Светлой памяти друга Василия Русакова посвящаю

Александр Владимирович Новиков
4 августа 2010 года скоропостижно (у Васи в августе 2009 года была операция по онкозаболеванию, но он как солдат, стойко сражался за жизнь, и на столе у него была заготовлена стопка новых книг для чтения) отошел к Богу мой дорогой друг Василий. Он был Поэтом и замечательным Человеком.
http://www.stihi.ru/avtor/geosferslovo
Вася прожил 52 года.

…4 августа мне позвонила на дачу наш общий друг,землячка Марина (мы все трое родились в Сланцах). Она сказала: Я позвонила, чтобы  сказать, что ты можешь больше не молиться о здоровье Васи. Он умер...
...Марина, я, и сын священника из д.Каменный Конец (Марина –преподаватель вокала в музыкальной школе г.Сланцы и певчая в церкви с.Каменный Конец) молились с июня до 4 августа 2010 года о здравии Василия, каждую полночь. Это была молитва по соглашению. Лето 2010 года было жарким, днем температура доходила до +35, дождей не было, дышать всем, даже здоровым людям было трудно (горели торфяники), а у меня был хронический саркоидоз. Получив благословение от моего духовника(в храме Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома певчий и чтец), я вставал в полночь и молился о друге. Знал, что Бог слышит меня. Но, наверное, Господь видел открытую Ему душу друга, и принял ее в руце Свои.

Я ответил Марине, что не смогу приехать на похороны, так как  у меня перелом и нога в гипсе. А на 40-й день приеду в Петербург и поклонюсь земле, которая его приняла. 5 августа Марина снова позвонила и сказала, что последние 3-4 дня у Васи упало давление. А в середине июля он мне сам писал, что у него высоченная температура, но пневмонии нет: "хватанул холодного из холодильника в жару". Иммунитет у него был совсем слабым из-за химиотерапии. Он облучался за год несколько раз после операции в августе 2009 года. И поэтому пища не усваивалась желудком.

Как он мечтал выйти на работу хотя бы на полдня! Он писал: "Скучновато, хочется вылезти из четырёх стен, да силёнок маловато". В июне-июле он резко похудел почти 20 кг, с 82 до 64...

17 июля Вася мне пишет: звонил художник Арон Зинштейн, он мой портрет написал и в составе своей выставки показывает его в музее Набокова на Большой Морской. В понедельник открытие, а я, видимо, не попаду из-за этой пневмонии...

Его доброта просто лучится в строках мне 9 июля:

"Саша, во-первых: с днём варенья! Дай Господь тебе здоровья, благополучия, достатка и долгих добрых лет. Пусть родные твои и друзья доставляют тебе радость и не жалеют на тебя внимания своего, как ты не жалеешь его по отношению ко мне. Я с благодарностью  принимаю все твои советы, тем более, что идут они от чистого сердца с верой и надеждой, что и в меня вселяет подобные чувства. Татьяна права (мой друг, Татьяна Родер, которая лечилась  травами от онкологии и умерла после Васи)  - я ищу то, что принимает мой организм. Сейчас проблема  состоит уже не в самой онкологии, а в способности кишечника  пропускать пищу, онкология стабилизировалась, а вот есть столько, сколько необходимо для регулярного набора веса пока не получается . Но я всё время пихаю в себя что-нибудь съедобное, если и вырвет, то всё равно что-то усвоится. Сейчас, похоже, ситуация выходит на положительную динамику, я стараюсь. Так что успокойся на мой счёт, лапки я не сложил, царапаюсь. Впрочем, сегодня радостный день, поэтому  всё будет хорошо и даже отлично! Храни Господь тебя и твоих близких." 

7 июля он прислал мне свои последние стихи:
* * *
Царь, который носит две короны,
Тот, чья пирамида высока
И крепки оплоты обороны –
Лотосы, папирус и река…

Ты ли, целовавшийся с богами,
Имя, словно в вечность, в камень вбил,
Разглядев и небо под ногами
В черепках разграбленных могил?

Как твои кружатся в хороводе.
Кто есть ты – навряд ли отличу…
Я всего лишь следую природе,
Как душа по тонкому лучу.

* * *
Берег, пресный речной прибой.
Всё, что имею, ношу с собой:
Осени рваный флаг,
Ветром простреленный наповал,
Лес, потерявший своих запевал…
Что-то со мной не так –

Мир оказался, как кегля, сбит,
Сдвинулось небо с бетонных плит,
И пилигримом я
Трогаю край, а за краем – твердь.
Кто-то твердит мне: не сметь, не сметь!
Здесь всё ещё земля.

Здесь, на краю, есть тростник, камыш,
Здесь ты ещё говоришь, стоишь,
Слушаешь, видишь свет
Серого неба, речной воды,
Здесь не бывает такой беды…
Да никакой здесь нет.

* * *
Помню, что ветер пригнал грозовые тучи.
Помню, что это было намного лучше,
Чем сплошная жара и асфальт текучий,
Впрочем, любая погода – несчастный случай,

Особенно в Петербурге, её капризы
Протыкают крыши, сносят долой карнизы…
И я проживал под этим слепым, проточным,
Укрыт от мира только зонтом непрочным.

Я становился тем, чем ты хотела,
Я появлялся там, куда глядела
Ты, и когда в темноту плутонью
Протягивала ладонь, я был ладонью…

Ладно, прости цитату, я – вор и циник,
Жизнь обожгла, едва разменял полтинник.
Вот и тяну под чужую дудку свои печали,
Лишь бы слова звучали.>

P.S. Я написал ему, что прочитал его стихи и ничего не понял.  Он философски заметил: ну и ладно! Сейчас-то я понимаю, что Вася предчувствовал, что его жизнь подходит к концу...
…Открыл гараж, и у порога
Синицу мёртвую нашёл.
Сначала – жалость, а тревога –
Потом, мол, как нехорошо,
Недобрый знак… и всё такое…
Когда бы знал, конечно, спас…
И мысль кружится, беспокоя,
Как не заметил в прошлый раз?

