Жил-был я. Кн 3. Беседы. гл. 2

Ибрагимов Анвар
     - Отец, меня приняли в Партию. Сразу. С первого захода, - собравшись c духом, после долгого молчания, объявил я.
Отец не ответил, а только внимательно вгляделся в меня из-под своих густых «брежневских» бровей.
     С высоты тридцатилетнего партийного стажа, он прекрасно понимал, что значит прием в Партию. Особенно, в Армии.
     Это значит, что у кандидата в служебных делах и в моральном плане, в вопросах самодисциплины, а также дисциплины в подчиненном подразделении - полный порядок. И главное, группа сына - слаженная боевая единица, которая «хочешь - не хочешь», а в боевой и политической подготовке должна иметь только успехи. Таковы правила игры. А коль это произошло на третьем году офицерской службы, после кандидатского стажа, значит, сын сделал правильный вывод из своей предыдущей служебной деятельности.
      - Что ж я рад за тебя,- оценил Отец. – Значит, ты созрел, вырос. Значит, ты всё-таки выковал свой характер. Кха-ха-ха. – закашлялся он. – Значит, Родина в тебе не ошиблась.
      - Родина, - задумчиво произнес я. - Родина? А что знала обо мне Родина?! Обо мне. Одном, из верных её сыновей?! Обо мне, который, не задумываясь, отдал бы жизнь за Родину. Обо мне «без страха и упрека».
Родина. Да. Я мог. Ты ведь? Нет. Ты. Знаешь?
     - Знаю!
     - Родина,- как зачарованный, продолжал я. - В один момент ее светлый облик заслонило лицо контрразведчика, особиста, который тоже разговаривал со мной от имени Родины.
     - Да? - удивился Отец.
     - Когда-то я хотел связать жизнь с одной девушкой. И был полностью к этому готов. И вот. Совершенно неожиданно, приглашают меня в кабинет в Четырнадцатом доме Училища*.
     Я специально не разбирался и не задумывался? Её имя, фамилия, отчество были русскими. Но она имела какую-то часть крови коренного народа Земли Обетованной. Гремучий замес и красота. Какие-то её родственники по материнской линии уже переехали в Израиль, да и родители, как выяснилось, тоже собирались туда. Она? Она не хотела, по крайней мере, так говорила. Потом.
Какое мне дело до её национальности? Мне – человеку, воспитанному в духе интернационализма.
     Кровь для меня не существенна, мне важен Человек. Каков он. Его душа. Суть. Образ мышления.
     Да и не в этом дело. Отец, она любила меня. Любила!
     И я любил. Аж, «башню снесло».
     А мне Родина устами уполномоченного сотрудника: «А Вы знаете? А Вы понимаете последствия для себя?»
     - Чего?
     - Связи с этой девушкой?
     Что я в свои девятнадцать лет мог «знать и понимать». Я знал, что служу Родине, знал, что люблю женщину. И - «точка».
     Отец, почему ты не помог? Почему не подсказал? Что и о чем я должен был решать?
     - Я не знал, но, даже, если бы и сказал, то ты все равно не послушал бы меня, как не слушал в то время - тихо ответил Отец.
     - Ты не подсказал - и я решил - «Будь, что будет!». Сердцем решил. Потому что любил.
     Я – воин. Мужчина. Сам отвечаю за свои поступки. Я не думал ни о ее национальности, ни о ее родных. Она была моей. Я был с ней. Она допустила меня к себе! Мы прониклись друг другом. Мог ли я предать ее? Я – человек? Моряк, наконец?
     Нет.
     - Но она все-таки бросила тебя и уехала. Тем самым сдала тебя. Ярый. Она предала тебя.
     - Значит, мой грех, – не сбавляя скорости, ответил я.
     - Почему?
     - Потому что способа не нашел удержать ее.
     Потом остановился и посмотрел на Отца: «Значит, ты знал».
     - Узнал, впоследствии, - поправил он.
     - Лучше этой женщины, - заворожено продолжал я, - у меня никого не было.
     Она была сказкой, она была той, ради которой я б горы свернул....
     А мне мой визави: «Думайте - думайте, курсант». Этакий заменитель слова «предай», «отступись».
     Я не отступился.

