И. Аксаков и Православие

Марков Геннадий
Иван Аксаков: «Наше знамя – русская народность...»

      "Православная жизнь" - октябрь 2018 года


      8 октября исполняется 195 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова – одного из лидеров славянофильского движения, известного русского общественного деятеля, публициста и поэта… Статьи Ивана Аксакова читала вся Россия, а романсы на его стихи писали А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, М. А. Балакирев и другие известные композиторы.

    И.С.Аксаков родился в селе Надеждино Оренбургской губернии, но в 1827 году многочисленная аксаковская семья переехала в Москву. Мать Ивана, Ольга Семеновна, в девичестве - Заплатина, являлась до¬черью суворовского генерала и пленной турчанки. Впоследствии Иван Сергеевич так вспоминал о матери: «Русские обычаи, особенно церковные, русская кухня, русская природа – все это было ей родное». Аксаковская семья была большой и дружной (14 детей: шесть сыновей и восемь дочерей), и непререкаемый авторитет в ней имел отец - известный писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, автор «Семейной хроники», «Детских годов Багрова-внука», «Аленького цветочка»... В доме Аксаковых нередко бывали писатели Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, М.П.Погодин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, актеры М.С.Щепкин, П.С.Мочалов… Постепенно этот круг стал дополняться друзьями Ивана и его брата Константина (тоже известного славянофила) – философами и литераторами А.С.Хомяковым, И.В.Киреевским, Ю.Ф.Самариным… В числе друзей и знакомых Ивана Аксакова были  Ф.М.Достоевский, А.А.Фет, Н.Н.Страхов, Ф.И.Тютчев... В 1866 году супругой И.С.Аксакова стала Анна Федоровна Тютчева – дочь поэта.

      У И.С.Аксакова достаточно рано проявился интерес к общественной жизни: уже в десятилетнем возрасте он зачитывался газетами, а официальное образование получил в Училище правоведения (г. Санкт-Петербург). В дальнейшем Аксаков нередко занимал ответственные чиновничьи должности, и выражение «честен, как Аксаков» стало своеобразной поговоркой.  Один из аксаковских коллег (барон Бюлер) вспоминал: «Он занимался по 16 часов в сутки, постоянно писал, читал, делал справки в Своде Законов, и только по окончании служебных дел, как бы для отдохновения и забавы, принимался за стихи».
 
      В 1855 году, в разгар Крымской войны, Аксаков вступил в ополчение – в Серпуховскую дружину. С 1859 г. до самой своей кончины И.С.Аксаков, всегда находившийся на твердых православно-монархических позициях, издавал разнообразные славянофильские газеты и журналы: «Парус», «Пароход», «Русская беседа», «День», «Москва», «Русь»... Аксаков писал: «Наше знамя – русская народность. Народность вообще - как символ самостоятельности и духовной свободы, свободы жизни и развития... (...) Народность русская как залог новых начал, полнейшего жизненного выражения, общечеловеческой истины». Для него были чрезвычайно важны известные формулы: «Самодержавие, Православие, народность» и «Силу мнения – народу, силу власти - Царю!»

    О Православии И.С.Аксаков говорил так: «...В Православии две стороны: внешняя - обряды, символы, посты. Это все имеет в деле веры хотя далеко не первенствующее значение, но дорого мне потому, что связывает меня со стомиллионным русским народом, делает меня его членом и общником, а не отщепенцем, который плюет на то, что целому народу, целой части вселенской Церкви, свято и дорого. Главное же, это дух Православия, это вот мое твердое знание, не вера только, но и знание, что в Церкви хранится Истина. «Православная Русь», «Святая Русь», - да, потому что во всем мире она теперь чуть не одна принадлежит истинной Церкви и хра¬нит истину. Тут нет ни тени какой-нибудь гордости или превозношения, тут незыблемый исторический факт. (...) Один русский народ воспринял учение Христа чистым сердцем, не уродуя его и не внося никакой лжи. (...) Это чистосердечие, это смирение, эта готовность на страдания, это явное предпочтение внутреннего внешнему, - все это психические особенности славян. Они язычниками уже были, так сказать, готовы к христианству, склад их душ ему соответствовал. Где же тут превозношение, когда никто, как мы, не умеет так смиряться, так чувствовать себя грешнее и недостойнее других?»

   И.С.Аксаков полагал, что  основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа. Он писал: «Надо только уразуметь сокровища духа в русской земле и познать их...». Практически каждую аксаковскую речь, произнесенную в Московском славянском комитете, внимательно изучали европейские дипломаты и властные структуры, полагая, что по авторитетным  высказываниям И.С.Аксакова можно судить, что думает русский народ о тех или иных шагах русского правительства. Бескомпромиссные аксаковские высказывания порой порождали его проблемы с властью. В частности, яркое и эмоциональное выступление Аксакова по поводу мирного договора 1878 года, во многом уничтожившего плоды победы России в русско-турецкой войне 1877-78 гг.  И.С.Аксаков был настолько популярен в славянском мире, что, например, его кандидатура была выдвинута несколькими избирательными комитетами Болгарии на болгарский престол.

      8 февраля (27 января - по старому стилю) 1866 года И.С.Аксаков скончался от болезни сердца и был похоронен под Москвой в Сергиевом Посаде на территории  Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Император Александр III направил вдове писателя телеграмму, в которой были такие слова: «Императрица и Я с душевным прискорбием узнали о внезапной смерти вашего мужа, которого уважали как честного человека и преданного русским интересам». Около ста тысяч человек проводили И.С.Аксакова в последний путь. Аксаковский сподвижник, публицист и журналист Сергей Шарапов писал: «Смерть Аксакова явилась в полном смысле слова великим национальным горем…». В большинстве европейских газет появились посвящённые ему некрологи, а в Софии и Белграде вскоре появились улицы имени Ивана Аксакова. Известный российский государственный деятель и писатель, многолетний обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев сказал о представителях рода Аксаковых (и об Иване Сергеевиче – в том числе):  «Великое значение и великая заслуга этих людей состоит в том, что они первые сознательно выяснили перед всеми нераздельную связь русской народности с верой и с Православною Церковью... Они первые помогли обществу осмыслить и несравненное достоинство Православной Церкви, и жизненное значение ее для народа, и самую любовь к ней, которую вынес народ изо всей своей истории».