Календарь Буквицы*).
Неделя бук(о)вы «Одь»**).:
10-16 октября 2018 года.
Основное значение
бук(о)вы: «Богатство,
передаваемое по наследству
из уст в уста».
Златопёрая, золотая, переливающаяся в водной глади золотом своих чешуек, искрящаяся солнечными лучиками, отражающимися в каждой капле драгоценной влаги на узорчатой коже, играющая красотой оперенья в свете солнечного сияния, плещущаяся в изумрудной пучине «окияна»…
Как поэзия, звучат строки со словами о щуке из народного заговора: «...есть на окияне-море белой камень, и под белым камнем щука золотая и перьё золотое, и зубы золотые…»***).
О необыкновенной удаче гласит народная пословица: «Не поймал карася — поймаешь щуку»****).
«На то щука в реке, чтобы караси не дремали»*****). – это уже о положении щуки в качестве хозяйки рыбьего царства.
Народная мудрость, «Беды натворил: щуку с яиц согнал», «Не сгоняй щуку с яиц!», говорит о невероятной плодовитости щук: одна особь может выметать 20-200 тысяч икринок. Уменьшив многочисленные поколения щучьих родов, существует опасность лишить себя поддержки, опоры, в т.ч. изобилия.
В русских обрядах, в подблюдных песнях, она предвещает замужество и является символом богатства:
«Идет щучка ******).
Из Бела-озера.
Слава!
Воз везла
Из Новагорода,
На щучке фуфаечка
Серебряна-позолочена,
Как два глаза,
Как два яхонта.
Кому песню поем,
Тому добро.
Кому сбудется,
Не минуется.
Слава!»
Такой предстала передо мной в неделю осознания бук(о)вы «Одь» Её Величество Щука! Златая Рыба, Царь-рыба, - это всё имена Щуки, главнейшей из рыб в русском народном и сказочном эпосе, в образе которой на протяжении веков является к нам, русским людям, Богородица Ладушка-матушка*******).
...Она появилась в июле, в неделю «правления» бук(о)вы «Шта» (основное значение бук(о)вы: «защита»): я отчётливо почувствовала речной запах щуки. Проявилась в виде повышенного аппетита, «прожорливости».
Щука, эта Белая Рыба, сама будучи в прошлом «царским блюдом», заботилась о моём плотном теле. Из тонкого мира транслировала питательную энергию, необходимую для укрепления физического тела, тем самым защищая тонкое плотным в плотном, материальном, мире. Мой внутренний мир обретал крепкую внешнюю форму.
Удивительно, что, напротив, неделя с 10 по 16 октября ознаменовалась для меня процессом оздоровительного, профилактического, голодания. В результате я выгляжу, «как щучка».
Во время моих занятий английским языком, как специально, из глубин «лингвистической заводи» «всплыло» слово «a pike», «щука», которое внешне очень напоминает русское слово «река». Реки, озёра, как известно, - естественная среда обитания «златопёрой».
В июле мне довелось услышать от моей трезвомыслящей и рациональной дочери несвойственную ей фразу: «Пусть Сказка станет былью!». Это прозвучало, как: «По Щучьему веленью…».
И снова чудеса! «По Щучьему веленью...», и… в укромном уголке домашней прихожей обнаружила всеми забытый сундучок, полный монет: своевременный дар прародительницы, «богатство, переданное по наследству» Щукой, хотя пока и не «из уст в уста». Защита и поддержка. Настоящее сокровище!
Многие люди, читая сказку «По Щучьему веленью», задаются вопросом о том, почему щука, обыкновенная речная рыба, обладает могуществом, сравнимым с волей богов.
Всё проясняется, когда мы начинаем познавать культуру и знакомиться с мировоззрением наших предков.
«Щучье веленье» - это повеление верховной славянской богини. Ведь Щука - один из божественных образов богородицы Лады, в которых она является русским людям. Поймал Емеля не простую щуку, а золотую, златопёрую... В общем, в обличьи Щуки явилась к нему сама Лада.
Обратим внимание, что являясь именем собственным, слово «Щука» в сказке пишется с прописной буквы, или его необходимо писать таким образом.
