Альберт Мартин. Практические следствия кальвинизма

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ КАЛЬВИНИЗМА
Альберт Мартин (2007)
https://www.monergism.com/thethreshold/sdg/The Practical Implications of Calvinism.pdf

Опыт Бога

Бенджамин Уорфилд описывает кальвинизм как "взгляд на величие Бога, который пронизывает всю жизнь и весь опыт". В частности, насколько это относится к доктрине, его счастливое исповедание сводится к трем веским словам: Бог спасает грешников. Это значит, что когда мы сталкиваемся с великими утверждениями Писания, Бог не оставляет нас просто с некими доктринами. Цель Божьей истины, предстающей умам Его людей, заключается в том, чтобы, осознав ее, они обрели ее плоды в своем личном опыте. Так, великие доктринальные темы Еф.1-2 сопровождаются применением этих доктрин к практической жизни и опыту в главах 4-6. Цель, ради которой Бог дал нам Свою истину - это не столько наставление нашего ума, сколько преобразование всей нашей жизни. Но человек не может прийти непосредственно к жизни и опыту, ибо его опыт должен пройти через разум. И поэтому Божья истина адресована пониманию, и Его Дух действует в понимании как Дух мудрости и знания. Он не просто просвещает ум, чтобы через исследования наполнить его информацией. Цель, ради которой Бог наставляет ум, состоит в том, что тем самым Он стремится преобразить всю нашу жизнь.
Итак, каковы личные последствия кальвинистской мысли и истины в жизни и служении конкретного человека? Под личными последствиями я имею в виду результаты наших отношений с Богом без какого-либо сознательного упора на служение. Эти вещи не могут быть разделены в абсолютном смысле. Некогда было сказано, что "жизнь служителя - это жизнь его служения". Вы не можете отделить то, что вы есть, от того, что вы делаете, и вы не сможете отделить влияние истины на ваши отношения с Богом от влияния истины через вас. Чтобы сосредоточиться на этих принципах, можно мысленно разделить их, но я никоим образом не хочу создать впечатление, что эти два принципа образуют жесткие категории.
Затем я спрашиваю: каковы последствия кальвинистской мысли, этого видения величия Бога и спасительной истины Писания, поскольку оно относится к нам лично? В ответ мы вернемся к тому общему принципу, который Уорфилд называет "формативным принципом кальвинизма". Я цитирую его слова: "Кальвинизм заключается в глубоком чувстве Бога в Его величии, с горечью, неизбежно сопровождающей  реализацию истинной природы этой связи и отношение к Нему со стороны творения, в частности, греховного творения. Кальвинист – это человек, который отмечен Богом и который видит Бога в Его славе, и это выражается в чувстве недостоинства видеть Бога, будучи грешником, и в то же время, в осознании того, что Бог есть Бог, Который спасает грешников. Тот, кто верит в Бога безусловно и считает, что Бог должен быть с ним во всех мыслях, чувствах, желаниях, компасом всей его жизнедеятельности, интеллектуальной, нравственной, духовной, во всех индивидуальных, социальных, религиозных взаимоотношениях – тот, в силу строгой логики, определяющей принципы его мысли и жизни, с необходимостью станет кальвинистом.
Обратите внимание, что когда Уорфилд определяет, что такое кальвинизм, он использует слова глубоко опытного характера. Слова "восприятие" и  «реализация» имеет дело прежде всего с пониманием, хотя они выходят за его рамки, но когда мы приходим к таким словам, как "видение Бога", "чувство собственного недостоинства", "реализация истинной природы", мысль, чувство и желание - это слова опыта. Уорфилд действительно говорит, что ни один человек не является кальвинистом, ни один человек не является поистине библейским в своих мыслях о Боге, поистине религиозным или евангельским, пока эти понятия не войдут в глубины его опыта. Другими словами, Уорфилд сказал бы, что академический кальвинист - это неправильное название, поскольку говорить о «живом трупе» является оксюмороном. Когда душа и тело разделены смертью, когда душа кальвинистской мысли мертва, все, что остается - это труп, зловоние в ноздрях Бога и часто зловоние в церкви, если оно есть в служителе.

