Рейс длиною в жизнь стр. 83

Наталья Якубович
   
    ИСПЫТАНИЕ ПАРОВОЗА
В конце 20-го века, в то время, когда технический прогресс
стал прочно входить в наш российский быт из «загнивающего»
Запада, капиталистам этого самого запада стало не хватать остро-
ты ощущений от размеренной «сытой» жизни. Интерес к нашей
стране у иностранцев всегда был велик. Но, европейская часть
России уже не удовлетворяла спрос богатых миллионеров. Им хо-
телось чего-то нового. Но, как известно всему миру, «новое – это
хорошо забытое старое», то было принято решение восстановить
туристический маршрут на поезде по Транссибирской магистра-
ли, изюминкой которого являлся бы паровоз.
Паровоз – это автономный локомотив с паросиловой установ-
кой, использующий в качестве двигателя паровые машины. Паро-
воз были первым, передвигающимся по рельсам, транспортным
средством, благодаря которому построилась железная дорога.
Лишь в середине 20-го века появились тепловозы и электровозы.
Главное, что нужно для движения паровоза – это вода и уголь.
На территории всех отделений дорог были созданы отстой-
ные парки для «ушедших на пенсию» паровозов. Как у военных
есть рядовые, или офицеры запаса, так и у железнодорожников,
надёжный друг паровоз, в законсервированном состоянии, спря-
танный от посторонних глаз, отстаивал на запасных путях стан-
ций, дожидаясь своего звёздного часа.
И, вскоре этот час пробьёт, когда паровоз гордо даст свой про-
тяжный гудок и отправится в путь, привлекая внимание всех, кто
в этот момент окажется вблизи железной дороги, своей красотой,
достоинством, стариной.
Для того, чтобы запустить туристический поезд с ретро паро-
возом, необходимо было провести испытание. Рассчитать все па-
раметры нагрузки – скорость движения, вес и так далее. Для этих
целей выбор пал на наши вагоны, только что очнувшиеся от зим-
ней спячки в отдалённом отстойном парке. Проводники оборудо-
вали их для воинского эшелона весеннего призыва. Оставалось
отмыть стены и полки, начистить до блеска все металлические
части, как дали приказ – собрать вагоны воедино и отправить с
паровозом до станции Называевская, в 150-и километрах от Ом-
ска.
Станция Называевская – это западные ворота Омской обла-
сти, откуда начинается Омское отделение Западно-Сибирской же-
лезной дороги.
Штабной вагон в состав поезда вцепили первым, он должен
был следовать за паровозом. Настал день испытания. По всей
транссибирской магистрали восстановили водозаправочные ко-
лонки для заправки паровоза. Состав выставили на первый путь
станции, и к нему со знакомым с детства звуком, означающим
движение паровоза – «чух-чух», прицепился «виновник» созда-
ния железной дороги. Пассажиры, а это были инженеры, диагно-
сты, ремонтники, начальник локомотивного депо, заместитель
начальника отделения дороги Артёмченко Владимир Евдокимо-
вич, заняли свои места в штабном вагоне. На всякий случай, сле-
дом за поездом пустили ещё один паровоз. И такой случай настал.
Проехав небольшое расстояние, паровоз задымился, что-то в
нём загорелось. Прибыв на станцию Любино, паровоз, не выдер-
жавший испытания, отцепили, а через некоторое время почётное
место занял запасной паровоз. Всю дорогу окна в штабном вагоне
были открыты. Выставив в них измерительные приборы, диагно-
сты что-то подсчитывали, замеряли скорость на разных отрезках
пути. А проводники штабного вагона, высунув головы в окна,
подставляя лица летящей саже из трубы паровоза, снимали на
камеру происходящее событие. Нетрудно представить, как были
разукрашены лица проводников, которые я для истории тут же
запечатлела на фотоаппарат.

          АРТЁМЧЕНКО ВЛАДИМИР ЕВДОКИМОВИЧ
Прошло несколько дней, и наш поезд был готов к перевоз-
ке призывников. Провожать нас пришли начальник депо и заме-
ститель начальника отделения дороги Артёмченко. Я выложила
на стол фотографии незабываемых часов испытания паровозов.
Владимир Евдокимович, взяв в руки фотографию с чумазыми
мордашками проводников, долго всматривался в лицо Ольги
Львовны. Затем, ткнув пальцем в Ольгу, спросил: «Это кто?» Я,
рассмеявшись, ответила: «Как кто? Это же Ольга Львовна наша,
вы что, не узнали?» Ответ Владимира Евдокимовича своей ори-
гинальностью потряс всех, вызвав шквал смеха. С серьёзным ви-
дом, строгим голосом, чётко, делая паузу в словах, он произнёс:
«Отмыть и привести!»
Владимир Евдокимович – руководитель Сибирского террито-
риального управления Федерального агентства железнодорожного
транспорта, гроза всего отделения дороги, а теперь уже и ряда дорог,
для нас был, есть и остаётся в нашей памяти строгим, но справедли-
вым, смешливым и добрым человеком. Разделяющий с нами радость
от побед в конкурсах и КВНах, боль от разбитой между составами
машины, Артёмченко Владимир Евдокимович – это тот самый же-
лезнодорожник, про кого говорят, «Свой, в доску, парень».
               

    продолжение следует