Ромёф или Ромёф?

Олег Плужников
Жан-Луи Ромёф или Жак-Александр Ромёф?
(Глава из книги "Награды эпохи Наполеона Первого")

Когда мы осматриваем в музеях какие-нибудь портреты, то, обычно, верим подписям под ними. Ведь за каждым из этих полотен, стоят исследования историков, или имена художников, их годы жизни, или даты написания этих самых портретов.
Но историки могут и ошибаться. У любого героя, изображенного на картине, наверняка были родственники: отец, брат или дядя. Встречаются и однофамильцы. И что самое интересное, они тоже могут оказаться военными. Так что, вполне возможно, что на давно знакомой нам картине, изображён совсем другой человек…
И тогда, чтобы понять, кто именно изображен на данном портрете, приходится изучать послужные списки всех кандидатов, сравнивать их. А ещё, более внимательно изучать другие портреты претендентов и их биографии.
Так случилось, например, с известным портретом генерала барона Жана-Людовика Ромёфа, который экспонируется в Музее Армии в Париже. Автор статьи, случайно обратил внимание на множество несоответствий в этом портрете.
Автор предположил, что на портрете изображен не Жан-Людовик Ромёф, погибший в 1812 году, а его младший брат, и тоже барон, Жак-Александр. Для своего расследования, автор решил использовать послужные списки и награды обоих генералов, и таким образом, доказать своё предположение.
Жан-Людовик Ромёф участвовал во многих кампаниях Республики и Империи. Однако, свой генеральский чин он получил лишь в 1811 году. Нам же, он больше известен тем, что был смертельно ранен в 1812 году в сражении у Москва-реки.
Находясь в офицерских чинах, он стал командором ордена Почётного Легиона и кавалером саксонского ордена св. Генриха. Однако, на портрете, при внимательном изучении генеральского мундира, мы видим не командорский, а лишь офицерский знак ордена Почётного Легиона (к нему мы еще вернемся), и два, весьма условно прорисованных, креста. Можно, конечно, допустить, что знак на голубой ленте, и есть саксонская награда. Но что же тогда за знак висит с ним рядом, на красной ленте? В послужном списке Жана-Людовика, больше ничего нет.
Теперь рассмотрим награды Жака-Александра Ромёфа. Из биографии генерала, нам известно, что он был кавалером ордена св. Людовика. Ромёф не принял предложение Наполеона при Ста Днях, и не поддержал его. Такая его верность королю, была замечена, и вскоре, он стал кавалером ордена св. Людовика. На портрете (предположительно) это и есть крест на красной ленте.
И ещё из биографии Жака-Александра Ромёфа. Долгое время, он служил в королевстве Неаполя, и даже был адъютантом короля Мюрата. Крест с голубой лентой с розеткой, это (предположительно), командорский знак ордена королевства Обеих Сицилий. Но почему же вдруг крест? Ведь знак ордена Обеих Сицилий, это звезда.
Всё очень просто. Портрет написан в 1845 году. А Указом короля Фердинанда Сицилийского, ещё в 1820 году, орден Обеих Сицилий был слит, с более старым королевским орденом св. Георгия, который, после этого слияния, стал называться (в честь воссоединения обеих частей королевства Сицилии), как орден св. Георгия Воссоединения. И этот новый знак, действительно, имел форму креста и носился (!) на голубой ленте.
Автор должен повториться, что оба знака на портрете весьма условно напоминают оригиналы. Но, вполне возможно, что художник, вовсе и не стремился их выделять. Кстати, автором портрета была некая дама Луиза-Аделаида Дено, довольно известная, в середине XIX-го века, художница. А истории некоторых портретов той эпохи, лишь доказывают, что дамы-художницы, иногда, весьма вольно обращались и одеждами, и с наградами своих заказчиков.
Напомним также, что орден св. Людовика к 1843 году был уже запрещён к ношению, а неаполитанский орден, художница, возможно, никогда и не видела. Но знала, что это крест. А оставила их недорисованными, чтобы выяснить их настоящий вид и только потом завершить портрет. Но, что-то помешало ей закончить работу. Может быть, окончанию работ помешала смерть заказчика в 1845 году…
Знак на красной ленте (орден св. Людовика) изображен без лилий между лучей. Именно в таком виде носили его знак старые военные при Луи-Филиппе. Ибо, только убрав с креста лилии (знак династии Бурбонов), они еще могли продолжать носить эту награду. 
Наличие же на портрете столь знакомого ордена Почётного Легиона, также стоит рассмотреть.
Итак, командорская степень присутствует в послужных списках и у барона Жана-Луи Ромёфа, и у Жака-Александра. Но, почему же тогда, на портрете мы видим лишь офицерскую степень?
Но это, оказывается, не офицерский, а командорский знак.
Младший брат получил степень Командора в 1821 году. При Реставрации, король Людовик понизил орден Почётного Легиона из высшей государственной награды в заурядный орден, четвёртый в Табели о рангах. Но генерал предпочёл носить свой командорский знак так, как это было принято при Империи (на груди), а не как его носили при короле (на шее).
Ещё одним доказательством, что это именно младший из братьев, Жак-Александр Ромёф, служит сама внешность генерала. Надо просто внимательней в него всмотреться. На нём изображен мужчина с прической, характерной для середины девятнадцатого века. Кроме того, на нём мундир эпохи Луи-Филиппа. 
А это значит, что Жан-Луи Ромёф, погибший при Бородине, никоим образом не мог носить ни такой мундир, ни такие награды, ни такую прическу. 
К тому же, а с какой, собственно, стати, Жак-Александр Ромёф в 1845 году, стал бы заказывать портрет старшего брата, а не свой собственный? К тому же, он-то уж точно знал, и как выглядели награды эпохи Наполеона, и какие их степени имел его погибший брат…