     Как говорил наш замполит на комсомольских собраниях: «Совершившим проступок.... Оступившимся - нет места в сплоченных рядах Коммунистической партии», - и смотрел в мою сторону. Он бы сожрал меня. Но я хорошо учился, был здоровым и годным, а главное - готовым идти в любое пекло.
      Я не оступился.
 
      Как выяснилось, уже потом, в офицерстве, замполит побаивался твоих связей.
      - Какие там связи? - усмехнулся Отец. - Он чувствовал твой характер, пусть еще не твердый, но уже неломкий.
      - Ну-ну, - недоверчиво подытожил я. - Любого могли сломать. Но видимо я был не очень интересным. В наличии имелись фигуранты куда более круче и эффектней или эффективней. Кому как нравится.

      Вторая часть разговора перетекла в другое русло – типа: «Надо быть откровенней с «органами».
       Я чистосердечно: «Конечно, товарищ капитан третьего ранга, я люблю нашу Родину».
      - Молодец! Правильным курсом следуете, товарищ курсант. Надо Родине помогать, - похвалил особист, поигрывая пальцами по чистому листу бумаги.
      - Всегда готов.
      - Молоток, курсант!
      Надо, понимаете, надо. Особенно, сейчас, когда вокруг нашей многострадальной Родины, смыкается удавка империализьма. Каждый на своем посту. Бдительно. Бдить!
      - Согласен, товарищ капитан третьего ранга.
      - И я о том же. Понимаете? Надо знать обстановку. А для этого нужна информация. Её надо своевременно добывать. Сообщать настроения в коллективе. Мол, «Иван Ваныч, так и так». Можно по телефону, можно запиской, можно лично. В любое время, днем и ночью. На благо нашей страны.
Он рассмеялся: «Голубиной почтой, ёптить! Да?»
      - Да, - усмехнулся я в ответ.
      - Вы в самой гуще курсантов. Вы там свой? Да?
      - Да.