1

Имея такой опыт в отношении личных последствий, я хочу, чтобы мы вместе рассмотрели отрывок из Писания, в котором мы имеем исторический рассказ о том, как Бог делает человека кальвинистом. Обратимся к 6-й главе Исайи. «В тот год, когда царь Озия умер, я видел Господа, сидящего на троне". Исайя, который хорошо знал царя Озию и видел его на своем троне, говорит, что в том году, когда умер этот царь, он увидел истинного Царя. Он описывает это так (далее ВСЯ ГЛАВА Ис.6. - Пер.).
Вот описание того, как  Бог делает человека кальвинистом, то есть приводит его к такому видению Своего величия, что это повлияло на пророка таким образом, что его жизнь уже никогда не могла быть прежней. Первое, что поразило его в этом видении, - это облик Бога как Великого и Превознесенного, сидящего на Своем троне, так что все остальное, что явилось в этом видении - святость Бога, Его благодать, Его прощение - это лишь сияние Бога в славе Его величия. "Я видел Господа, сидящего на троне, высокого и превознесенного". Поэтому мы можем справедливо сказать, что это было видение суверенной святости, а также священного суверенитета, который осуществляется. И это явление Господа принесло дивные результаты в жизни пророка.
1. Прежде всего, это привело его к глубокому опытному познанию своей греховности. "Горе мне!": я в шоке, я в страхе, я падаю ниц! Кем был Исайя? Он явно не хиппи с улицы, кроющий бранью тех, кому он не интересен. Был ли он сторонником "новой морали", оправдывающей любые страсти? Нет, это был исполняющий заповеди Писания человек святой жизни, который сегодня был бы посвященным христианином. Но лишь когда к нему пришло видение Господа, оно обнажило внутреннюю развращенность его сердца и жизни. И я утверждаю, что Бог никогда не делает людей кальвинистами, не являя им Свою славу и величие и не принеся с этим достойное обличение греха в свете Своего всевластия и Своей святости.
2. Пророк обрел также глубокое понимание состояния своего поколения. Он говорит не только: "Я человек с нечистыми устами", но: "Я живу среди народа с нечистыми устами". Присмотревшись к людям, которых мы видим в его книге, мы находим, что они были чрезвычайно религиозны; они ежедневно приходили в храм, приносили жертвы, соблюдали праздничные дни. Но Бог сказал: «Я устал от всего этого. Не приносите Мне больше своего тщеславия. Вы можете много молиться, но Я не услышу вас". Если бы мы с вами стояли там в качестве зрителей, мы бы сказали, что религия в Израиле была в довольно хорошем состоянии. Но когда Исайя обрел видение и понимание величия Бога, это принесло ему осознание не только его собственной греховности, но и состояния его поколения и народа. И только тогда он мог познать на опыте благодать и прощение.
Поскольку Исаия почувствовал свою нечистоту, свою непочтительность в присутствии Господа, серафим взял уголь с жертвенника как символ основания, на котором Бог прощает грешников. Он коснулся им губ пророка, и хотя Исайя испытал боль, он услышал дивное слово благодати: «Твое беззаконие отнято, и твой грех очищен». Вот человек, который был приведен к видению своего греха таким образом, что он задается вопросом, как такой человек, как он, может жить в присутствии Единого Господа. Только тот человек может услышать слово прощения, который прежде пережил подавляющее его смирение. Причина, почему милость Божия так мало ценится в наши дни, состоит в том, что трансцендентное величие, суверенитет и святость Бога тоже ценятся очень мало, и мы не видим, что между Богом и нашим греховным я - бездна куда больше шага. Но Исаия видел эту бесконечную пропасть, и когда Господь коснулся и помиловал его, он стал человеком, который затем показал плод благодати.
