Осязаемое есть неосязаемое

Владимир Федорович Токарев
Начал верстать 3 номер журнала "Туристы и турфирмы" (см. одноименный сборник)

ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ — 1 ЧАСТЬ

Услуги серьезно отличатся от осязаемых товаров, поэтому, по мнению большинства специалистов, их продавать сложнее.

Услуги туристических фирм не исключение. Рассмотрим особенности услуг (известные отличия услуг от осязаемых товаров), я перечислю наиболее важные отличия:

Неосязаемость
Неотделимость от оказывающего услуги человека
Несохраняемость
Непостоянство качества
Участие покупателя в производстве услуг

Для туристических услуг важным является еще один фактор —
Влияние внешних обстоятельств (погоды и пр.)

1. ОСЯЗАЕМОЕ ЕСТЬ… НЕОСЯЗАЕМОЕ

Итак, обычные товары покупатель может попробовать на вкус, потрогать посмотреть как он работает и только потом принять решение о покупке. А вот услуга, например, парикмахера, какая она получится?

Каким будет речной круиз (незабываемым или напротив) — станет известно только после прохождения круиза.

Однако, не все так просто.

Вы приобретаете автомобиль (стиральную машину, посудомойку, газовую плиту, хлебопечку и т.д.), но реальное «осязание» товара будет только через некоторое время эксплуатации  товара.

Поэтому на самом деле, это важнейшее отличие товаров от неосязаемых услуг не такое значительное,  как может показаться на первый взгляд.

Что делают продавцы, чтобы по возможности преодолеть неосязаемость услуг?

Например, для речных круизов это могут быть отзывы тех туристов, кто уже был на данном маршруте, на конкретном теплоходе.

И здесь наша рекомендация простая — если туроператор размещает отзывы туристов (полученных путем опроса, анкетирования, наблюдения методом «Тайного покупателя») на своем сайте, то эти отзывы должны быть максимально свежие, а не третьегодичные.

А что такое сбор обратной связи от туристов — это, с одной стороны, центральная часть маркетинга. А с другой стороны — необходимый элемент менеджмента — управлять компанией без получения информации о качестве своих продуктов — это примерно тоже самое, как управлять автомобилем, у которого нет прозрачных стекол для визуального контроля во время движения или иных методов оценки ситуации на дороге.

Приглашаю в проект краудфандинга по изданию журнала "Туристы и турфирмы" -

 https://planeta.ru/campaigns/tourist