ЩУКА

Ольга Львова 3
                Календарь Буквицы*).               
                Неделя бук(о)вы «Одь»**).:
                10-16 октября 2018 года.
 
                Основное значение
                бук(о)вы: «Богатство,
                передаваемое по наследству
                из уст в уста».


               
   Златопёрая, золотая, переливающаяся в водной глади золотом своих чешуек, искрящаяся солнечными лучиками, отражающимися в каждой капле драгоценной влаги на узорчатой коже, играющая красотой оперенья в свете солнечного сияния, плещущаяся в изумрудной пучине «окияна»…
   Как поэзия, звучат строки со словами о щуке из народного заговора: «...есть на окияне-море белой камень, и под белым камнем щука золотая и перьё золотое, и зубы золотые…»***).

   О необыкновенной удаче гласит народная пословица: «Не поймал карася — поймаешь щуку»****).
   «На то щука в реке, чтобы караси не дремали»*****). – это уже о положении щуки в качестве хозяйки рыбьего царства.
   Народная мудрость, «Беды натворил: щуку с яиц согнал», «Не сгоняй щуку с яиц!», говорит о невероятной плодовитости щук: одна особь может выметать 20-200 тысяч икринок. Уменьшив многочисленные поколения щучьих родов, существует опасность лишить себя поддержки, опоры, в т.ч. изобилия.
   В русских обрядах, в подблюдных песнях, она предвещает замужество и является символом богатства:
   «Идет щучка ******).
Из Бела-озера.
Слава!
Воз везла
Из Новагорода,
На щучке фуфаечка
Серебряна-позолочена,
Как два глаза,
Как два яхонта.
Кому песню поем,
Тому добро.
Кому сбудется,
Не минуется.
Слава!»

   Такой предстала передо мной в неделю осознания бук(о)вы «Одь» Её Величество Щука! Златая Рыба, Царь-рыба, - это всё имена Щуки, главнейшей из рыб в русском народном и сказочном эпосе, в образе которой на протяжении веков является к нам, русским людям, Богородица Ладушка-матушка*******).

   ...Она появилась в июле, в неделю «правления» бук(о)вы «Шта» (основное значение бук(о)вы: «защита»): я отчётливо почувствовала речной запах щуки. Проявилась в виде повышенного аппетита, «прожорливости».
   Щука, эта Белая Рыба, сама будучи в прошлом «царским блюдом», заботилась о моём плотном теле. Из тонкого мира транслировала питательную энергию, необходимую для укрепления физического тела, тем самым защищая тонкое плотным в плотном, материальном, мире. Мой внутренний мир обретал крепкую внешнюю форму.

   Удивительно, что, напротив, неделя с 10 по 16 октября ознаменовалась для меня процессом оздоровительного, профилактического, голодания. В результате я выгляжу, «как щучка».

   Во время моих занятий английским языком, как специально, из глубин «лингвистической заводи»  «всплыло»  слово «a pike», «щука», которое внешне очень напоминает русское слово «река». Реки, озёра, как известно, - естественная среда обитания «златопёрой».

   В июле мне довелось услышать от моей трезвомыслящей и рациональной дочери несвойственную ей фразу: «Пусть Сказка станет былью!». Это прозвучало, как: «По Щучьему веленью…».
 
   И снова чудеса! «По Щучьему веленью...», и… в укромном уголке домашней прихожей обнаружила всеми забытый сундучок, полный монет: своевременный дар прародительницы, «богатство, переданное по наследству» Щукой, хотя пока и не «из уст в уста». Защита и поддержка. Настоящее сокровище!

   Многие люди, читая сказку «По Щучьему веленью», задаются вопросом о том, почему щука, обыкновенная речная рыба, обладает могуществом, сравнимым с волей богов.
   Всё проясняется, когда мы начинаем познавать культуру и знакомиться с мировоззрением наших предков.
   «Щучье веленье» - это повеление верховной славянской богини. Ведь Щука - один из  божественных образов богородицы Лады, в которых она является русским людям. Поймал Емеля не простую щуку, а золотую, златопёрую... В общем, в обличьи Щуки явилась к нему сама Лада.      
   Обратим внимание, что являясь  именем собственным, слово «Щука»  в сказке пишется  с прописной буквы, или его необходимо писать таким образом.

