Чаадаев и Ницше о войнах

Семенов Сергей Александрович
Людям свойственно ошибаться. Это утверждение относится не только к обычным людям, но и к великим. Часто они желаемое выдают за действительное. Чаадаев в письме Пушкину 18 сентября 1831 года писал: «Говорят, ходят толки о всеобщей войне? Я утверждаю, что ничего подобного не будет. Нет, мой друг, пути крови не суть пути Провидения. Как люди ни глупы, они не станут раздирать друг друга, как звери: последний поток крови пролит, и теперь, в тот час, когда я пишу вам, источник ее, слава Богу, иссяк. Спора нет, бури и бедствия еще грозят нам; но уже не из слез народов возникнут те блага, которые им суждено получить; отныне будут лишь случайные войны, несколько бессмысленных и смешных войн, чтобы отбить окончательно у людей охоту к разрушениям и убийствам».
 
Спустя 50 лет другой великий мыслитель, Фридрих Ницше, в «Веселой науке» отметил следующее: «…все, что так или иначе могло бы нанести вред нашему роду, устранено из жизни, быть может, уже несколько тысячелетий тому назад». По своему содержанию это повторение мысли Чаадаева в несколько измененной форме. А между тем, за 50-летний период, разделяющий эти два высказывания, произошло около 100 войн Но самые ужасные – 1-я и 2-я мировые – были еще впереди.