      Особист встал из-за стола: «Сиди – сиди», - махнул он рукой, перейдя на «ты». Подошел к окну, поясницей оперся на подоконник, но не заслонил солнца, и посему яркий свет слепил и, наотмашь, бил мне в лицо. А личность контрразведчика скрыла тень.
       - Мы должны быть в курсе разговоров, - уже инструктировал он, подбирая каждое слово, - в курсе настроений в классе и в роте. Кто с кем встречается, с какими суждениями приходит из Города. Какие высказываются мнения на те или иные события в жизни страны. Кем говорится? С чьих слов? Или голосов? Ведь содействие органам - это благое. Для Родины. Дело. Да?
       Я промолчал, а в голове крутанулось: «Слово и дело, слово и дело!» - и зловещая формула, открывшаяся мне при недавнем прочтении романа Валентина Пикуля, обретала свои истинные контуры и смысл.
      - Ты ведь знаешь, стоит вляпаться в еврейский вопрос и на тебе клеймо - «неблагонадежен», - донеслось из далёка - далека. -  Но всё решаемо: ты помогаешь нам, мы - тебе и тогда Ваши с еврейкой отношения – вне расчета.
      - Она - русская, - поправил я.
      - Русская, не русская, а в Израиль намылилась! – нарочито картавя, раздраженно ответил особист. - Скоро рассмотрение кандидатов на старшИнство рот и взводов. Золото на погоны – (красота!). И о «художествах». Твоих. Забудем.
      Я вопросительно посмотрел на «ИванВаныча».
      - Не верит. - ухмыльнулся он.
      Особист подошел к столу, положил дымящуюся сигарету в пепельницу и раскрыл тонкую серую папку, двумя пальцами подхватил лист и поплескал им в воздухе.
      «Тек-с, - произнес он, поворачивая напечатанный текст к свету. - Ага. 24 февраля с товарищами, в пивбаре «Адмирал» он же «Висляк», он же «Висла» обсуждали роман Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ». Читал?
      - Нет, - автоматом ответил я (действительно, никогда не читал).
Он внимательно посмотрел на меня.
      - Но молодец, не согласился с положительной оценкой романа курсантом - старшиной первой статьи М. и назвал автора «вражеским подпевалой» и «*****».
      - А курсант К. поддерживает автора?
      - Там же написано, - вглядываясь в трещину на стене, ответил я.- А что, что – то не так? Я не прав?
      Ничего не ответил контрразведчик, а только как-то жадно, с искрами,  затянулся сигаретой и на какие-то мгновения, по крайней мере мне показалось, мысленно, куда-то «отлетел».
      Потом «вернулся», зло, с нажимом, затушил, нет, прям-таки растёр сигарету в труху и продолжил.
      - С 4 марта на 5 марта прибыл из увольнения, в 3.50 ночи. При этом заранее склонил дежурного по роте старшину второй статьи  Т-ко к совершению должностного преступления, а, именно, к ложному докладу дежурному по третьему факультету кап.2 р. М. о стопроцентной явке курсантов 33 роты из увольнения.
       - Что сладко было у репатриантки нашей? А ведь заранее знал. Ходок. Что опоздаешь.
       - Не знаю, товарищ капитан третьего ранга, о чем это Вы?
       - А я знаю. Мосты. На Неве. Сводят и разводят. Заводи амуры на этом берегу, а то им «Ланскую» да «Гражданку»  подавай! И как ты умудряешься незаметно проникать в Училище? Что сквозь стены проходишь?
       - Сам удивляюсь.
       - Знаю  твои удивилки.
       Он еще раз вчитался: 22 апреля, 26 мая и так далее. Так что знаем, все знаем. 
      (А я подумал «Знаешь-знаешь, да не все. Про драку с «ВОСОвцами»** не сказал. Про...это - тоже не заикнулся, значит, кореша с которыми я был в деле, не стукачи. И на том спасибо».)
       Так недалеко и до отчисления. Товарищ курсант
       - Так точно.
       - Знаем. Все знаем, - встав за моей спиной, он положил руки мне на плечи. – В вашей стае не только орлы да соколы, но и вороны, сороки и... дятлы.
       Так что, соколик, пора одуматься и пора, а чем черт не шутит?! подумать о вступление в Партию, да и распределяться на Флот - по желанию. А? Как? – искушал уполномоченный.
       Я молчал. Будто заклинило. Внутри что-то зашевелилось. Засвербело. Защекотало соблазняющее чувство исполнения сформированных или полуоформленных желаний. Вот. Вот оно. Сейчас исполнится - только согласись. А тут и индульгенция под рукой - «Это на благо Родины».
       Заслонив солнце, он приблизился ко мне, и я увидел глаза. Чистые, честные. Благожелательные. Я ему почти поверил. 
      - Ты ведь любишь?
      - Кого?
      - ЕЁ.
      - М-м-м. Да, - смущенно промычал я.
      - Не стесняйся, мы все когда-то любили, - добродушно улыбнулся он. И пододвинул пачку сигарет, - кури.
      - Так помоги ей. Помоги ей обрести мечту.
      Расклад простой. Видишь ли, ты поможешь нам, мы не препятствуем ей. А дальше ее выбор. Всем хорошо.
      - Да. Но только не мне.
      - Как?
      - Она уедет, а я останусь здесь, - ответил я, возвращая душу из эмпиреев на грешную землю.
      - С такими перспективами и поддержкой, ты найдешь себе не хуже, а лучше. Так по рукам, договорились, - напирал мой визави. – Ты для нас, мы за тебя.
     - Она уедет, а я останусь здесь, - повторил я и, помолчав, добавил: «А я очень Родину люблю, товарищ капитан третьего ранга».
      Нелегко достался мне э т о т ответ. Нелегко. Я понимал, нет, шкурой чувствовал, что больше предложений не будет. А будет реакция.
      Он приблизился ко мне вплотную, и это был уже не «душка Иван Ваныч», а пронзительное лицо человека жёсткого и холодного.
      - Значит, отказываешь в помощи. Нам?
      - Да.
      - Да в смысле «да» или «да» в смысле «нет»?! – зарычал он.
      - Не буду стуЧАТЬ, - я сглотнул. - Нет, - не подобрав ничего другого, взволнованно, ответил я.
      - Нет? Нет?! - зарокотал особист.
      Я начал каменеть.
      Он резко обошел вокруг стола, прикурил – затянулся.
      - Подумай, - выпустив дым, неожиданно вяло предложил уполномоченный, - пока время не истекло. Мы два раза не предлагаем.
Его голос после напора стал мягким и даже томным, мол, ну, что тут такого, даже не интересно.
      А я опять: - Я очень... Родину.....
      Взрыв!
      - Мальчишка! Встать! – громогласно перервал он меня. - Родину любить - это вам не девок на «Пыльнике»*** мять! Родина вас поит-кормит, учит, воспитывает! Преданными ленинцами! Преданными стране, идеалам Коммунизма! По приказу, в любое дело, в любое дерьмо! - он поперхнулся слюной. – Кха! А вы? Отказываете ей в помощи?! Как ты посмел? Ты! На кого?! На Что, ты замахнулся?! – возбудился он.
      Не знаю, каким он был военным. Но есть одна аксиома - не раз испытано на себе. Чем больше орут на военного (курсанта, матроса, солдата), тем больше он твердеет.
      - Смирно!– взревел уполномоченный и, подойдя ко мне, еще раз заглянул в мои глаза, но до души и мыслей не добрался, постучал указательным пальцем по моему  лбу: «Думай».
      - Есть.
      - Свободен. – кратко сказал он и добавил: «Пока».
КрУ-Гом! Марш. Отсюда!
      - Есть! - я повернулся и строевым шагом вышел на свежий воздух.
      Белый лист бумаги так и остался лежать на столе незамаранным.