   На протяжении всего периода, с июля по октябрь, одной из важнейших оказывалась тема покровительства рода.
   Упорядочивала «родовое древо» . Вникала в «семейные тайны». Расширяла словарный минимум, позволяющий дать чёткое определение каждому из членов рода и явлениям, сопутствующим родовым взаимоотношениям.
   К тому же, как оказалось, немаловажно, к примеру, правильно произносить слово «родЫ» (форма мн.ч., Им.п., от  сущ. «род», м.р.), или знать, что пращур, пращурка – это отец прапрадеда и мать прапрабабки соответственно.

   В последние дни недели бук(о)вы «Одь» Щука снова «заглянула» в моё жилище...
   
   Памятная дата. День рождения моей бабушки. Вспоминаем её родовую, в девичестве, принадлежность: Щукина.
   Прикидываю в уме, как это по-древлесловенски.
   Получается следующее:
   Щукина - (Шта) защищающая (Оук) коны, уклад, устои, традиции и обычаи мира Прави (Како) как (Ижеи) истину Вселенскую (Наш) нашего (Аз) истока;
   Щукины - (Шта) защищающие (Оук) коны, уклад, устои, традиции и обычаи мира Прави (Како) как (Ижеи) истину Вселенскую (Наш) нашего (Еры) единства.

   Моя баба Тая была неприметной, «среднестатистической», казалось бы, ничего особенного в жизни не совершившей, особого следа после себя не оставившей, женщиной. Однако именно в свете сияния бук(о)вы «Одь» общая картина вырисовалась несколько иной.

   ...Закончила четыре класса церковно-приходской школы.
   «Мамина дочка»: была «не разлей вода» с матерью.
   Годы семейной жизни: 02.1941-02.1945. Мужа забрали на фронт в июне 1941г. Всю войну ждала его. После войны получила «похоронку» на мужа в военкомате. Молча принесла домой. Никогда не говорила на эту тему ни с кем из родных. Замуж более не выходила.
   В 60-70-е годы проживала в одной из комнат, предоставленной ей школой, в которой она трудилась, убирая в школьных мастерских. В этот период времени, одной из первых, на свои сбережения купила чёрно-белый телевизор с увеличительным стеклом, устанавливаемым  перед экраном.
   Её жильё отличалось особенной чистотой. Всё сияло белизной: белоснежные наволочки, «накидушки» на подушки, подзоры, «задергушки» у спинок кровати, шторочки на окнах, шторы дверные, салфетки на полочках. На полу красовались чистейшие домотканые половицы и вязанные круглые коврики. Белые полотенца, без единого пятнышка, красовались у раковины для мытья. Всё это было изготовлено её собственными руками и обихожено.
   Высокие стены её «светёлки»  неизменно представали перед нами в свежепобеленном виде.
   В этой комнате, в нежные годы детства, уютно устроившись перед сном на высоких пуховых подушках и перине, украшавших собою металлическую, с круглыми набалдашниками на спинках, кровать, мне довелось прочесть, дореволюционного года издания, книжный сборник с народными и авторскими сказками, такими как: «Волшебное кольцо»,  «Финист-Ясный Сокол», «Василиса Прекрасная», «Аленький цветочек», и другими.
   Помимо того, что сказки  произвели на меня неизгладимое впечатление, через много лет их прочтение  обернулось для меня  пробудившимся интересом к древлесловенской Буквице. Помню, как, увлечённая ходом сказочного повествования, я почти «пробивалась» сквозь тексты, испещрённые непонятной мне бук(о)вой «Ять»,  которая уже тогда лично для меня осуществляла  «божественную взаимосвязь небесного и земного», напоминая о Белом Свете мира Прави, «льющемся»  в мир явный «водами-ведами»  волшебных фантазий и грёз, веры в торжество добра и поистине сказочной справедливости.
   Белошвейка, рукодельница. Плела из тонкой капроновой лески сумочки. Всему была обучена своей матерью, урождённой Щукиной.
   Любима и оберегаема старшим братом, моим родным дедом, всю жизнь находилась под его опёкой.
   Многочисленные племянники и племянницы обращались к ней ласково и любовно, не иначе, как: «лёля»********)., «лёлька Тая», «нянька Тая», «нянюшка». Так на Руси обращались к родным тётушкам, лелекающим маленьких лялек, то есть любовно их  нежащим, холящим, заботливо ухаживающим, оберегающим, и  няням.
   Сама «скрипела» от чистоты. Щёчки – румяные «яблочки». Аккуратная. Ладная.
   До преклонных лет прямой, без изъянов, позвоночник, а также стройность и лёгкая поджарость придавали ей внешнее сходство с тотемной прародительницей, Щукой. 
   Основные черты характера моей бабушки для меня лично вырисовались только сейчас: скромность, чистота, кротость, красота, в общем и целом, – высокая культура, переданная ей своим родом.

