В. Крупин и Православие

Марков Геннадий
             В.Н.Крупин: «Я рос в православной семье...»

             "Православная жизнь" - сентябрь 2016 года


        7 сентября исполняется 75 лет со дня рождения   Владимира Николаевича Крупина – известного российского писателя, часто использующего в своём творчестве Православную тематику.
 
        Будущий писатель родился в селе Кильмезь  Кировской области, в семье лесничего.  Позднее В.Н.Крупин вспоминал: «Великое мое счастье в том, что я рос в православной семье. Нет, нас не ставили по утрам и вечерам к молитве, но иконы в доме висели, и мама всегда говорила нам: «То, что говорят в школе, слушайте и с учителями не спорьте, но дома не смейте плохо о Боге говорить!» На Пасху мы ходили в храм, и мама старалась, чтобы к этому главному празднику года все мы были обштопаны, чистенькие». Писатель говорит: «(...) Вся моя «бессознательная» жизнь прошла перед иконой Спасителя, которая висела у нас в красном углу. Да и сама домашняя атмосфера, меня окружавшая, была высоконравственной, другими словами, совестливой. А ведь совесть – это глас Божий в человеке».

       Владимир Крупин полагает, что ему и не нужно было приходить к Православию, потому что оно было рядом, уже с детства: «Несмотря на мои пионерские, комсомольские и партийные организации, я постоянно жил с ощущением Божественной надмирной силы, которая всегда стоит над нами. Сам удивлялся, когда в армии, в увольнении, меня отчего-то тянуло в храм. Позже, в институте (я учился в областном Педагогическом на Бауманской), частенько с однокурсниками заходили в Елоховский собор, ездили в бывший Загорск… И эта моя тяга в храм всегда радостно поддерживалась мамой».
 
       Владимир Крупин особенно часто вспоминает о трёх чудесах, случившихся в его жизни: «Помню, как мальчишкой бежал куда-то и вдруг меня будто с небес окликнули. Тогда я понял, что существует что-то надмирное, чего нет в этой «горизонтальной» жизни. Другое чудо случилось гораздо позже. Мой сын Володя женился на хорошей, славной девушке. И всё нет и нет у них детей. Сын говорит: «Мы, папа, хотим для себя пожить». Меня это просто приводило в ужас. И вот как-то я был в польском Белостоке, где находятся мощи Гавриила Белостокского, замученного до смерти младенца. Ну, там можно слёзы из камня исторгнуть, настолько удивительное зрелище: в серебряной раке лежит, как живой, младенчик. Я стал перед его мощами горячо молиться. И через некоторое время внук родился именно в день Гавриила Белостокского. Назвали мы его Володечкой, хотя надо бы, конечно, Гавриилом. А вот ещё было чудо. Когда в начале 1990-х я стал главным редактором журнала «Москва», то сильно посадил зрение. Без очков уже строчки не различал. И вот я на Святой Земле, едем к источнику Марии Магдалины. Краем уха слышу, как экскурсовод рассказывает, что ручей, около которого Иисус исцелил Марию Магдалину, — это радоновый источник. Доехали. Погружаться в источник не разрешали, но умыться было можно, что я и сделал. А наш художник Серёжа Харламов во время поездки постоянно рисовал. Я надевал очки и рассматривал его рисунки. И вот после источника в автобусе Серёжа мне говорит: «Посмотри мой набросок». Я взял листок и вдруг до меня доходит, что хорошо вижу без очков. Думаю: Господи, зрение вернулось! И вдруг враг нашего спасения подсовывает мне мысль: а ведь это радоновый источник помог. Тут же всё вокруг стало тускнеть, и я снова надел свои очки. Мне было явлено Божье чудо, а я не смог его уберечь. Вера у нас слаба, мало её еще». В.Н.Крупин говорит, что он «впервые причастился в 1978 году в Коломне», а регулярно  исповедоваться и причащаться стал  с 1980 года. В 1979 году в Ельце у писателя появился  духовный отец – иеромонах Нектарий, в миру Николай Александрович Овчинников, врач, военный хирург.
 
          Писательская деятельность В.Н.Крупина складывалась так. После окончания школы он работал в газете, закончил филологический факультет Московского областного педагогического института, работал учителем русского языка, редактором в издательстве «Современник». Писатель говорит, что уже с  начала семидесятых годов  он стал в открытую писать о необходимости веры и начал вкладывать в уста героев христианские истины. В 1980 году вышла легендарная крупинская повесть «Живая вода», в которой ставятся эти вопросы.  Другие известные произведения В.Н.Крупина: сборники рассказов «Зёрна» и «Вятская тетрадь», повести «На днях или раньше», «От рубля и выше», «Прости, прощай», «Великорецкая купель», «Крестный ход», «Последние времена»... Известный литературовед Вольфганг Казак полагает, что «манера повествования Крупина — свободная, часто с элементами комиче¬ского, иногда на грани фантастики. Проза Крупина своим символизмом напоминает притчу (...). Крупин — православный христианин, и он указывает на основные, религиозные про¬блемы человеческого существования (...)».
 
        С 1994 года В.Н.Крупин преподаёт в Московской духовной академии. С 1998 года он является главным редактором христианского журнала «Благодатный огонь». Владимир Крупин также является многолетним председателем жюри фестиваля православного кино «Радонеж». Ему в своё время была присуждена первая Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Шесть раз писатель был на Афоне, десять раз посещал Святую Землю... Писатель говорит: «Мы поднимаемся к молитве, а не опускаем ее до своего слабого понимания. Постижение языка молитвы – это наше восхождение по лествице. Никому еще не удавалось одолеть лествицу в два прыжка. Она требует прохождения каждой ступеньки. (...) Ты читаешь утренние и вечерние правила, стоишь на службе, слушаешь батюшку, обретаешь духовника, посещаешь святые места, читаешь великие книги столпов Православия… Все же не сразу. И вот ты уже приходишь к тому, что язык Церкви становится тебе не только понятен, а он уже твой, родной, он – в тебе, он – единственный, на котором тебя услышит Господь». Владимир Крупин уверен: «Одна только есть настоящая вера, Вера православная. Почему? Потому что на землю её принёс Господь, Сын Божий. Остальные религии, верования созидались гордыней падшего человека».