      «Очарованный» разговором, в волнении, я забыл одеть под бушлат галстук, так и нес его в руке, и на переходе с Северного двора на Парадный, аккурат у памятника Дзержинскому, «нос к носу», столкнулся с одним из начальников курсов Первого факультета, капитаном второго ранга, по прозвищу «Пиявка».Коим был остановлен, и под строгим взглядом Железного Феликса, подвергнут обструкции и раздолбону за неуставной «расхристанный» вид.
      «Дорогой ты мой человек! После беседы в Особом отделе Ваш нравоучительный монолог звучит для меня просто «полькой-минуткой» в исполнении трио мальчиков – баянистов, - думал я,изображая на лице сосредоточенность и внимание.
       Получив нагоняй и взыскание, я обрел чувство реальности и уже полностью уестествлённый, потащился в ротное помещение, докладывать командиру о лишение очередного увольнения из расположения Училища.
       Короче, от меня отстали, но злобу затаили.
       - Отделался легким испугом, - подытожил Отец.- А дальше?
       - Дальше? Мы встречались в ней еще полтора года. И всё у нас было. И духовно, и физически.
       Вина на мне, что не принял решения.
       А!!!
       - Почему ты кричишь? – спохватился Отец.
       - От боли.
       Он прижал меня к себе.
       - О каком решении речь, сынок?
       - Удержать ее, предпринять что-нибудь, чтобы не дать ей уйти. Прости, просто нужных слов не нашел.

       Через месяц она мне всё рассказала: о переезде, о родственниках, о планах на новую жизнь в чужом краю. Рассказала и резко оборвала со мной отношения. Я мучился, не понимая, что, что я сделал не так? «Обрывал» телефон. Но, увы, как в болото.
       Через два месяца она вернулась, точнее, сама нашла меня и без предисловий, наша любовь вспыхнула, как сверхновая звезда, и счастью не было предела. Омрачало одно - ее отъезд.
       Как выяснилось, я знал не всё. Осенью восьмидесятого, на проводах к постоянному месту жительства, она поведала мне о тяжелом разговоре на кафедре Института с таким же уполномоченным сотрудником. Поведала, что ей рассказали обо мне, в каких красках. Увы, мрачных. До неё довели, что я негодяй-разгильдяй и бабник, но под покровительством, потому что «стукачек» и так далее.

      У-у-у, больно вспоминать, - остановился я.