3. Далее, все это кое-что говорит нам о человеке, приведенном в состояние полного смирения перед Богом. Далее Исайя говорит нам следующее: «Я слышал голос Господа, говорящий: "Кого Я пошлю, и кто пойдет за Мной?". Обратите внимание на реакцию пророка. Он уже увидел Бога в Его всевластии и святости и себя в своей нечистоте, и услышал  слово благодати и прощения. Что может сделать такой человек, когда этот Господь говорит, и он слышит Его голос? Он отвечает: вот я. Здесь нет ничего похожего на миссионерские рассказы о человеческом грехе и нужде, которыми иногда пытаются выбить из молодых людей самоуспокоенность и заставить их открыться Богу и покориться Его воле. Это было всего лишь почти неосознанное действие человека, который видел Господа и слышал Его голос, и он говорит: «Вот я, Господь, пошли меня». И как бы то ни было, Господь проверяет глубины этой исповеди, и мы находим в ней полное самоотречение и вверение себя путям Господа, как бы странны они ни казались, потому что пророку немедленно стало ясно: он должен служить Ему и, прежде всего, провозгласить суд. Иди, расскажи людям, что они не слышат, не воспринимают, не понимают, ибо сердце народа очерствело! Я посылаю тебя провозгласить Мой суд! И пророк не возражает и не говорит:  Господи, это несправедливо. Нет, он просто говорит: «Господи, как долго?». Другими словами: Господь, это Твое полное право - послать меня на служение, которое кого-то ожесточит и будет прежде всего служением суда. Ты Бог; Ты на троне; Ты свят, я грешен. Что я могу сделать, если не покориться Твоей воле, каковы бы ни были последствия?
Так Бог делает человека кальвинистом. Так или иначе Он дает ему такое видение Своего величия, всевластия и святости, того, насколько Он высок и превознесен, что это приводит человека в глубокое, опытное познание греховности - и его личной, и его поколения и народа. И Он производит далее глубокое, опытное  знакомство с Его голосом и Его милостью и полное предание себя воле и путям Божиим.

2

Я говорю здесь о порядке опыта, поскольку нельзя быть кальвинистом просто потому, что ваш зуд логической последовательности был удовлетворен системой кальвинистского богословия. Видели ли вы Бога? Были ли вы приведены к Нему? Я напоминаю вам слова Уорфилда: "Кальвинист - это человек, который видел Бога". Если кальвинист - это человек, который видел Бога высокого и превознесенного на Своем троне, то это человек, хотя бы отчасти подобный Исайе. Верно ли вообще тогда понятие "кальвинизм"? Единый свят, и Он обитает  в сознательном общении с теми, кто истинно связан с Ним как Высоким и Превознесенным. Эти две вещи едины: "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных" (Ис.57.15).
Что такое раскаяние? Это реакция грешника в присутствии святого Бога. И что такое смирение? Это реакция подвластного в присутствии Царя и Господина. Исайя никогда не забывал об этом видение, и он говорит: «Этот великий Бог обитает в этом высоком и святом месте, и вместе с тем - также со смиренными душами и сокрушенными сердцами, чтобы исцелить и оживотворить их.  Если ваше понимание кальвинистского мышления привело вас к тому, что вы можете хвалиться христианской свободой и превращать ее в повод к распущенности, то вы никакой не кальвинист. Сегодня Бог делает людей кальвинистами точно так же, как Он делал это в дни Исайи.
Я утверждаю, что человек не имеет права говорить, что он кальвинист, если он просто повторяет как попугай то, что он извлек из великого реформатского наследия. Он должен спросить себя: привел ли меня Святой Дух к глубокому чувству Бога, которое подействовало во мне и, по крайней мере, принесло какую-то благодать смирения? Бог наделил меня дарами и способностями? Если да, то что я имею, чего бы не получил, и что меня отличает? Понимаю ли я, что способности, будь то интеллектуальные или другие, у меня есть потому, что всевластный Царь на троне благоволил даровать их мне, и единственное различие между мной и этим бедным умственно отсталым ребенком, которого я жалею, заключается в том, что Он был рад сделать меня другим. Я должен от всего сердца спросить: Кто отличил меня? Человек, стоящий в присутствии Бога на престоле, тот, кто имел это зрелище и чувство величия Бога, признает, что все, что он имеет, было ему дано Им. Смирение - это не стеснение. Смирение - это честное признание: Он Бог, я всего лишь тварь. Все, что у меня есть, происходит от Него, и только Он заслуживает за это похвалы и чести.
