Прав ли отец Агафьи Лыковой?

Раиса Беляева


      Сегодня  имеется множество видео свидетельств  о жизни Агафьи Карповны Лыковой, известной отшельницы, родившейся в 1944 году в Саянской тайге и до сих пор живущей там.

      В одном из видео из уст Агафьи  Карповны  прозвучало, что при жизни своего отца она дала ему слово  не покидать  место, где  родилась.

      Я много размышляла над этой фразой. Да, дочь могла дать такое обещание, но как мог отец его принять? 

      Анализируя  многочисленные видео сюжеты  о семье Лыковых, я задумалась: «А сполна ли Карп Осипович Лыков выполнил  свой родительский долг?» Не буду задаваться вопросом, как и зачем он попал в это Богом забытое место, пригодное для проживания  разве что зверей? Это состоявшийся факт, и его нужно принимать как данность.

       После того, как  в 1978 году журналист Песков «рассекретил»  семью Лыковых, к ним на заимку повалил любопытствующий люд, который якобы  "инфицировал" их и  стал причиной  смерти  старших двух  сыновей и дочери, умерших один за другим в конце 1981 года. Хотя эта причина никем и ничем не доказана. Просто мнение тех, кому это выгодно.

      Человек  не должен жить в одиночестве в  тайге. Для зверей  эти условия естественны, но не для людей. У человека нет клыков, когтей, чтобы разрывать других животных  и  съедать, Нет и  шерсти, которая бы защищала его тело от жары или холода. И чтобы там не говорили, что человек  может  обойтись без цивилизации, с этим нельзя согласиться.
      
      Человек должен жить в социуме. Мы видим на кадрах, что у Агафьи Карповны есть много предметов домашнего обихода, инструментов, одежды, книг, созданных цивилизацией. Об Агафье Карповне нельзя сказать, что она  вне цивилизации. С самого рождения она общалась с людьми, пусть их круг был неширок, но именно эти люди взрастили ее.

      Агафья Карповна умеет читать и писать. Честь и хвала  родителям,  обучившим ее грамоте. Но к чему я клоню?  Мудрый отец  обязан был подумать, что рано или поздно Агафья останется  одна в труднодоступной таежной  глуши. И ей придется не только рубить деревья  для обогрева жилья в долгие  сибирские  зимы,  заниматься  рыболовством  для пропитания, а это тяжкое  дело даже для мужчин, ремонтировать  жилье, время разрушает и то, что  добротно построено. Разве  такое посильно для женщины?
 
      Не мог не понимать Карп  Осипович Лыков (грамотный человек, отправившийся  в тайгу с книгами 15 века!), что его дочери,  оставшейся без  защиты отца и братьев, после нашествия пришлых людей придется еще  бороться  и за свою половую неприкосновенность.

      Что такое  в таежных условиях, без людской поддержки, без элементарного  родовспоможения выносить и родить ребенка? Это -  верная смерть. Целомудренная  дочь тайги  это прекрасно понимала, и когда  на нее были поползновения со стороны  одного негодяя, женщина  вынуждена была свой, как она считала, позор предать огласке, обратившись к властям.  Насильника  поймали и посадили в тюрьму.

      Отец, воспитавший  в строгих  стандартах религиозных  правил дочь, обязан был задуматься, как защитить ее  после  своей смерти? На мой взгляд, он должен был дать ей наказ: идти к людям. Отцовское слово – великая сила!

      Но отец не сделал этого, чем в подсознании дочери  установил программу, не позволяющую ей  нарушить свое обещание!

      Легко ли  пожилой женщине жить с этим  добровольно взятым на себя долгом? Думаю, что нет. Однажды журналистская судьба занесла меня  в место, сродни тому, где  живет Агафья Лыкова. Это примерно в тысяче километров на север от Магадана, неподалеку от Сугойского кривуна, вытекающего из могучей реки Колымы.  На берегу речки Мутная расположилась база сеймчанских  геологов. Несмотря на то, что я там была в окружении  надежных людей, меня не покидало чувство угнетенности и страха от оглушающей тишины  -  белого безмолвия.

      Всего несколько часов, проведенные в суровых колымских сопках, дали мне реально почувствовать, что такое Север. Но обитатели базы  находились   в гораздо лучшем положении, чем Лыковы. У  геологов была радиосвязь,  вертолетами им систематически доставляли все необходимое.  Галия, единственная женщина на базе, даже угощала меня тортом собственного  изготовления. Но за все это северянам нужно было платить здоровьем, а иногда и жизнью. На базе у Галии пропал 6-летний ребенок. На его поиски была поднята вся магаданская авиация, но безрезультатно. (Полеты над Колымой -  http://www.proza.ru/2016/10/03/320 ).

      Просматривая видеоролики об Агафье Карповне,где она голыми руками в ледяной воде делала углубление для бревна на дне речки, мне казалось, что я тоже ощущаю зашпоры. Я слышала укусы комаров, от которых она отмахивалась, а комаров там несметные полчища. Мне было зябко, глядя на задымленную печку, которая пожирала кубометры дров, а надлежащего тепла, чтобы  походить по комнате или лечь спать раздетым, так и не давала. 

      Судьба этой удивительной женщины  не безразлична миллионам людей, ей сочувствуют и помогают. Власти предлагают  всяческую помощь, но не все Агафья Карповна может принять. Стоит у нее в подсознании программа: я должна умереть здесь! Что можно сказать? Судьбу детей во многом определяют их родители.
 
      Агафья Карповна имеет право на достойную старость, нуждается  в элементарном лечении, а человека лечить может только человек. С 16 февраля 1988 года,  когда умер ее отец, она, навечно приговоренная, осталась в этом студеном крае... Но сдается мне, что за "клятвой" сокрыто нечто иное.


                Продолжение следует.


*  *  *