрел, от компьютера не отходит…Выходит, что мама права…Я сама во всём виновата. Но, что же делать? А как я смогу без Димы? Он такой ласковый, нежный…
  Мать догадывалась, что происходит в душе дочери. И ей было жаль её, но больше,  внуков и зятя.
    - Вика, запомни, счастье даётся с трудом. Только тогда оно будет цениться, когда узнаешь ему цену.
   Молодая женщина несколько дней думала над словами матери. И кто знает, может быть так бы и не поняла, если бы не случай.
    Однажды, возвращаясь поздно домой,  увидела скорую помощь  возле их дома. Сердцем почувствовала: что-то случилось. Вбежала на третий этаж, распахнула дверь и увидела врачей. Сергей лежал на диване, бледный, а рядом сидел врач.
    - Что случилось? – и она на коленях склонилась к мужу.
   - Всё хорошо, не волнуйся. Успокой детей, они напуганы.
   Женщина поднялась.
    - Что с ним? – обратилась к врачам.
    - Сердечный приступ мы купировали. Сейчас всё хорошо. Но нужно обязательно вызвать врача на дом, - и дав рекомендации жене, уехали.
    Вика сидела рядом с мужем, смотрела в его печальные глаза и думала о том, что, возможно, она сама является причиной его состояния. Сергей никогда не выяснял отношений, если даже был чем-то не доволен. А ей казалось, что он чересчур спокойный. Даже во время ссоры, никогда не прибегал к оскорблениям. Тогда что нужно женщине? Живи, да радуйся! Так нет! Скучно стало, вот и нажила себе головную боль.
   -  Мама, а папа поправится? – спрашивает восьмилетняя дочка и прижимается к матери.
  Вика беспомощно смотрит по сторонам, а в голове обрывки мыслей, слова матери: «За счастье нужно бороться, даже с собой. Тебе кажется, что где-то там, ты была бы гораздо счастливее, а с мужем ты несчастна. Поверь, Сергей мог бы осчастливить любую, но он любит тебя, а тебе  захотелось расслабиться, получить удовольствие, потому что быт заел. Но ведь за всё нужно платить. А главное, ты не думаешь о детях».
    «Почему я о них не думаю? Они накормлены, одеты, у них всё есть, что нужно для счастливого детства. Я их люблю. Что ещё нужно? Разве я плохая мать?» - размышляла женщина, занимаясь домашними делами.
   Она могла над этим думать дни и ночи, ища оправдание своим действиям. И как ни странно, всегда его находила. « Ну, почему муж до сих пор не спрашивает, что меня волнует? Ему разве безразлично, что происходит со мной?»
    - Мама, тебя папа зовёт, - сказал восьмилетний сын, оторвав мать от её мыслей.
    Сергей сидел на диване. Книга, которую он читал, лежала в стороне.
    - Вика, у меня теперь много времени свободного и, знаешь, я думал о том, что был плохим мужем и отцом. Я хочу всё исправить. Как только мне будет лучше, мы поедем отдыхать в Крым. Ты согласна? – услышав такое признание, она виновато опустила глаза.
    Женщина была удивлена, но, почему-то, не очень обрадовалась. Она смотрела на мужа отсутствующим взглядом, и он заметил это. Он понимал, что с женой что-то происходит. И даже догадывался, что. Но как ей сказать об этом, не знал? А вдруг он ошибается? Оставить всё, как есть? А если она решит разводиться? Как он будет жить  без детей?
    Вика невольно вспоминала Дмитрия. Он давал ей то, что ей не хватало в семейной жизни: внимание и ласку. Она помнила слова матери и обещание мужа, но не могла отказаться от любимого.
Время шло, ничего не менялось в жизни, но ничего и не происходило страшного. Улеглись страсти, муж поправился и так же сидел вечерами перед компьютером, Вика пропадала из дома, а возвращаясь, была весела и беззаботна. Она всё больше убеждалась в том, что это нормально, что все так живут.
   Выросли дети. У каждого уже были свои семьи. Виктория Владимировна стала давно бабушкой. Она овдовела и нянчилась с внуками.
   Однажды к ней приехал сын и пожаловался  на то, что жена его загуляла. Он просил у матери совета. А что она могла посоветовать? Смириться, как смирился его отец? Разойтись, и потерять детей?
Она молча смотрела на сына и думала: «Вот оно, когда  аукнулось, а сказать-то сыну и нечего».
    - Если сможешь простить, живите, - только и нашлась, что сказать мать, спустя какое-то время.
    -  Мама, это очень трудно для меня, - ответил сын, и мать понимала, что с его характером это даже невозможно.
  К старости, Виктория стала часто ходить в церковь и, однажды, приобрела библию. Начала читать и многое ей открылось. Многие расхожие цитаты были взяты из библии, например: что посеет человек, то и пожнёт. «Вот оно! Сколько времени должно было пройти, чтобы я могла это понять. Не зря же у детей такие же проблемы, как когда-то были у меня. И ничего уже не исправить, об этом ещё мама говорила. Почему молодые не думают? Им кажется, что жизнь долгая, и они всё смогут наверстать. Ведь и я так рассуждала.
    - Сынок! Все люди ошибаются, и ты не исключение. Жене тоже есть на что обижаться. Почему она тебя прощает? – произнесла женщина, вернувшись из прошлого.
   - Мама, ты что? Это она изменила мне, а не я ей, - возмутился он.
    - А тебя разве не в чем обвинить? Подумай хорошенько, так ли ты свят, как думаешь? Ударить женщину, это не достоинство мужчины, это его падение. Так если она тебя прощает за это, не должен ли и ты так поступить?
    Много прошло времени, прежде чем  в семье сына воцарился мир.
    - Павел, ты что-то молчишь. Как у вас дела в семье? – спросила мать сына, когда он пришёл поздравить её с днём рождения.
   - Всё у нас отлично! Не волнуйся! Я прошёл хорошую школу. Понимаю теперь, что нужно женщине.
  - И что же? – улыбнулась мать.
   - Внимание! Ей нужно внимание! Это так, оказывается, трудно, но я учусь, наступив на своё горло, - немного смущаясь, ответил сын.
      Мать искренне порадовалась за него.  Она впервые призналась сыну  в том, что только благодаря его отцу, удалось сохранить семью, и пожалела о том, что когда-то обманывала его. Сын  просто обнял мать, ни слова не говоря.