И это то переживание, которое мы видим у Исайи. Бог превознесен и воссел на троне; у меня нет прав ни на что от Него, но у меня есть невыразимая привилегия знать и исполнять Его волю. И разве не такой была реакция Исайи? Что О, неописуемый восторг познания и исполнения воли Бога! еще я могу сделать, кроме как сказать: «Вот я»? Это не приносит только смирение и подчинение, но истинное раскаяние, потому что я вижу тогда, что все мои  грехи были принесены прежде всего жестким, бунтующим сердцем, действующим против престола Божия. Неужели я не любил Его всем сердцем? Тогда это была анархия. Разве Он не требует и не заслуживает моей безраздельной привязанности? Я не хотел любить ближнего как самого себя, и отдал дань  этому греху в неуважении к родителям, неуважении к правам, чистоте и репутации других. Это тоже возмутительный бунт против власти Божией. Разве всякая гордость - это не попытка присвоить славу, принадлежащую Его престолу, и на самом деле сказать: Боже, позволь мне взять славу с Твоего трона? Разве это не стремление окрадывать славу Божию?
Именно поэтому ложное представление о Боге на самом деле не может дать ни смирения, ни повиновения, ни раскаяния, ни благодарности. Ибо только благодаря Его всевластию я имею от Бога здоровое тело, ясность ума и прежде всего - дар Его благодати. И в то же время это дает уверенность в том, что Бог находится на Своем престоле, что ничто прошлое, настоящее или будущее не поколеблет Его трона ни на миллиметр. Иегова царствует: да трепещет земля! Уверенность, непоколебимость, радость несмотря ни на что из того, что происходит - вот что дает такое видение! Он воссел на Своем троне, и все будет в порядке.
 Бог сделал вас кальвинистом? Я не спрашиваю, читали ли вы книги Кайпера, Бойтнера или Уорфилда. Я спрашиваю: имели ли вы такое видение от Бога? Сокрушил ли Он вас, чтобы даровать его милость смирения, покорности, раскаяния, благодарности, уверенности и радости? Вот что делает кальвинистом. Если мы это узнаем, мы захотим сказать: Боже мой, как Ты чудесен!

Теперь мы обратим внимание на конкретные сотериологические аспекты кальвинизма. Я уже говорил, что спасительный аспект библейской истины, обычно называемой кальвинизмом, будет в центре нашего внимания. Мы исповедуем, что Бог спасает грешников. Какое влияние это должно иметь на жизнь человека? Является ли кальвинизм в сотериологии действительно провозглашением милостивого спасения Бога, которое Он осуществляет всевластно и могущественно для избранных грешников? Если это так, то в самом ядре кальвинистского, библейского мышления относительно спасения лежит убеждение, что Бог взял на Себя инициативу, Он что-то сделал и продолжает делать сейчас. Уорфилд может сказать: «Таким образом, нет ничего, против чего кальвинизм выступает тверже, чем любая форма и степень самоспасения. Он ставит надо всем Бога в Его Сыне. Иисус Христос действует через Святого Духа, Которого Он послал как наш настоящий Спаситель". В глазах кальвиниста грешный человек нуждается в действенной помощи для спасения, а не в побуждениях к тому, чтобы спасти себя самому. Кальвинизм считает, что Иисус Христос пришел не советовать, не призывать, не помогать человеку спастись, но реально спасти его через действенную работу Святого Духа в нем. Это корень кальвинистской сотериологии.
Если это так, то в основе этой сотериологии лежит убеждение, что Бог спасает грешников. И если мы не хотим отказаться от смысла этих слов, то они должны означать на практике две вещи в жизни человека.
