Люди на бетонке. В гостях у разведчиков

Леонид Хандурин
   Год 1975. Лето, отдыхать бы и отдыхать. А тут, как на зло, из НИИ ЭРАТ ВВС срочно потребовали отчёт по научно-исследовательской работе. Да не только для себя, но и для микояновского КБ. Вообще-то по плану отчёт надо было отправлять в конце года, но что-то там они форсировали и начали торопить нас.

   Меня, как ответственного исполнителя, вызвал к себе зам по науке генерал Виноградов Р.И. И поставил задачу, чтобы к концу месяца отчёт по обеспечению СНО самолётов МиГ-25Р был отправлен заказчику. Вот тут я и засуетился.

   В это время у меня должен быть отпуск и мы всей семьёй были приглашены на свадьбу в Полтаву к моему деверю, брату жены.

   Отчёт я должен был сформировать на базе исследований в авиационном полку, который базировался в Буялыке (или пгт Петровка), близ Одессы (от Одессы около 100 км, чуть больше 2 часов поездом). В то время в полку были самолёты-разведчики Як-28Р и МиГ-25Р. Инженером эскадрильи на МиГ-25Р был выпускник нашего училища и это существенно упрощало мне задачу, так как времени на долгое знакомство не было.

   Туда лететь я должен был самолётом. А как достать билет на самолёт летом в сторону Одессы, в сезон, когда все самолёты забиты отдыхающими с путёвками. В тех краях я уже был, когда выполнял такие же исследования по МиГ-23 на аэродроме Лиманское, в полку, который считался «лидерным» по этой машине.

   А мне ещё и «повезло», все билеты были скуплены семьями моряков, корабль с которыми пришвартовался в одесском порту.

   Но я все эти трудности преодолел и на следующий день уже сидел в самолёте в компании морячек, которые летели на свидание со своими мужьями в Одессу. Уже при заходе на посадку, я предвкушал, что эта командировка будет чем-то отличается от командировок таких, как в Шяуляй, Дягилево или в Серышево, что в Амурской области.

   С аэропорта я быстро добрался до вокзала, откуда уходил мой поезд до Буялыка, помогли те же попутчики, доехал с ними на такси. Посмотрел расписание поездов, ждать надо долго и решил посетить знаменитый одесский Привоз, рынок, которому, по экзотике торговых отношений, нет равных в мире. Оставив вещи в камере хранения, направился в сторону Привоза. Это настоящие рыночные отношения прошлого, настоящего и будущего в едином целом. Бродил, чтобы скоротать время и сравнить его с другими рынками, ни которых я был до этого времени: грузинскими, украинскими, белорусскими, прибалтийскими и другими, в том числе и с Рижским центральным рынком.

   Побродив по рынку довольно долго, направился снова на вокзал, взял вещи из камеры хранения и двинулся в сторону перрона. И тут мне навстречу идёт молодой капитан-авиатор и внимательно так в меня всматривается, подходит и спрашивает:

    — Товарищ майор, Вы в Буялык? 

   — Да. — отвечаю я.

   — А Вы к нам служить или в командировку?

   — В командировку, — отвечаю.

   — Тогда нам вместе кантоваться до поезда, — сделал вывод капитан и представился:

   — Меня зовут Александр.

   — А меня — Леонид, — ответил я, в свою очередь.

   Далее завязался разговор, как уже знакомых людей, которые долго служили вместе. Я расспрашивал о жизни в их гарнизоне, а он рассказывал о чём-то подробно, а о чём-то странно и невпопад, хотя в полку знал всех и, как я понял, довольно близко, как будто жил со всеми по соседству, хотя в гарнизоне — все соседи. Фамилии всех начальников и командиров он знал хорошо, я их знал только по документам и сводкам об их учебно-лётной работе и по отдельным происшествиям в полку. Поэтому, я не стал его спрашивать о занимаемой должности после того, как он обмолвился, что выпускник Львовского политического училища.

   — Наверное, помощник по комсомолу, — подумал я, но уточнять не стал.

   И вдруг, совсем неожиданно для меня, Александр сказал:

   — Леонид, а может зайдём в буфет и по сто граммов?

   Я даже остановился от неожиданности. Нет, я не был противником употребления алкогольных напитков, а некоторые напитки мне даже нравились, но это приглашение на грани знакомства, меня ошарашило. Поскольку я перекусил в самолёте, а затем и в буфете на рынке, то в этот раз мне пришлось отказаться, сославшись, что до поезда остаётся совсем немного времени. Капитан согласился, но сказав:

   — Ну, тогда я быстренько сам перекушу, — и исчез за углом.

