От любви до ненависти

Татьяна Погребинская
Памяти жертв террористического акта 11 сентября 2001 года

В жизни мы часто встречаемся с неоправданной жестокостью, иногда с удивлением отмечая, что виновник содеянного не понимает, что творит. Если такого человека не остановить и не заставить задуматься, неизвестно, к какой беде может привести его безголовость.

11 сентября 2001 года по главным каналам различных государств (в том числе России) показали прямую трансляцию крупнейшей в мировой истории террористической атаки на здания Всемирного Торгового Центра (World Trade Center) в Нью-Йорке. Прошло уже семь лет, а страшные кадры до сих пор стоят у меня перед глазами, хотя я видела их только на экране телевизора. Что же должны были испытать те, кто не только вживую видел этот кошмар, но и пережил его?

Года три спустя по тем же каналам прошёл документальный фильм, который по минутам восстанавливал хронологию теракта. В основе фильма – множество показаний и свидетельств очевидцев и участников минувшей трагедии. Меня потряс рассказ одной чудом уцелевшей женщины.

«Наш офис находился на 93-м этаже северной башни торгового центра, - спокойным голосом, от которого перехватывало горло, повествовала она. – Когда в здание врезался самолёт, мне показалось, что оно вот-вот рухнет, такой силы был удар. Но оно продержалось более полутора часов, с каждой минутой превращаясь в ад для тех, кто пытался из него выбраться. Трудно было не потерять самообладания, когда всё вокруг тебя рушилось и горело. У некоторых людей не выдерживали нервы, и они начинали паниковать. Их было немного, но трудностей спасателям и спасавшимся они доставляли немало. Если бы паники не было, погибло бы гораздо меньше людей.
Наша группа спускалась больше часа, так как лифты не работали, а движение на лестницах затрудняли заторы. И когда пожарные вывели, наконец, нас на свежий воздух, я не сразу поверила в своё спасение.

Я думала, что сойду с ума от пережитого. Мне надо было чем-то занять себя, чтобы заново не перебирать в памяти те страшные минуты, которые преследовали меня.
В тот день я была в белых брюках. Пока мы спускались, они превратились в чёрные. Мне почему-то показалось, что до тех пор, пока я их не отстираю, я ещё не спасена. Грязь и копоть просто въелись в ткань, но я понемногу, по чуть-чуть, обычным мылом, вручную, каждый день отстирывала и отстирывала их, и мне становилось легче, будто я отстирываю не брюки, а собственное сердце. Это меня спасло».

В тот день, 11 сентября 2001 года, весь мир узнал имена исламских террористов Атты и Мирвана Аль-Шейх, по вине которых погибли 2 998 человек. Разве не были они маленькими мальчиками, над которыми матери пели колыбельные песни? Что должно было случиться, чтобы в их головах произошли необратимые изменения от любви до ненависти?

Когда мальчишка стреляет из рогатки по птицам или поджигает хвост и усы живой кошки, это уже не баловство, а синдром подрастающего варвара и палача. Кто знает, с чего он начинал: с убийства лягушки или со сдирания коры (по сути, кожи) с живого дерева? Важно и нужно, чтобы ни один из нас не прошёл мимо, сделав вид, что ничего не произошло.

Не обманывайте сами себя: произошло! И вы стали свидетелями, а значит, и соучастниками процесса, превратившего человека в нелюдя.

Не становитесь соучастниками!

11 сентября 2008