1. Во-первых, это должно привести к честному самоисследованию. Я не имею в виду под этим нелепую или невротическую интроспекцию, хотя и считаю, что страх перед таковой удерживал многих из нас в реформатских кругах от честного самоанализа. Под самоисследованием я имею в виду простое послушание словам 2 Кор.13.5: "Испытывайте себя; самих себя исследуйте. Или вы не знаете, что Иисус Христос в вас, если не будете осуждены?" (KJV). Я имею в виду также послушание увещеванию 2 Пет.1.10: «Приложите усердие, чтобы сделать свое призвание и избрание твердыми" (KJV). Подобные слова встречаются во всем Новом Завете. "Не обманывайте себя"; "пусть никто не обманет (в СП не прельстит) вас"; и сказать об этом - наш библейский долг.
Вполне очевидно, что это следствие кальвинистской концепции. Поскольку Писание заявляет, что все, кто действительно спасен, являются новым творением Божьим (Еф.2.10), то я должен задать вопрос: я отношусь к этому творению? Вопрос заключается не в искренности моего решения или моих действий. Вопрос также не в том, что я сделал, чтобы принять Христа и Его спасение. Существенный вопрос заключается в следующем: сделал ли Бог что-то во мне? Речь не о том, принял ли я Христа, но о том, принял ли Христос меня. Проблема не в том, нашел ли я Господа, но в том, нашел ли Он меня.
Один из старых наставников в Израиле задавал тем, кто стремился быть допущенным к столу Господню и членству в Церкви, два вопроса. Во первых, говорил он, что Христос сделал для вас? Он хотел убедиться, понимают ли люди объективное основание, на котором Бог принял грешников. Он хотел посмотреть, понимают ли они, что люди принимаются Богом на основании дела Иисуса Христа и ничего больше. И если ему было ясно, что они не думали, что они будут приняты в силу их раскаяния, слез и дел, но только благодаря заслугам Христа, он задавал второй вопрос: "Сотворил ли Христос вас заново?". Вы знаете, что он сделал для вас, теперь мой вопрос: что Он сделал в вас? Он задавал этот вопрос, ибо понимал ужасную возможность того, что человек может иметь интеллектуальное понимание того, что Христос сделал для грешников, и все же быть совершенно незнакомым с Его могущественной работой в грешниках. И поэтому я хочу задать некоторые вопросы и для вашей совести.
Во-первых, были ли вы обличены Богом в своем грехе и растлении в такой степени, чтобы испытать то, о чем мы сказали? Единственные люди в мире, которые по-настоящему благословенны - это те, с кем Дух работал так, что они могут сказать по опыту: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся". Как Бог делает людей истинно благословенными, по-настоящему счастливыми? Прежде всего Он дарует им печаль при виде того, как они обнищали во грехе. Что такое вообще нищета духа? Это не какая-то псевдоблагочестивая попытка убедить себя, что я несчастный червь и негодяй. Нет, это просто взгляд на то, что вы есть на самом деле, и видя, что вы ничего не имеете и ничего не можете сделать, вы узнаете, что такое благодать и спасение Бога. Результат Его обличения таков, что вы видите, что можете навеки подвергнуться Его праведному гневу и погибнуть в вечном огне. Если нет, я сомневаюсь, что вы можете утверждать, что Христос - ваш Спаситель, поскольку Он Сам говорит, что пришел призвать не праведных, но грешников к покаянию.
Нищие духом вполне осознают свой грех и развращенность. Можно, однако, принимать доктрину полной развращенности как теологическую концепцию, и при этом быть быть таким же злым, гордым и самоправедным, как сам дьявол. Знаете ли вы те внутренние лишения, которые привели вас к нищете духа? Вы признаете свой грех против суверенного Бога? Привел ли Он вас к тому, что вы ненавидите свой грех настолько, что оставляете его ради Христа?  Один старый писатель прекрасно сказал: «Когда Святой Дух приносит в нашу жизнь гармонию благодати, Он всегда начинает с басовых нот". Он начинает с сурового обличения, открывающего нашу нужду в Спасителе. Пришел ли я к тому, чтобы увидеть, что если Он не начнет Свою работу, я сам никогда не помогу себе?