   ...Сопоставление образа, стоящего за бук(о)вой «Одь», «передача богатства рода по наследству, из уст в уста»,
и фактов из биографии моей любимой бабушки, привело к неизбежному выводу о  предназначении её жизненного пути:
   защищать коны, уклад, устои, традиции и обычаи мира Прави, (согласно бук(о)ве «Оук»),
   а, значит:
   передавать по наследству, из уст в уста, богатство Рода, (согласно бук(о)ве «Одь»),
   которое заключалось, в том числе:
   во владении женским мастерством и рукоделием,
   в создаваемых семейном ладе, уюте и чистоте,
   в общем, - в передаче окружающему миру 
   Света Белого, Света Вышнего мира.


   17 октября 2018 года.

   Ольга Львова.

   «P. S.» Сей «опус», посвящённый Щуке, рыбе-легенде, рыбе, символе плодовитости и изобилия, рыбе самого бога Рода, опубликован 16-ого ноября 2018 года, в период проживания бук(о)вы Фиты, основной образ которой - «слияние с природой». 



 *). Древлесловенская БУКВИЦА - алфавит древних славян.

 **). «дивьей» строки. «Дивья» строка – неделя из «дивьего семестра», или шестой строки древлесловенской Буквицы (алфавита): Ять, Юнь, Арь, Эдо, Ом, Ен, Одь, согласно Волшебному Календарю Сказочной Руси. Автор календаря – Г.И. Левшунов.

 ***). : «...есть на окияне-море белой камень, и под белым камнем щука золотая и перьё золотое, и зубы золотые…» - «Щука рыба. Образ жизни и среда обитания щуки», https://givotniymir.ru/shhuka-ryba-obraz-zhizni-i-sre...   

 ****). «Не поймал карася — поймаешь щуку» - народная пословица. Блог о пословицах и поговорках, http://pogovorki-poslovicy.ru/zemlay-priroda/poslovic.. . 
 
 *****). «На то щука в реке, чтобы караси не дремали» - народная пословица. «Белорусские пословицы и поговорки», https://socratify.net/quotes/belorusskie-poslovitsy-i... 

 ******). «Идет щучка…» - подблюдная песня на русской свадьбе. «Щука в верованиях, обрядах и фольклоре русских», http://dazzle.ru/spec/gnsvvoif.shtml.

 *******). Богородица Лада - Лада - богиня любви, миролюбия, миролюба (брак), красоты, лета; богиня первого поколения славянского пантеона Ясуней (светлая ветвь славянских богов);  Рожаница-Мать (младшая Рожаница - Леля, дочь Лады), мать славянских богов. Любовь Лады – чистая, искренняя, возвышенная.
   Борис Рыбаков, академик РАН, русский археолог, историк, в своих научно-исследовательских работах утверждал, что Лада имеет статус древнеславянской богини любви, красоты и лета.
   На звёздном небе  Ладе соответствует созвездие  Большая Медведица, которое древние русичи именовали, наряду с другими названиями, Большой Лосихой. («Великая Лада...», ).

********).   Леля - славянская богиня девичьей любви, красоты, счастья и весны; младшая Рожаница (старшая Рожаница - Лада, мать Лели), дочь Лады; супруга волхва Волха, чудесного охотника, оборотня, волшебника, обладающего даром обращаться в волка, сокола, щуку:
«…Стал Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
щукою-рыбою ходить во глубоких морях,
птицей-соколом летать под оболока,
серым волком рыскать во чистых полях». («Былина о Вольге и Микуле).
   На звёздном небе  Леле соответствует созвездие  Малая Медведица, которое древние русичи именовали, наряду с другими названиями, Малой Лосихой. («Великая Лада...», ).