И. Крамской и Православие

Марков Геннадий
Иван Крамской: ««Христос в пустыне» - (...) итог многолетних исканий...»

"Православная жизнь" - май 2017 года


     27 мая исполняется 180 лет со дня рождения Ивана Николаевича Крамского – классика русской живописи, вдохновителя и организатора Товарищества передвижных художественных выставок («передвижничества»), одного из ярких представителей реалистического искусства. И.Н.Крамской был признанным мастером жанровой, исторической и портретной живописи, авторитетным художественным критиком...  Художник умер от серьёзной болезни сердца в 49-летнем возрасте (1887).

Для творчества И.Н.Крамского была очень важна библейская тематика. В юности художник некоторое время работал в иконописной мастерской, иногда выполнял заказы на создание иконостасов для храмов. Например, Крамскому в числе других художников  довелось работать над росписью купола внутри московского храма Христа Спасителя. В начале 1860-х гг., во время учёбы в Академии Художеств, Крамской увлекался творчеством Александра Иванова («Явление Христа народу») и Николая Ге («Тайная вечеря»). Конечно, это побудило художника и к собственным творческим поискам. Илья Репин (тогда – начинающий художник) вспоминал, что в конце зимы 1863—1864 года он видел в мастерской И.Н.Крамского голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Крамской рассказывал Репину об искушении Иисуса в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей. И.Репин был поражён, что Крамской говорил о Христе, как о близком человеке.  Так начиналась история создания одной из известнейших картин художника – «Христос в пустыне» (1872).

  В 1867 году Крамской создал первый вариант картины, но на вертикальном холсте не оставалось места для изображения пустыни, и этот вариант художника не удовлетворил.  В конце 1869 года Крамской посетил целый ряд европейских музеев в Германии, Вене, Антверпене, Париже, знакомясь с искусством старых и новых мастеров,  пытаясь найти «своего» Христа. И.Н.Крамскому очень понравилось полотно Тициана «Динарий кесаря», выставленное в Галерее старых мастеров в Дрездене. Но во время своей европейской поездки Крамскому так и не удалось найти тот образ Христа, «который мог бы захватить душу современного русского человека». По воспоминаниям Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре».
 
      В  1871 году Крамской начал работу над окончательным вариантом картины, и этот процесс был завершён осенью 1872 года. Художник специально ездил в Крым, где, в частности, побывал в Бахчисарае и Чуфут-Кале, чтобы пережить чувство, испытываемое человеком на пустынных горных возвышенностях. В одном из писем художнику Фёдору Васильеву Крамской писал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься; не знаю, что будет». Крамской сделал карандашные наброски, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее (Рига).

     В декабре 1872 года картина «Христос в пустыне» была представлена на 2-й выставке «передвижников», открывшейся в Санкт-Петербурге. Ещё до выставки картина Крамского была куплена известным ценителем живописи Павлом Третьяковым для своей коллекции. Сюжет картины И.Н.Крамского связан с сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. Сам художник говорил, что он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, с которой рано или поздно предстоит столкнуться каждому человеку. На картине И.Н.Крамского изображён Христос, сидящий на сером камне. Фигура Иисуса, одетого в красный хитон и тёмно-синий плащ, господствует над пространством картины и гармонично соединяется с достаточно суровым ландшафтом. Художник изображает зарю и раннее утро, а линия горизонта разделяет картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней  — предрассветное небо, которое является символом света, надежды и будущего преображения.  Задумчивость и усталость Христа дополнены его готовностью сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе. Художник уделил особое внимание лицу Христа и крепко сжатым кистям рук. Именно кисти рук Иисус, как бы связующие небо и землю, оказываются геометрическим центром холста. Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням. Конечно, художник выразил свой субъективный взгляд на Иисуса, как представитель светской культуры, и сформулировал свой подход так: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека. (...) Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу».
 
      Крамской вспоминал: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой. Но никто не говорит ничего важного. А ведь «Христос в пустыне» — это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью... она глубоко выстрадана мною... она — итог многолетних исканий…» Историк и публицист Константин Кавелин  так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом, измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении; я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе...». Писатель Иван Гончаров  отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо, измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг».

      Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном,  — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». На нём должно было быть изображено поругание Христа после суда Понтия Пилата  и последовавшего за ним бичевания. По замыслу художника, это было гигантское полотно (373 ; 501 см), над которым Крамской работал  пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Ныне неоконченное полотно хранится  в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.