Следующий вопрос, который я задал бы, заключается в следующем: "Подтверждаются ли во мне плоды Его дела? Могу ли привести то,  что является положительным, неоспоримым доказательством того, что Бог работает во мне?". Я сказал бы без всякого страха противоречия в свете Священного Писания, что доказательством является библейская святость. Конечно, так называемые пять пунктов кальвинизма - это еще не все. Тем не менее мы не можем изменить ход истории, и поэтому Пять пунктов дошли до нас и мы должны научиться жить с ними. Возьмите последние четыре момента - безусловное избрание, особое искупление [Христос умер, чтобы спасти конкретных людей], действенный призыв Бога и сохранение Божьего дела во всех, кого Он призвал и соединил со Своим Сыном. Что является конечным фокусом всего этого? Конечно, это проявление славы Божьей благодати, как мы читаем в Еф.1; но как именно как проявляется эта слава? Он принял полностью развращенных существ и сделал их полностью мужчинами и женщинами, в которых можно увидеть само подобие Сына Божьего. В чем тогда цель избрания? В Еф.1.4 мы читаем: "Он избрал нас в Нем до основания мира". Что тогда мы должны славить в нашем избрании? Оно для того, "чтобы мы были святы и без порока перед Ним". Цель избрания - это святость! Какова цель искупительного дела Христа? Послушайти Тит 2.14: «Кто отдал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам". Есть и действенный призыв Бога: "Верен Бог, призвавший вас к общению с Сыном Его, Иисусом Христом, нашим Господом" (1 Кор.1.9 KJV). Это призвание в жизнь реального общения со Христом, "ибо Бог не призвал нас к нечистоте, но к святости" (1 Фес.4.7).   Опять же, есть сохранение и стойкость святых, настойчивость на в путях святости и послушания, ибо Писание говорит: «Следуйте святости, без которой никто не увидит Господа" (Евр.12.14 KJV). "Если соблюдете слово Мое, тогда вы действительно Мои ученики". "И узнаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоан.8.31-32).
Итак, какой бы части структуры кальвинистской сотериологии мы ни касались, мы касаемся живой Божьей цели иметь святой народ. Но зачем? "Кого Он предузнал, тех и предопределил соответствовать образу Сына Его" (Рим.8.29). И если так, то я должен задать вопрос: воплощается ли во мне цель избрания Божия? Он избрал меня во Христе для того, чтобы, будучи искупленным и призванным во времени, я мог  начать быть святым во времени. и эта работа совершенствовалась в вечности. Единственная уверенность, которую я имею, в том, что я искуплен, чтобы быть святым, и буду совершенствоваться в святости, строится на том, что я преследую святость здесь и сейчас. По существу святость - это соответствие явленной воле Божией в мыслях, слове и делах, через силу Святого Духа и через союз с Иисусом Христом. Святость, благочестие - это свидетельство того, что цель нашего избрания претворилась в жизнь, и она находит свое выражение в послушании. Вот почему Иоанн может сказать: «Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Его усовершенствовалась" (1 Иоан.2.5 KJV). Вот цель того, кто верен слову Божию. Так есть ли ясные доказательства того, что я испытываю причастность Иисусу Христу через Его Слово? Ибо он призвал меня в общение с Самим Собой, и если я действительно призван, то я не чужд опытному знанию Господа. Знаю ли я на опыте, что я спасен Божией силой? Тогда спасение должно проявиться в моей настойчивости. Единственное доказательство того, что Он спасает меня, которое у меня есть, в том, что по Его благодати я могу быть стойким.
Вот практическое значение кальвинистской сотериологии. Вот что заставляет меня задавать вопросы, которые вводят меня в контекст честного библейского самоанализа. Джон Беньян был прав, когда он ввел в свое бессмертное "Путешествие пилигрима" раздел, в котором верный христианин вступает в общение с человеком по имени Болтун. Я настоятельно рекомендую вам внимательно прочитать его. Это показывает, что Буньян признал, что существует такая вещь, как интеллектуальное убеждение, что только Бог может спасти грешников, и что спасение - это работа, в которой Бог спасает грешников; но реальная проблема в том, что должно быть опытное применение этой истины силой Божией к моему сердцу и моей жизни.