На протяжении всего периода, с июля по октябрь, одной из важнейших оказывалась тема покровительства рода.
Упорядочивала «родовое древо» . Вникала в «семейные тайны». Расширяла словарный минимум, позволяющий дать чёткое определение каждому из членов рода и явлениям, сопутствующим родовым взаимоотношениям.
К тому же, как оказалось, немаловажно, к примеру, правильно произносить слово «родЫ» (форма мн.ч., Им.п., от сущ. «род», м.р.), или знать, что пращур, пращурка – это отец прапрадеда и мать прапрабабки соответственно.
В последние дни недели бук(о)вы «Одь» Щука снова «заглянула» в моё жилище...
Памятная дата. День рождения моей бабушки. Вспоминаем её родовую, в девичестве, принадлежность: Щукина.
Прикидываю в уме, как это по-древлесловенски.
Получается следующее:
Щукина - (Шта) защищающая (Оук) коны, уклад, устои, традиции и обычаи мира Прави (Како) как (Ижеи) истину Вселенскую (Наш) нашего (Аз) истока;
Щукины - (Шта) защищающие (Оук) коны, уклад, устои, традиции и обычаи мира Прави (Како) как (Ижеи) истину Вселенскую (Наш) нашего (Еры) единства.
Моя баба Тая была неприметной, «среднестатистической», казалось бы, ничего особенного в жизни не совершившей, особого следа после себя не оставившей, женщиной. Однако именно в свете сияния бук(о)вы «Одь» общая картина вырисовалась несколько иной.
...Закончила четыре класса церковно-приходской школы.
«Мамина дочка»: была «не разлей вода» с матерью.
Годы семейной жизни: 02.1941-02.1945. Мужа забрали на фронт в июне 1941г. Всю войну ждала его. После войны получила «похоронку» на мужа в военкомате. Молча принесла домой. Никогда не говорила на эту тему ни с кем из родных. Замуж более не выходила.
В 60-70-е годы проживала в одной из комнат, предоставленной ей школой, в которой она трудилась, убирая в школьных мастерских. В этот период времени, одной из первых, на свои сбережения купила чёрно-белый телевизор с увеличительным стеклом, устанавливаемым перед экраном.
Её жильё отличалось особенной чистотой. Всё сияло белизной: белоснежные наволочки, «накидушки» на подушки, подзоры, «задергушки» у спинок кровати, шторочки на окнах, шторы дверные, салфетки на полочках. На полу красовались чистейшие домотканые половицы и вязанные круглые коврики. Белые полотенца, без единого пятнышка, красовались у раковины для мытья. Всё это было изготовлено её собственными руками и обихожено.
Высокие стены её «светёлки» неизменно представали перед нами в свежепобеленном виде.
В этой комнате, в нежные годы детства, уютно устроившись перед сном на высоких пуховых подушках и перине, украшавших собою металлическую, с круглыми набалдашниками на спинках, кровать, мне довелось прочесть, дореволюционного года издания, книжный сборник с народными и авторскими сказками, такими как: «Волшебное кольцо», «Финист-Ясный Сокол», «Василиса Прекрасная», «Аленький цветочек», и другими.
Помимо того, что сказки произвели на меня неизгладимое впечатление, через много лет их прочтение обернулось для меня пробудившимся интересом к древлесловенской Буквице. Помню, как, увлечённая ходом сказочного повествования, я почти «пробивалась» сквозь тексты, испещрённые непонятной мне бук(о)вой «Ять», которая уже тогда лично для меня осуществляла «божественную взаимосвязь небесного и земного», напоминая о Белом Свете мира Прави, «льющемся» в мир явный «водами-ведами» волшебных фантазий и грёз, веры в торжество добра и поистине сказочной справедливости.
Белошвейка, рукодельница. Плела из тонкой капроновой лески сумочки. Всему была обучена своей матерью, урождённой Щукиной.
Любима и оберегаема старшим братом, моим родным дедом, всю жизнь находилась под его опёкой.
Многочисленные племянники и племянницы обращались к ней ласково и любовно, не иначе, как: «лёля»********)., «лёлька Тая», «нянька Тая», «нянюшка». Так на Руси обращались к родным тётушкам, лелекающим маленьких лялек, то есть любовно их нежащим, холящим, заботливо ухаживающим, оберегающим, и няням.