Но что теперь? Стою над птицей,
В руке совок, прощаюсь с ней.
Кому ты стала проводницей
В безмолвном царствии теней?
Уже нездешняя – иная,
Не зря ты не закрыла глаз,
Чтоб там, живущих вспоминая,
Они разглядывали нас –

Как в беготне, в потёмках, в смуте,
Когда подхватит, закружит,
И в каждой прожитой минуте
Их вечность нам принадлежит;
И наши дни, недели, годы,
И каждый вздох, и каждый стих –
Припомнят каждый миг природы,
Припомнят нас, припомнят их…

26 июня. Василий пишет мне:
< Хорошо работать, лучше, чем не работать. Я снова пошёл бы...Но пока никак. На следующей неделе опять госпитализация, а там посмотрим, надеюсь всё-таки выходить хоть по полдня, чтобы не киснуть и производить какое-никакое шевеление вокруг себя. Via est vita. (Жизнь это дорога).

У Васи написана драма в стихах Иов http://stihi.ru/2008/02/12/4509   

У Васи осталась мама: Валентина Аркадьевна. Она очень добрый человек. Две сестры - Маргарита и Нина, жена Света, две дочери - Лена и Поля. И много друзей в разных городах.

Он всегда ставил цель и достигал ее. Отслужил в армии, окончил топографический техникум, а потом и Ленинградский университет. Работал в Ленинграде  - Петербурге. Семья, дети, работа, поэзия. На всё находил время. Стихи писал еще со школы. В моей записной книжке есть его первая песня (когда ему было лет 14-15) - "Юность". Он пел ее под гитару. В моей записной книжке есть его песня "Ссора-река". Он написал ее на мелодию песни “Девушка с жемчужными волосами"(венгерская песня).

Когда я был у него в ноябре 2009 года, он замечательно накормил меня (я не стал поститься в среду ради друга), показал в компьютере фотографии из Испании (он был там!), рассказал подробно о всех исторических городах, которые посетил (историю он знал блестяще), сел за руль “Мицубиси” (дороговато, Саш,но зато качество!) и отвез через весь Питер к другому моему другу, из Петроградского района в Кировский. Говорил, что не хочет получать инвалидность, хочет работать! А я по дороге рассказывал ему о том, что Бог есть, и есть Его враг. Он слушал меня, удивлялся и верил.

Он причащался, соборовался.
СОБОРОВАНИЕ

Дм. Пономарёву

То, что кажется страшным, впоследствии станет привычным –
Разговоры спасают немного, спасают отчасти…
В синей церкви твоей, где Предвечного чувствую лично,
Где священным подсолнечным маслом мне мажут запястья,
Где свечу погасили семь раз и над горсточкой риса
Прочитали семь раз… и серебряный крест целовали…
Отступает ли страх? – Он нежнее прохладного бриза,
И его разглядишь, и его распознаешь едва ли.
Но в сплетении солнечном скачет испуганный зайчик,
И щекочет живот, и внутри замирает нескоро…
Сколько тайн у Тебя? У меня – бесполезных заначек?
Сколько в чаше с елеем гранатовых зёрен кагора?

12.08.2009 г.

Господи, прими р.Б. Василия в месте светле, месте злачне, место покойне.
P.S.
На 40-день был в Питере, на кладбище, был в семье Васи, видел Нину, Марину, Юлю, вдову Свету. Вечная память тебе, мой дорогой друг!
Октябрь 2010.
P.S. Чем больше проходит времени, тем больше узнается сокрытого. Так, по дороге с кладбища, я узнал от Нины, что он считал меня лучшим другом... Если б я знал это, то больше общался бы с ним... Я промолчал. Это был словно упрек мне.  Мы с  ним сыграли десятки партий в шахматы (лет с восьми я научился от Васи играть в шахматы, его отец хорошо играл), и мне всегда было трудно играть с Васей, он часто побеждал. А в 10 классе, в 1975 году, мы играли за сборную школу № 2 на командном чемпионате среди школ г.Сланцы. Заняли 1 место. Причем Вася набрал 100% очков! Правда Боря Осипов (1 доска) -Царство ему Небесное!- придумал трюк -пересадил Васю на 3 доску, хотя в тот момент Вася посильней меня играл. А я был на 2 доске,после Бори,и 45% очков взял.

… Я шел по кладбищу рядом с Ниной и думал: какое местечко ему досталось не поэтическое  -  пустое поле. Но главное я успел ему сказать: Бог есть и надо просто ВЕРИТЬ в Него. И если Бог скажет, что надо потерпеть немного, то надо взять крест и нести.  И он взял крест и понес.

За день до кончины мне был сон: я стою у двери в его комнату и вижу, что он не может уснуть... А я почти как Ангел у двери,охраняю его безсмертную душу. Он крестился в Троице-Сергиевой Лавре уже в 30 лет, осознанно. И это был его выбор  - зрелого, опытного, умного человека.
Господи, прими чадо Твое в лоно Авраамово!

Октябрь 2011. П.С. Татьяна, о которой Вася мне пишет, умерла позже него, в мае 2011 года. По-христиански, с ангельским терпением,  святым Причастием. Дай Господи, нам всем так прийти к Тебе, с подготовкой.
Январь 2012. Перечитываю Васины стихи. Нахожу важные для себя мысли. Его стихи для меня  - это очень высокая планка, к которой нужно стремиться.
2017
Иногда он мне снится,и я молюсь о нем...