Еремины

Наталья Еремеева
      Григорию Илларионовичу и Наталье Матвеевне на детей везло. Пятеро их родилось в семье Ереминых, все рослые, красивые, с огромными синими глазами. И Богу, наверняка, нравилась эта пара, если одного из сыновей он подарил им на день Святого Рождества. Родители по достоинству оценили подарок и назвали ребенка Василием, что значит «царский». В подтверждении этому  запись в свидетельстве о рождении записано, что Еремин Василий Григорьевич родился 7 января 1912 года в деревне Граждановка, что в районе города Бондари.
      Убегая от голода, в поисках свободных земель перебрались Еремины с самой Тамбовщины в Сибирь. Поселились под Прокопьевском в  селе Колачево. Здесь же волею судеб жили Нехорошевы. Никифор Егорович, глава семейства, откликнувшись на зов вербовщиков. Привез ее из Алтайского края на строительство металлургического комбината на территории Сталинска. Была у него дочь Аннушка, росточка небольшого, до плеча не доставала Василию. Но говорят: «Мал золотник да дорог», из головы не шла девчонка, влюбился парень по самые уши.

      Заслал Григорий Илларионович к ее отцу сватов. Соседи поладили. И с 1934 года новые Еремины шагали по жизни уже вместе. Уйдя из родительского дома, перебрались они на Нижнюю колонию поближе к заводу. Оба устроились на КМЗ, так тогда назывался будущий Кузнецкий металлургический комбинат, а попросту КМК.

      Через год у Василия и Анны родилась дочь Валентина, и не как то, а тоже в Рождество, правда католическое или наше христьянское, но по старому стилю, это кому как  будет угодно. Через два года другая дочь – Нина. Жили в то время трудно, жили работой, время мерили заводскими гудками, разговоры крутились вокруг неудач и успехов на том же заводе.  И цену человеку определяла тоже работа, по его отношению к общему делу.

     Понемногу жизнь налаживалась. Люди помогали друг другу во всем. Трудности объединяли соседей. А рядом жили Титовы, Фомины, Крюковы, Ключанцевы – все знакомые, кульяновские фамилии.

      Слухи о войне в народе ходили. Но слухам люди верят и не верят и очень надеются, что их минует сия беда. На рассвете сон особенно крепок, сибиряки еще спали, когда война уже перешагнула границы Родины. В одну минуту она переломала судьбы советских людей. Объявленная мобилизация подставила под ружье мужское население страны. 15 июля 1941 года Василий Григорьевич, отец двух маленьких девочек. Уже принял присягу. Он стал солдатом 9-ого стрелкового полка.

      «Я помню, как мы провожали папу на войну. Нину он нес на плечах, меня держал за руку. Мама, прижавшись, шла с другой стороны. Никогда прежде не видела столько людей, как в тот день перед театром на будущей площади Победы»,- вспоминает о прожитом Валентина Васильевна, - «Я мало что понимала, но до сих пор помню свое состояние тревоги. Помню слова мамы отцу. Она просила, чтобы за нас не переживал, семья хранил и всегда помнил, что его любят и ждут лома. Многие фотографировались. У нас тоже есть фотография того дня».

      Военное детство – это ожидание писем с фронта и постоянное чувство непреходящего голода. Бабушка Наталья Матвеевна хлопотала по хозяйству. Она перебралась в дом сына и по возможности помогала снохе пережить трудности. Сестры очень тосковали по отцу, по его гармошке, которую он брал в руки каждую свободную минуту. По счастливому маминому смеху. По веселым залихватским частушкам в исполнении родителей. Дом словно притих в ожидании хозяина.

     «Однажды мы узнали из письма, что отец в больнице. Что лечат его в городе Кирове. Слава Богу не ранен. У него началась флегмона кисти правой руки и указательного пальца», - продолжает свой рассказ его старшая дочь. После лечения врачебная комиссия признала Василия Григорьевича годным к нестроевой службе. Его перевели в 183 гужевую транспортную роту и оставили на фронте. Помолчав, Валентина Васильевна добавляет: «Однажды папа сумел сообщить, что их полк перекидывают на восток. И он будет переезжать станцию Болотная, что под Новосибирском. Это был уже 45-ый год. Мама напекла любимых его калачей и булочек, насушила семечек, запасла курева. И со своим отцом поехала к поезду. Хоть на минуточку, родители все же встретились. Папа позже вспоминал, что в той посылочке маловато было махорочки».

     Теперь прошло много лет, но сих пор все его документы бережно хранятся в заветной шкатулочке. Орденом «Отечественной войны» II степени и медалью «За победу над Германией» был отмечен за свой воинский труд ефрейтор Еремин В.Г.
      Закончилась война, но еще полгода ждали его родные. Увидев сына и словно передав ему вахту, тихо угасла Наталья Матвеевна.

      Посмотрев на хозяйство обновленными глазами, повидавшими жизнь людей за границей, решил Василий Григорьевич кое-что поменять и у себя. Начал строиться поселок Кульяновка – жилой фонд Сталинской ТЭЦ. И мужики, переманивая друг друга, постепенно перешли работать на станцию. А вскоре взялись за строительство собственных домов. ТЭЦ помогла стройматериалами и денежной ссудой. Пока возводили стены, семьи Чащиных, Фоминых и Ереминых жили на заводе в складских помещениях. Дом Василий Григорьевич строил вместе с тестем. А для отдельных тяжелых работ приглашал соседей. Как грибы росли дома и улицы в новом поселке. Теперь у Ереминых был другой адрес: улица Шлаковая 14. К концу лета заблестели свежей краской наличники на окнах. На них же появились кружевные занавески. Постепенно хозяева обзавелись домашней скотиной. Корова, свиньи, куры, утки – большой труд, но и немалое подспорье в хозяйстве. Да и свое молочко совсем неплохо для вновь родившейся Надежды.
     Только одно огорчало отсутствие на тот момент в поселке школы. Что ее дочкам Валентине и Нине приходилось ходить в нее за многие километры между промышленных строек и по железной дороге, проходить около колонии с заключенными. Где здоровенные мужики не от большого ума кричали сестрам: «Девчонка в красном дай несчастным». А когда попал под машину Гордиевский Саша, сердце матери совсем потеряло покой.

      После четвертой дочери, моей одноклассницы Ереминой Раи, в семье родился долгожданный сын. Назвали его Александр, то есть «Защитник». Сердце Василия Григорьевича успокоилось – есть кому продолжить род, есть кому защитить сестер, есть на кого опереться в старости.

     Бывшие соседи по Нижней колонии стали соседями и на Кульяновке. Дружно жили, помогали друг другу при любой необходимости.

      Дети растут быстро. Василий Григорьевич сам окончивший только три класса деревенской школы, всегда интересовался успехами в учебе своей ребятни. Дочки и сын ни разу не подвели родителей. Те на родительские собрания ходили, высоко подняв головы. И гордо слушали приятные слова в адрес учеников Ереминых.