      Она не выдержала. На кон был поставлен беспрепятственный отъезд в «палестины», её и родителей – «Мол, надо заработать. Твой ферт (это про меня) тоже (?!) информирует органы, так что ты не отставай, а ТО...». Она приняла предложение уполномоченного, которое я отверг. Вот причина того, что она прекратила тогда встречаться со мной.
      Рассказывая об этом, она плакала, сигарета дрожала, и она никак не могла прикурить. Я забрал сигарету и отбросил в сторону. Потом прижал к себе, будто защищая от беды, и, гладя по волосам, успокаивал ее.
      Для меня её откровения были "не бог весть какими" новостями и не играли никакой роли. И прошли «так». Мимо. Главное было в том, что - уезжала Любовь. Навсегда. А я? Я оставался один. Но и тогда, на краю пропасти, я не чувствовал степень утраты.    Еще не чувствовал. Горечь и осознания пришли потом, когда я падал, падал без конца, в бездну отчаянья и одиночества.
        Я просто любил ее. А к любимым обиды и ненависти не испытывают. Глупо? Но честно.
       Приступы беспросветной тоски? Конечно были. Как же без них?

«Горе мое  среди бедствий – крупица,
Пусть вечно спят мои черные птицы.
Злоба моя пусть будет крупицей –
Пусть не летят.
              За тобой.
                Мои черные птицы».****
      Эти стихи того времени. Или!
      «Очарование июньского рассвета: воздух, замешанный на прозрачной свежести и запахе молодой листвы, чистоте золотистой синевы, ласке невинного ветерка. В отдалении - редкий ленивый воробьиный говорок. Благодать. 
Я держу сигарету, но так и не прикуриваю. Поворачиваюсь спиной к перилам лоджии и через прозрачный проем смотрю на тебя.
Ты в безмятежном блаженном сне. Нога поверх смятого тонкого одеяла - откровение и тайна наготы».*****
Это эхо того времени.

      Почему отстали? Не знаю, может моя настойчивость- служить Подплаву. Может моя непреклонность. Врать и увиливать я не умел, но и соглашаться на сотрудничество не желал. Упрямо не желал.
      - Так и сказал.
      - О чем?
      - Что «стучать» не будешь?
      - Так и сказал.
      - Смело.
      - Смело, не смело, но сердце билось, как у зайца, - чистосердечно заметил я.
      - Скажи, - поинтересовался Отец. – На гауптвахту. Это он тебя за решетку определил?
      - Нет. Это было «до». Так сказать: «До исторического материализма». Сам виноват. Апофеоз и поворотная точка в метаниях свободного художника.
      - Художник. Шалопай! – погрозил Отец.
      И мы благодушно рассмеялись.

      - Уже будучи в должностях и званиях, за рюмкой коньяка, на рауте, я как - то вкратце рассказал эту историю одному высокопоставленному чину из Флотских контрразведчиков.
      Выслушав, он посмотрелмне в глаза холодным взглядом (ровно как Иван Ваныч) и трезво произнес. «То, что тебя тогда не дожали, это наша недоработка. Но не все потеряно». Выждав паузу, усмехнулся и потеплел: «Шутка. Чего завис? Начисляй». Наполнив рюмки, мы чокнулись и выпили. «За Родину!»
       - Как у врачей: «Нет людей здоровых, а есть не дообследованные", - подытожил Отец, вглядываясь в свое прошлое.
       - Да. Слово и дело.

       Отец повернулся ко мне и, глядя в глаза, другим голосом сказал:
       "А теперь ответь мне, что для тебя - быть коммунистом?"



* Четырнадцатый дом Училища - в семидесятых годах прошлого столетия в общежитии курсантов четвертого и пятого курсов ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского, на первом этаже дома № 14 располагался представитель (или уполномоченный) «особого отдела» – военной контрразведки КГБ СССР.
** ВОСОвцы – курсанты Ленинградского высшего училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе. Крепкие ребята - извечные «враги» курсантов-дзержинцев.
*** «Пыльник» - в то время в Шуркенте (Александровском саду), за статуей обнаженного Геркулеса, аккурат на линии «статуя – Медный всадник», находилась площадка со скамьями, где вечерами собирались доступные и развратные барышни полусвета, радушные любому завернувшему туда марсофлоту. Ныне там великолепная детская площадка да молодые мамы с колясками и смартфонами. 
****Отрывок стихотворения «Баллада о птицах»http://www.proza.ru/2017/10/01/1364
***** Отрывок из миниатюры «Нить». http://www.proza.ru/2017/03/25/1982

Версия 2005 года.
http://www.proza.ru/2019/07/21/1426