Примерно год назад к мне пришел молодой человек, выпускник семинарии, чтобы поговорить о некоторых вопросах, которые беспокоили его в моем служении. Он начал: «Мистер Мартин, я хочу задать вам простой вопрос: бывает ли призвание обойти страну, чтобы расстроить веру людей?". Я ответил: "Мое призвание не обойти страну, чтобы кого-то расстроить, но объявить весь совет Божий, один из аспектов которого фокусируется на этом принципе, что можно формально верить и быть потерянным, чуждым благодати, ибо Писание говорит, что "Царство Божие не в словах, а во власти. Павел говорит, что "наше Евангелие появилось не только на словах, но и во власти и во Святом Духе и в полной уверенности" (KJV). Пока в Писании есть Мтф.7.21-23, и пока у меня есть голос, я буду будить служителей и исповедующих христиан, говорящих: Господи, Господи, но которым Христос однажды скажет: отойдите от Меня, Я никогда не знал вас"! Я бы никогда не хотел быть невольным инструментом дьявола, чтобы расстроить веру настоящего чада Божьего, которое может быть как г-н Беньян или другие люди, которые находятся на пути в Небесный город, но которые имеют проблемы с уверенностью, сомневаются или терпят какие-то неудачи. Я никогда не хочу винить братьев, чтобы разрушить или повредить веру истинного христианина. Но я был бы немым псом, если бы молчал о том, что недостаточно просто верить в какую-то доктрину, даже кальвинистскую. Если спасение от Господа, то проблема - начал ли Он работать во мне? Поэтому я утверждаю, что эти учения, применяемые к сердцу, приведут к честному самоисследованию.
2. Во-вторых, эти доктрины приведут к разумному библейскому преследованию искреннего благочестия. Что это такое? Коротко говоря, три вещи.
1. Святая бдительность и недоверие к самому себе. Я действительно верю, что я настолько поврежден, что Бог должен начать работу, и что даже после того, как я возродился и присоединился к Иисусу Христу, я таков, что если бы Бог отнял от меня Свою руку на мгновение, грех  вернул бы меня назад к любому беззаконию, доступному человеку. Такое убеждение будет производить святую бдительность и доброе недоверие к себе. Если я знаю, что растление, которое остается во мне, похоже на сухой дерево, а любой соблазн подобен горящему углю, я не посмею кокетничать с грехом. Я могу отойти от, возможно, узкого законничества фундаменталистов с их списками грехов и добрых дел, но если я открыл  славную правду свободы во Христе, я не буду использовать эту свободу как право на распущенность. Я знаю, что во мне есть ужасный потенциал зла, и молюсь против него.
2. Постоянный молитвенный настрой. Если спасение - дело Господа от начала до конца, то Он несомненно поможет, и Его помощь дается тем, кто взывает к Нему. Он работает во мне по Своему благоволению, но я должен попросить Его делать это. Слово показывает прекрасное слияние этих двух вещей: Божий завет обещает сделать что-то суверенно и мощно, и, присоединившись к нему, люди просили Бога о том, что Он обещал сделать. В Иез.36 мы видим расширенное заявление о благословениях Нового завета. Бог делает великое (ст.25-36), но в ст.37 мы читаем: "Так говорит Господь Бог; Я еще спрошу дом Израилев, чтобы сделать это за них". Я сделаю, но Меня будут просить. В домостроительстве благодати Бог пробуждает сердца тех, кому Он даровал желание благословений, чтобы они просили Его действовать всевласттно и мощно. Мэтью Генри в своем "Простом пути" говорит: «Когда Бог соизволяет благословлять Своих людей, Он делает так, что  они молятся за благословение, которое Он хочет дать им".
