Главы из книги-И дольше жизни длится жизнь -6

Ион Жани
По рассказам благородной бабушки Сатеник одного моего друга из Карабаха.
               
…Все течет, все меняется,
лишь устои человеческого бытия
с глубины веков по наши дни незыблемы …

 Глава 2.3
               
ОГАНЕС ИЗ ДРМБОНА

...Оганес продолжал наблюдения за состоянием своего хозяйства. Поле созревает. Очень скоро необходимо будет начинать уборочную страду, которая здесь имела особый смысл и особенное значение. В этот процесс включаются все, без исключения, от мала до велика. Во избежание потери драгоценного времени, молодые мамаши, умудряются уход за своими малолетними и, даже, новорожденными чадами перевести на второй план и всецело посвящают себя всеобщему делу, по своевременной уборке и определению на долгое и надежное хранение урожая. Можно сказать, что отношение к урожаю здесь особенное, однако, заметно, что важные и ответственные деяния совершаются без большой суеты и долгих разговоров. Очевидно, необходимость в особой собранности и сосредоточенности людей, а, также, устоявшееся многовековое постоянство, перешедшее в разряд традиций, при осуществлении наиболее ответственных и важных свершений привели к тому, что, для всеобщего взаимопонимания между людьми, совершенно, не требовались лишние слова. Видимо, такое становилось возможным, потому что все, от мала до велика, отчетливо знали и выполняли свои обязательства.  Скосить, собрать в снопы на сушку, отвести на ток, где из колосьев извлекаются, переливающиеся золотом под летним знойным солнцем, зернышки. Конечно, все это зерно очищается от всяких примесей и сорняков. Этот процесс называют- придание ветру зерна. В рабочий процесс привлечены все, кроме самых маленьких, к которым время от времени подходят сначала старшие детки, а впоследствии и матери, чтобы накормить грудью и почистить попки. Особое значение здесь имеют кратковременные вечерние посиделки под теплым и свежим звездным небом, когда все после ужина и вечерних хлопот собираются возле костра. Кто картошку в костре пожарит, кто – кукурузу или фасоль, кто -недоспевший колосок с зелеными зернышками пшеницы. Все это здесь и заменяло то, что в больших городах называлось десертом, за которым люди веселились, общались, рассказывали друг другу всякие небылицы и несуразицы, пели песни своих предков, словом говорили слова, которые накапливались в течение, практически, немого изнурительного тяжелым трудом, но, жизнеутверждающего, дня.  Именно в такие минуты молодым людям, не равнодушным парням и девушкам, представляется редкая удобная возможность перекидываться словами и взглядами друг с другом. Именно здесь происходит основной взаимный выбор молодых парней и девушек. Если взрослые как правило будут на первых порах делать вид, что ничего примечательного не происходит, то мальчишки и девчонки, которые уже понимали суть происходящего особой сдержанностью по отношению к происходящему не отличались. Они о чем-то все время между шушукались и время от времени многозначительно хихикали. Лишь темнота сумерек скрывала лица молодых людей от следов конфуза и смущения. Взрослые, вспоминая свою молодость, совершенно однозначно понимали, что именно такие дни останутся в памяти молодых. А молодым не было никакого дела до осознания происходящего, они просто наслаждались навалившимся на них безграничным счастьем быть любимыми и любить. В такие дни им нравится испытывать дрожь и оторопь от встречи взглядов со своими возлюбленными, от нежного, желанного, но случайного соприкосновения, а, редкие счастливчики, которым предоставляется возможность обниматься и целоваться, до конца своей жизни будут вспоминать такие мгновения как пределом блаженства и неги. За редким исключением, взаимный выбор молодых людей предопределяется первой, незаметной для окружающих, мимолетной встречей взглядов. И если все доходит так далеко, что они могут позволить себе обниматься и целоваться, то, это непременно означает, что по завершению уборочной страды в селении на одной семьи станет больше. Из всех человеческих пороков в здешних краях, практически в неистребимом положении, является такой порок, который народ определил, как сплетни. Ни одно деяние, будь оно благим или поддающимся всеобщему порицанию, не проходит мимо внимания окружающих. Конечно, же, основными носителями и распространителями всяких житейских новостей и сплетен являются женщины разных возрастов. Но мужчины, при всей своей кажущейся строгости и замкнутости не прочь, при возможности вывести на разговор женщин, дабы узнать от них что-либо интересное. Встреча двух людей, будь то мужчины или женщины, в независимости от места, начинается с приветствия, плавно, переходящее на расспросы, про жизнь, здоровье, детей, семью и прочее. Беседа между молодыми и людьми постарше обычно обретала назидательный характер, сводящийся к нравоучениям молодым со стороны взрослых. Если мало кому из молодых было позволительно противиться этому, то не всякий взрослый мог позволить себе учить молодых уму разуму. Для этого необходимо было стечение двух важных обстоятельств – наличие хоть какого-то авторитета и житейской мудрости, присущие видавшему жизнь человеку….
Обходя каждый пядь своего участка земли, проверив и прощупав каждый кустик, каждое дерево, каждую сару лоби, пройдя все кукурузное и пшеничное поле со, слегка пожелтевшими, колосками, Оганес в полуденную жару устроился под деревом на отдых. Он поел содержимое узелка из хурджина, пару яиц, мацони с сыром, луком и хлебом, затем, после недолгого отдыха начал собираться домой. Для домочадцев он собрал пол хурджина стручков лоби и дюжину кукурузных початков. Пойма реки Тертер всегда богата деревяшками, которые бурные потоки воды доставляют сюда в дни, когда из-за сильных высокогорных дождей и в периоды весеннего половодья река выходит из своих берегов и несет в своих водах исполины камней и проживших свой век огромных деревьев. Здесь всегда в достатке и тонкие ветки и толстые стволы деревьев. Набрав достаточного количества сухого хвороста определенного размера, и, уложив их в hачи на Буяне, Оганес закрепил хурджин на ослиной ноше, по привычке закрыл калитку и, размеренным шагом, двинулся за Буяном домой...