И. Тургенев и Православие

Марков Геннадий
              И.С.Тургенев: «Имеющий веру - имеет всё...»

              "Православная жизнь" - ноябрь 2018 года


        В  ноябре исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883) – классика русской и мировой литературы. В преддверии этой даты был подписан президентский указ о всероссийском праздновании юбилея выдающегося писателя.

      Еще в 1853 году И.С.Тургенев высказался категорично: «Знайте, что без веры, без глубокой и сильной веры не стоит жить - гадко жить». Но в одном из писем Тургенев с горечью констатировал: «…Если я не христианин - это (…), пожалуй, моё личное несчастье». И в другом тургеневском письме есть нечто подобное: «Имеющий веру - имеет всё и ничего потерять не может; а кто ее не имеет - тот ничего не имеет, - и это я;чувствую тем глубже, что сам принадлежу к неимущим!» Несмотря на такую трагичность мироощущения и самокритичность, Тургенев в своем творчестве использовал много тем, связанных с Православием.  Он превосходно знал Библию и духовную литературу, о чем свидетельствуют тургеневские художественные произведения и переписка. Писатель часто контактировал с глубоко верующими людьми. Например, он дружил с известной писательницей А.Н.Бахметевой (1823 – 1901), написавшей большое количество книг по истории Русской Православной Церкви и по библейской проблематике.

      И.С.Тургенев уделял большое внимание изображению религиозности русского народа, и это особенно заметно в скрупулезной обрисовке деталей бытового поведения персонажей, например, в легендарных «Записках охотника» (1852). Тургеневские герои молятся, осеняют себя крестным знамением, упоминают Господа: «Прости, Господи, моё прегрешенье!»; «Господи, владыко живота моего!»; «Ах, Господи, Твоя воля!»...
   
     В тургеневском романе «Дворянское гнездо» (1859) важнейшую роль играет образ Лизы Калитиной - кроткой и самоотверженной девушки с православным мировоззрением. На духовное становление Лизы в свое время сильно повлияла Агафья – глубоко верующая крепостная крестьянка. Когда Лиза слушала Агафью, «образ вездесущего, всезнающего Бога с какой-то сладкой силой втеснялся в ее душу, наполнял ее чистым, благоговейным страхом, а Христос становился ей чем-то близким, знакомым, чуть не родным». Для тургеневского текста очень значимо пространство храма и категория молитвы. Процитирую соответствующий фрагмент: «На другой день Лаврецкий отправился к обедне. Лиза была уже в церкви, когда он пришел. Она заметила его, хотя не обернулась к нему. Она усердно молилась. Тихо светились ее глаза, тихо склонялась и поднималась ее голова. Он почувствовал, что она молилась и за него, и чудное умиление наполнило его душу. Ему было и хорошо, и немного совестно. Чинно стоящий народ, родные лица, согласное пение, запах ладана, длинные косые лучи солнца от окон, самая темнота стен и сводов, – все это говорило его сердцу. Давно он не был в церкви, давно не обращался к Богу. Он и теперь не произнес никаких молитвенных слов, он и без слов даже не молился, но, хотя на мгновение, всем помыслом своим повергнулся вниз и приник смиренно к земле. Вспомнилось ему, как в детстве он всякий раз в церкви до тех пор молился, пока не ощущал на лбу как бы чьего-то свежего прикосновенья. «Это, – думал он тогда, – ангел-хранитель принимает меня, кладет на меня печать избрания». Он взглянул на Лизу. «Ты меня сюда привела, – подумал он, – коснись же меня, коснись моей души!» Она все так же тихо молилась, лицо ее показалось ему радостным, и он умилился вновь, он попросил другой душе – покоя, себе – прощенья».

     В тургеневском стихотворении в прозе «Христос» (1878) присутствует проникновенное изображение внутреннего пространства деревенской церкви: «Я видел себя юношей, почти мальчиком, в низкой деревенской церкви. Красными пятнышками теплились перед старинными образами восковые тонкие свечи. Радужный венчик окружал каждое маленькое пламя. Темно и тускло было в церкви, но народу стояло передо мною много – все русые крестьянские головы. От времени до времени они начинали колыхаться, падать, подниматься снова, словно зрелые колосья, когда по ним медленной волной пробегает летний ветер».

      Главной героиней тургеневского рассказа «Живые мощи», созданного в 1874 году и впоследствии включенного писателем в окончательный вариант «Записок охотника», является праведница и страдалица Лукерья, о которой архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) сказал так: «Тело Лукерьи почернело, а душа - просветлела и приобрела особенную чуткость в восприятии мира и правды высшего, сверхмирного бытия».  Лукерья (еще недавно молодая деревенская красавица), обреченная на полную неподвижность и телесное угасание, переносит свой тяжелый недуг как истинная христианннка – с кротостью и смирением: «Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чём я Его просить могу? Он лучше меня знает, что мне надобно. Послал Он мне крест - значит меня Он любит. Так нам велено это понимать». Лукерья осознает, что болезнь послана во благо ее душе: «Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел. Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать да и говорит: «Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем состоянии согрешить можешь?» Но я ему ответила: «А мысленный грех, батюшка?» – «Ну, – говорит, а сам смеется, – это грех не великий». – Да я, должно быть, и этим самым, мысленным грехом не больно грешна». Тургенев говорил, что в своем рассказе он описал реальный жизненный случай. Образ Лукерьи произвел сильное впечатление на академика Ф.И.Буслаева, записавшего в своем дневнике: «Скорбная девушка, но просветленная душою, умирает хорошо (...) именно потому, что она верует, и потому отдает свою ясную душу Господу Богу, как мученица первых веков христианства (...)».  Поэт Я.П.Полонский, друживший с Тургеневым, однажды сказал: «И один рассказ его «Живые мощи», если б он даже ничего иного не написал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так всё это выразить мог только великий писатель».

      В издательстве Сретенского монастыря, в серии «Библиотека духовной прозы», была издана книга И.С.Тургенева «Лазурное царство» (2011), куда вошли: роман «Дворянское гнездо», избранные рассказы из цикла «Записки охотника», рассказ «Муму», несколько текстов из цикла «Стихотворения в прозе», стихи... Проблему «Тургенев и христианство» активно исследует профессор А.А.Новикова-Строганова, в 2015 году выпустившая книгу «Христианский мир И.С.Тургенева» в рязанском издательстве «Зерна».