Искушение и испытание

Алексей Куклин
«Искушение и испытание». Чем различаются эти два понятия, которые часто в Библии используются вместе? Наверное, первое, что на поверхности: «искушение» - это что-то плохое, а «испытание» - нечто хорошее. Дальше, взяв во внимание: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иакова 1:13), принимаем, что «искушение» - не от Бога. Соответственно, «испытание» - от Бога, потому как, призвано сделать нас лучше, укрепить нашу веру, воспитать терпение, закалить христианский характер: «…испытание вашей веры производит терпение…» (Иакова 1:3), «…дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа…» (1-Петра 1:7). Вроде все понятно в теории: «искушение» имеет цель причинить нам вред и даже погубить, «испытание» - закалить, обтесать, отшлифовать. На практике, же бывает трудно распознать природу приходящих в нашу жизнь проблем. Писание, дает в лице апостола Иакова объяснение: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение…» (Иакова 1:2,3). Все понятно, пришло зло, оно не от Бога, оно хочет причинить нам вред, но это не повод унывать и печалиться, а совсем наоборот - повод возрадоваться. Потому как, через жертву Христа, под действием Его благодати, при нашем сотрудничестве с Богом, всякое искушение, нам посылаемое в виде зла, чудесным образом преображается в испытания во благо. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Римлянам 8:28). И даже если это гонения за нашу веру в Христа, которые убьют нас физически, мы понимаем, что с Иисусом, мы в любом случае – победители.

 А теперь прочитаем слова Иакова гл 1:2, заменив слово «искушение» на «испытание» («peirasmсw» - оно действительно, в переводе с греческого имеет два значения) и технически, казалось бы, все нормально, есть два значения, бери какое нравится и верь, и живи в соответствии с этим. Заменили? Прочитали? Что получаем? Пришло зло в виде испытания, испытания, по определению, от Бога, (ну не станут же бесы мучить нас, чтобы сделать нас более духовными), посылаются нам на добро. Получилось, что то зло на входе, это уже и не зло вовсе, а добро. Все несчастья и проблемы, войны и болезни, стихийные бедствия и эпидемии, все это «добро», посылает нам Бог, чтобы воспитать нас. «Горе тем, которые зло называют добром и добро — злом, тьму почитают светом и свет — тьмою, горькое почитают сладким и сладкое — горьким!» (Исаия 5:20)

Но не только поэтому, не следует в данном случае менять «искушение» на «испытание». В этом же стихе Иаков уже использует слово «испытание», буквально, через два слова, и что важно, это не то греческое слово, «peirasmсw» - «искушение-испытание» что применялось только что, а совсем другое слово «dokЫmion», ничего общего, не имеющего с первым. А теперь, для чистоты эксперимента, рассмотрим не словарное определение этих слов, а контексты некоторых мест в Писании, где они применялись.

«peirasmсw» - икушение, испытание.

«желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу…»(1- Тимофею 6:9)

«и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого“». (Луки 11:4)

«И, окончив всё искушение, дьявол отошел от Него до времени.(Луки 4:13)

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». (Марка 14:38)

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». (1-Коринфянам 10:13,)
 
«Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое». (Псалтирь 94:8,9)

«а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают…» (Св. Евангелие от Луки 8:13)

«dokЫmion» - испытание.

«Что плавильня — для серебра, горнило — для золота, то для человека уста, которые хвалят его». (Притчи 27:21)

«О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа…» (Первое послание Петра 1:6,7). Это еще одно место, где «искушение» и «испытание» следуют одно за другим с таким же значением греческих слов, как у Иакова.

«Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». (Псалтирь 11:7)

Приведенные места красноречивее всяких слов объясняют, кто и что являются источниками «искушений» и какие у них с «испытаниями» противоположные цели. Да и все это многословие излишне, если просто уверовать в слова Иакова: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого…» (Иакова 1:13) «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». (Иакова 1:17)