Один день на войне

Нина Пигарева
(Фото автора)

Много повидала на своём жизненном пути Прасковья Ефимовна Агупова, коренная жительница Оболенского. Голодным и холодным было её детство, безрадостно пролетевшее без отцовской заботы. Не помнила папу его младшая дочка Параша: он умер, когда той пошёл второй год.
      
А четырнадцатилетней девочкой Прасковья услышала страшное известие о начале войны. Вместе с мамой горько расставалась с тремя старшими братьями, уходившими на фронт. Не могла и мысли допустить тогда Прасковья, что с двумя братьями она прощается навсегда, а третий трагически погибнет уже в мирное время.
      
Непосильным бременем груз военного лихолетья навалился на плечи оставшихся в тылу. С лихвой испытала его на себе и Прасковья. Вместе с другими подростками и женщинами выращивала овощи для обеспечения фронта: сажала гряды, пропалывала их, с утра до ночи таскала для поливки вёдрами воду из реки. Цепами хлеб молотила, на лошадях сволакивала с полей солому, овец  доила, утешаясь при этом мыслью - молоко необходимо раненым бойцам, находившимся на лечении в госпиталях близлежащих сёл.
      
А затем - эвакуация студёной зимой с двумя крохотными племянниками. Потом - возвращение, и снова работа, работа, работа…
    
Мать от потери сыновей так и не оправилась. После похоронок она тяжело заболела и угасла на глазах дочери. С великим трудом перенесла её смерть Прасковья.
      
Не сложилась и личная жизнь героини, но об этом лишний раз она предпочитает не вспоминать. А вот дочка, действительно, является её гордостью. Она - детский врач, в настоящее время трудится в Масловской больнице.
      
Сама же Прасковья Ефимовна всю себя без остатка посвятила делу обучения и воспитания подрастающего поколения. Для многих десятков оболенских ребятишек она была первой учительницей. Ветеран труда, прекрасный человек, для всех односельчан - искренний друг и товарищ.
       
Однако пора раскрыть обозначенную тему.

Для этого нам необходимо вернуться в далёкое прошлое, и «провести» вместе с юной Прасковьей один день на войне.
    
…Приближалась осень сорок второго. Фашисты были уже совсем близко. Прасковью направили на строительство оборонительных сооружений в лесу под Воронежем.

Однажды с приходом темноты всё загромыхало, небо над головами озарилось вспышками сигнальных ракет. Стало ясно - враг подошёл к городу.
      
В суматохе рабочие покидали свои объекты. Побежала и Прасковья с подругой Марией. Но оказалось, что спешили подруги в другую сторону от дома, прямо в самое пекло сражения.
      
Очутившись в раскалённом от огня Воронеже и поняв, что заблудились, подружки от безысходности спрятались в первое попавшееся укрытие.
   
«Эк вас, крохи, сюда угораздило», - послышался из-за кустов мужской голос, поманивший к себе. Девчонки подползли к зовущему и, прижавшись к солидному солдату, на миг почувствовали "отцовскую" заботу.
      
То ли командиром, то ли связным оказался их покровитель неизвестно. Скоро по его рации раздалась команда - взорвать мост, разделявший два берега реки, один из которых уже занял немец, а на втором почти у кромки воды находились подруги.
      
В зареве пожарища Прасковья увидела колонну немецких мотоциклистов, рвущихся к переправе. Ещё мгновение - и первые трёхколёсные машины вместе с обломками взорванного моста взлетели в воздух. Остальные в панике повернули назад.
      
Прасковья с Марией до самого утра, как перепуганные зайчата, продрожали у взорванной переправы, не зная, куда им податься. Всю ночь не смолкали взрывы.
А с рассветом всё стихло. И девчата, чуть живые от страха, но целые и невредимые вернулись домой…
--------------
Январь 2005 год, с. Оболенское.