   От неожиданности я растерялся, но подумав, что человек проголодался, даже пожалел, что не согласился составить компанию. Ну что тут поделаешь, не бежать же мне за ним. И я пошёл в сторону перрона, мне надо было ещё взять вещи в камере хранения.

   Возвратился Александр минут через пятнадцать и не то чтобы навеселе, но в хорошем настроении, по котором я понял, что сто граммов, как минимум, он себе позволил. А тут и поезд подошёл и мы пошли искать себе места, так как поезд был местного значения и наших билетах я мест не заметил. Попали в плацкартный вагон, людей было немного и мы нашли свободное купе, где и разместились.

   Александр сразу извлёк из своего чемоданчика несколько бутербродов и бутылку водки, со словами:

   — Вот теперь, точно доедем, — хотя, вот теперь я начал в этом сильно сомневаться. И подумал:

   — Да, запасливый мужик, по этому делу, капитан.

   Но капитан уже распоряжался во всю. На столике появилось пара стаканов, бутерброды на газетке и из бутылки уже булькало в стаканы. Становиться в позу, что «нет, я не пью» было уже неудобно. Выпили. И Александр начал рассказывать, что был в Одессе на совещании, а оно поздно закончилось, вот и не успел никуда забежать подкрепиться. Далее, налил в стаканы ещё и только теперь я понял, почему он до этого времени был ещё трезвый — был на глазах у начальников и знал, что наступит сегодня такое время, когда сможет свободно расслабиться, а тут ещё и попутчик удобный попался, ничего не говорит и ничего не спрашивает, да и не начальник ему.

   От дальнейших тостов «будем!» я отказался и Александр сам заканчивал бутылку, уговорить его, что «хватит» было уже невозможно. Он ещё пытался что-то рассказывать, но периодически терял связь с предыдущей темой и наконец прилёг, положив свой чемоданчик под голову. Я сидел один и смотрел в окно на местность по которой мы проезжали. На остановках Александр резко вскакивал, спрашивая:

   — А!? Что? Приехали? — но увидев, что я спокойно сижу, успокаивался и моментально проваливался в сон снова.

   Перед Петровкой (гарнизон Буялык) я разбудил своего попутчика и сказал, что впереди — наша остановка. Он хотя и выглядел несколько помятым, но и не в такой уже отключке, даже начал сожалеть, что хватил лишку. А тут и состав начал тормозить, мы поспешили к выходу, так как остановки здесь короткие.

   До гарнизона добрались быстро, тем более, что Александр жил в той же гостинице, в которой селили командировочных, так что я прибыл прямо к месту своего проживания. Мне повезло, заведующая гостиницы оказалась на месте и меня быстро оформили в одну из комнат, где проживали молодые лётчики-холостяки.

   Правда, заведующая, оформляя меня, вскользь проронила, чтобы я с Александром не очень «водился», так как у него на уме «как бы выпить и подебоширить», хотя дебоширом он мне не показался.

   —  А выпить, это от безделья. У него служба такая — начальник солдатского клуба, вот он и мается.

   Вот такие иногда точные и краткие характеристики даёт офицерам персонал, который их обслуживает. Но больше капитана я не встречал, так как уходил из гостиницы рано, а приходил очень поздно, особенно, когда были ночные полёты.

   На следующий день сдал командировочные документы в строевой отдел, в ОБАТО и столовой оформился на довольствие и со спокойной душой направился в инженерный отдел, так как именно по их линии я и прибыл в командировку. Инженер полка, узнав цель моей командировки, даже поинтересовался моим заданием на командировку и планом работ, который я ему тоже предоставил.

   — Знакомый с исследовательской работой, — подумал я и сразу проникся к нему уважением. Значит, проблем у меня с работой не будет, все команды будут проходить своевременно.

   И не успел я об этом подумать, как инженер полка позвонил инженеру эскадрильи МиГ-25Р и попросил его оказывать мне посильную помощь в выполнении моего задания, а меня только спросил:
   — Дальше без меня, справишься?

    — Спасибо, товарищ подполковник, дальше я справлюсь сам. Этого с Вашей стороны больше, чем достаточно.

    — Вот и ладненько! А то у меня и своих забот выше головы. А теперь идём, я представлю тебя инженерам,  — и направился к двери в смежную комнату.

   Я последовал за ним, в комнату инженерного отдела, где он представил меня офицерам этого отдела и кратко объяснил цель моей командировки. Кто-то кивнул головой, кто-то по доброму улыбнулся и я понял, что коллектив меня принял на условиях:

   — Да пожалуйста, работай, только нам не мешай.