Сама «скрипела» от чистоты. Щёчки – румяные «яблочки». Аккуратная. Ладная.
До преклонных лет прямой, без изъянов, позвоночник, а также стройность и лёгкая поджарость придавали ей внешнее сходство с тотемной прародительницей, Щукой.
Основные черты характера моей бабушки для меня лично вырисовались только сейчас: скромность, чистота, кротость, красота, в общем и целом, – высокая культура, переданная ей своим родом.
...Сопоставление образа, стоящего за бук(о)вой «Одь», «передача богатства рода по наследству, из уст в уста»,
и фактов из биографии моей любимой бабушки, привело к неизбежному выводу о предназначении её жизненного пути:
защищать коны, уклад, устои, традиции и обычаи мира Прави, (согласно бук(о)ве «Оук»),
а, значит:
передавать по наследству, из уст в уста, богатство Рода, (согласно бук(о)ве «Одь»),
которое заключалось, в том числе:
во владении женским мастерством и рукоделием,
в создаваемых семейном ладе, уюте и чистоте,
в общем, - в передаче окружающему миру
Света Белого, Света Вышнего мира.
17 октября 2018 года.
Ольга Львова.
«P. S.» Сей «опус», посвящённый Щуке, рыбе-легенде, рыбе, символе плодовитости и изобилия, рыбе самого бога Рода, опубликован 16-ого ноября 2018 года, в период проживания бук(о)вы Фиты, основной образ которой - «слияние с природой».
*). Древлесловенская БУКВИЦА - алфавит древних славян.
**). «дивьей» строки. «Дивья» строка – неделя из «дивьего семестра», или шестой строки древлесловенской Буквицы (алфавита): Ять, Юнь, Арь, Эдо, Ом, Ен, Одь, согласно Волшебному Календарю Сказочной Руси. Автор календаря – Г.И. Левшунов.
***). : «...есть на окияне-море белой камень, и под белым камнем щука золотая и перьё золотое, и зубы золотые…» - «Щука рыба. Образ жизни и среда обитания щуки», https://givotniymir.ru/shhuka-ryba-obraz-zhizni-i-sre...
****). «Не поймал карася — поймаешь щуку» - народная пословица. Блог о пословицах и поговорках, http://pogovorki-poslovicy.ru/zemlay-priroda/poslovic.. .
*****). «На то щука в реке, чтобы караси не дремали» - народная пословица. «Белорусские пословицы и поговорки», https://socratify.net/quotes/belorusskie-poslovitsy-i...
******). «Идет щучка…» - подблюдная песня на русской свадьбе. «Щука в верованиях, обрядах и фольклоре русских», http://dazzle.ru/spec/gnsvvoif.shtml.
*******). Богородица Лада - Лада - богиня любви, миролюбия, миролюба (брак), красоты, лета; богиня первого поколения славянского пантеона Ясуней (светлая ветвь славянских богов); Рожаница-Мать (младшая Рожаница - Леля, дочь Лады), мать славянских богов. Любовь Лады – чистая, искренняя, возвышенная.
Борис Рыбаков, академик РАН, русский археолог, историк, в своих научно-исследовательских работах утверждал, что Лада имеет статус древнеславянской богини любви, красоты и лета.
На звёздном небе Ладе соответствует созвездие Большая Медведица, которое древние русичи именовали, наряду с другими названиями, Большой Лосихой. («Великая Лада...», ).
********). Леля - славянская богиня девичьей любви, красоты, счастья и весны; младшая Рожаница (старшая Рожаница - Лада, мать Лели), дочь Лады; супруга волхва Волха, чудесного охотника, оборотня, волшебника, обладающего даром обращаться в волка, сокола, щуку:
«…Стал Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
щукою-рыбою ходить во глубоких морях,
птицей-соколом летать под оболока,
серым волком рыскать во чистых полях». («Былина о Вольге и Микуле).
На звёздном небе Леле соответствует созвездие Малая Медведица, которое древние русичи именовали, наряду с другими названиями, Малой Лосихой. («Великая Лада...», ).