Итак, если я верю исповеданию, что Бог спасает грешников, что Он не только восстанавливает их, приводя к покаянию и вере, но что Он хранит их и в конечном итоге приводит к Своему присутствию - если это Его работа, тогда она будет производить последовательную молитвенность, не только святую бдительность и недоверие к себе, но стремление постоянно просить Его, чтобы Он исполнял во мне то, что обещал. Ибо что такое в конечном счете молитва? Это сознательное заявление о моей беспомощности перед Богом. Настоящий кальвинист - человек, который исповедует устами, что благодать должна не только пробудить его и восстановить, но также должна его сохранить, и он исповедует это в своей молитве, когда на коленях вопиет: "Не введи меня в искушение, но избавь меня от лукавого". Он кричит: я не могу даже получить мой хлеб на сегодня, Господь, если Ты не поддержишь мою жизнь и не благословишь труды моих рук: дай мне в этот день мой хлеб насущный". Истина, что Бог спасает грешников, произведет в сердце истинного христианина разумное библейское стремление к благочестию, святой бдительности, последовательной молитвенности.
3. И наконец, это доверяющая зависимость от Бога, Который исполнит все, что намеревался. Если я согрешил, я отвергнут Им? Нет! Слово Божье говорит: "Семь раз упадет праведник и встанет" (Притч.24.16). И поэтому я пришел, признавая, что мое послушание не основание для моего оправдания, не основание даже для того, что я прихожу к Богу как грешник, который был ошеломлен грехом, и я снова бегу к Посреднику Нового Завета. Петр ставит вопрос об обращении к Господу в настоящем: "К Которому Вы приходите", а не "пришли". Так часто в наши дни мы слышим, что «кто-то пришел ко Христу». Но христианин - это человек, который приходит к Нему постоянно! Мы читаем в Евр.12: "Но вы пришли" (в СП приступили), - и апостол упоминает все благословения Нового Завета, и они таковы: «Вы пришли... к Иисусу" - Посреднику Нового завета. Если кто согрешил, ныне у нас есть Заступник пред Отцом, Иисус Христос, Праведник. Разве это не значит, что истинный христианин не съеживается при обличении своего греха? Каждое обличение греха в жизни истинного верующего снова заставляет его идти к Спасителю  и делает Христа еще более драгоценным? Когда вы ощущали лучший аромат жизни, чем после свежего поцелуя прощения на своей щеке? Грех, прочувствованный и оплаканный, заставляет христианина снова бежать к Посреднику Нового Завета, Который знает все о наших неудачах, и взывать к Его благодати и милости, к страдавшему Первосвященнику, принесшему Свою бесценную Кровь перед Отцом. И поэтому существует доверяющая зависимость от Бога, Который исполняет все Свои цели. Когда я слаб, мне нужно помнить, что Он молится за меня. Он сказал Петру: «Сатана хотел, чтобы Я просеял вас, как пшеницу. Но Я молился за тебя, чтобы не оскудела вера твоя". Христос не говорит: Я молился, чтобы мужество не оставило вас.  Ваша храбрость потерпит неудачу, но Я молюсь, чтобы ваша вера не потерпела неудачу! И даже в отречении Петра его вера не была разрушена. Ту работу, которую начала Божья доброта, закончит рука Его силы. Он будет вести нас до дня Иисуса Христа.
Человек, претендующий на роль кальвиниста, исповедующего сотериологическое убеждение, что Бог спасает грешников, но не имеющий святой бдительности, молитвенного настроя и доверяющей зависимости от Бога во Христе, Который исполнит все, что Он в благодати пообещал - это нонсенс, противоречие. Великий скандал, который возник сегодня и порой  имеет оправдание, заключается в том, что люди, особенно молодые мужчины, которые овладевают кальвинизмом и, похоже, считают его идеальной, неприступной философской системой и гордятся им, вернувшись в светский университет, начинают дерзить и прикапываться к преподавателям. Но это карикатура на настоящий кальвинизм. Каков личный практический эффект исповедания кальвинизма в жизни человека? Если он увидит Бога, он будет сокрушен, и если он поймет, что Бог спасает грешников, это сделает его доверчивым, молитвенным, бдительным человеком, преследующим практическое благочестие. Производит ли его истина в вас сейчас? Некоторые, возможно, те, для которых эти вещи новы, скажут: О, этот материал просто приведет к духовному бесплодию и сухости». Это не так! Ибо это истины Божьего Слова, и  я убежден, что они освятят вас и приведут к благочестию в ответ на молитву нашего великого Первосвященника. Дай Бог, чтобы истина производила такую работу в вас и во мне!