   Чтобы сразу принять их условия, я не стал приставать с вопросами, ещё будет время, а занялся изучением таблиц и графиков, которых было много на стенах и висело на штангах. Они тоже занялись своими делами.

   Ознакомившись с документацией в инженерном отделе, я направился в зону эскадрильи МиГ-25Р, где уже непосредственно начал знакомиться с той системой, которую мне надо было исследовать.

   В моём распоряжении, в училище было три машины МиГ-25РБ, один из которых — препарированный, были и все средства обеспечения, но мне надо было исследовать всё это в процессе подготовки к полётам и при послеполётном обслуживании. А это я мог сделать только в полку при интенсивных полётах, поэтому и оказался в командировке в Одесском военном округе, в Буялыке.

   Более того, лётчики и технический состав этого полка выполняли задания при автономном базировании, далеко от базового аэродрома и могли дать ценные рекомендации по комплектованию средств обеспечения при боевом применении этих машин. Вот и носился я от самолёта, который только зарулил после полёта, к самолёту, который должен взлететь согласно плановой таблице и надо было фиксировать и хронометрировать каждую мелочь, каждое применение КПА и спецсредств. И это надо было делать так, чтобы меня никто не замечал и чтобы я никому не мешал выполнять свои обязанности по подготовке техники. Тем более, нельзя их было отвлекать вопросами, но вопросы накапливались и их надо было запоминать, так как записывать не позволяли условия.

   Лучше всего, если бы я начал работу с дневных полётов, но так получилось, что первая моя лётная смена пришлась на ночные полёты и мне пришлось ориентироваться на местности уже в темноте, а это не так просто, когда с техническими позициями знаком только на плане аэродрома, а при вопросе:

   — Где можно найти сейчас инженера полка? — получаешь вполне конкретный ответ:

   — Вон там, на позиции,  — и говорящий быстро пробегает мимо.

   Побегав по аэродрому первые полтора часа полётов, я понял, что вместо ног надо включать голову.

   Оно, конечно, красиво, когда вокруг тебя грохот и свист двигателей Як-28Р и МиГ-25Р, проносятся то красные БАНО (бортовые аэронавигационные огни), то зелёные, то хвостовые — желтовато-белые, а то и рулёжная фара полосанёт по глазам, ослепив на мгновение. Но проблема в том, что надо от этой всей иллюминации уворачиваться и довольно быстро, чтобы не оказаться вблизи самолёта при рулении или при заруливании на заправочную позицию.

   А мне надо было ещё и понаблюдать за действиями специалистов, чтобы чётко зафиксировать реальное использование КПА (контрольно-поверочной аппаратуры) и сразу же определить степень её загруженности. При ограниченном освещении всё это выполнить не так просто. Вот и пришлось идти на КП инженера и там пристроившись в уголке на диванчике, составлять схему дальнейшей работы на технических позициях. Да и слушая переговоры экипажей с руководителем полётов, и наблюдая за движением самолётов по РД (рулёжным дорожкам) и расстановке на технических позициях, я уже к концу полётов полностью сориентировался в темноте с порядком на этом аэродроме. За это время ко мне уже привыкли инженеры всех специальностей, а поскольку я им ничуть не докучал, то они это оценили по достоинству, пригласив меня на ужин. А это многого стоит. Дальше дело пошло совсем хорошо и мне удалось отработать ещё несколько вылетов, что для первой лётной ночи было вообще прекрасно.

   Придя в гостиницу после завершения полётов, я уснул как младенец, а поскольку меня утром никто будить не стал, то я и появился в штабе полка во второй половине дня. Знакомясь в штабе более подробно с документацией полка, увидел знакомую фамилию, Константин Заславец. Он был у меня начальником штаба эскадрильи на предыдущем месте службы, помнил его ещё капитаном и мы вместе сдавали экзамены в высшие учебные заведения, Костя в Академию в Монино, а я — в Академию им. Н.Е. Жуковского. Так наши пути разошлись. Костю я запомнил очень принципиальным и совершенно не пьющим человеком и эта принципиальность мне нравилась, хотя в воинском коллективе это и составляло неудобства и не всеми это приветствовалось.

   Я пошёл искать начштаба по кабинетам, но оказалось, что он только ушёл в отпуск и, так получалось, что с ним я встретиться в этот раз не смогу.

   К этому времени, после поисков, я проголодался и решил зайти в столовую, хотя и понимал, что очень поздно. Но заведующая была добрая и в хорошем настроении и сказала чтобы девочки меня накормили. Нашлась окрошка, бифштекс и, главное в такую жару, холодный квас. После обеда гарнизон Буялык стал мне почти родным и я пошёл работать дальше.


     Следующий рассказ читать здесь: http://proza.ru/2018/10/25/89