С небес на землю

Оксана Шрикантх
  Индия – страна многоуровневая, сложная и контрастная, со своими достижениями, проблемами и задачами роста. Во внешнем мире люди, в основном, пребывают во власти стереотипов об этой стране. Одни склонны демонизировать её проблемы, другие же излишне романтизировать древнее наследие и современную жизнь.
  Одни, сидя на диване где-нибудь в подмосковных Мытищах, обличают: «Индия – это антисанитария, денге и малярия. Там женщины и дети работают на рисовых плантациях, а мужчины промышляют бандитизмом. А вечером все члены семьи, а также соседи непременно собираются вместе, чтобы протанцевать друг другу события прошедшего дня.»
  Другие, поглащая на завтрак оладьи с кленовым сиропом в каком-нибудь спокойном заснеженном пригороде канадского Торонто, мечтательно вздыхают: «Ах, Индия. Там всегда тепло, светло и зелено. Люди живут в гармонии с природой, и души у всех чистые и просветлённые...»
  Могу понять и тех, и других, ведь я и сама даже после нескольких лет проживания в Индии, являясь реалистом и сторонником объективности, не застрахована от таких вот перекосов восприятия местной действительности.
  Последний яркий пример. Я люблю посещать овощной рынок. Люблю наблюдать за продавцами, заботливо раскладывающими свой товар и зазывающими покупателей. Мой взгляд ласкает эстетика огромных корзин с выложенными в них по кругу морковью, огурцами или баклажанами; пронзительная изумрудность листовых овощей и трав; красные и зеленые горы жгучего перца, над которыми, словно снежная шапка на гималайских вершинах, возвышается ослепительно белая улыбка продавца. Мне нравится возможность выбора, то, что я буквально по штучке могу отобрать килограмма два краснобоких помидор или три кило картофеля. Мне нравится спокойное, доброжелательное отношение торговцев и вся эта общая атмосфера какого-то радостного воодушевления. Моё восприятие уже попало на крючок романтизации увиденного...
  Мы покупаем шпинат у какой-то тётушки, и мои мысли рисуют картины маленького огорода, где эта женщина, честно соблюдая все требования органики, подготавливает компост, бережно заботясь о своих листовых «питомцах». Женщина улыбается, и я ни минуты не сомневаясь, что услышу уже возникшую в моём воображении историю её органического огородничества, спрашиваю, откуда её урожай...
  И в ответ слышу откровенное: «С оптового рынка через дорогу».


Фото автора