Глава 28. Зона конфликта

Шели Шрайман
ВОЙНА С СЮРПРИЗАМИ И БЕЗ

Очередная навязанная Израилю ракетная война была вполне ожидаемой. Израиль готовился к подобному повороту событий, в чем мы убедились еще позапрошлой осенью, когда ракеты, долетевшие до центра страны, были встречены противоракетами «Железного купола» - уникальной системы, не имеющей аналогов в мире.
В первой половине 2000-х годов Ариэльский центр стратегических исследований выпустил сборник статей израильских и зарубежных специалистов под названием «Баллистические ракеты: угрозы и защита», выдержавший три издания: он обсуждался на комиссии по вопросам безопасности в американском конгрессе, на него не раз ссылались в своих исследованиях ученые разных стран. В 2008-м, через два года после окончания Второй Ливанской войны, во время которой север страны обстреливался ракетами «Хизбаллы», редактор вышеупомянутого сборника Арье Став говорил мне о том, что, по сути, мы пожинаем плоды концепции, в плену которой находимся более двадцати лет. Что имелось в виду? В то время, как противники Израиля постоянно наращивают и совершенствуют свой ракетный аресенал – от примитивных «кассамов» до М-75, обстреливая нашу территорию, мы продолжаем уходить в пассивную оборону, вкладывая огромные средства в развитие дорогостоящих противоракетных технологий. Как показывают последние события, на дипломатию тоже рассчитывать не приходится. Что же остается?

Участники прошлых израильских войн убеждены, что наша армия вполне справится с любой задачей, если ей не будут мешать. Кстати, о том же самом говорил еще в 2008-м году и Арье Став, предвидевший грядущие ракетные войны: «Для того, чтобы выжить, Израиль должен быть инициативным в любом противостоянии. Мы не имеем права на проигрыш: противник должен знать, что в случае вторжения на нашу территорию, он обречен на поражение. Эта концепция с момента создания государства была единственной правильной и возможной».

«За Газу без ХАМАСа»

- То, с чем мы столкнулись нынешним летом - туннелями ХАМАСа, лишь еще одно подтверждение намерений нашего противника, одержимого идеей уничтожения Израиля, - говорит мне друзский полковник Гидон Аббас, участник израильских войн и многочисленных операций по борьбе с арабским террором. – Я считаю совершенно оправданной операцию «Нерушимая скала» в Газе и верю в исключительную боеспособность нашей армии. ЦАХАЛ должен уничтожить все тоннели, добраться до лидеров террористических группировок, засевших в подземных бункерах, лишить боевиков возможности обстреливать израильскую территорию и готовиться к очередной войне против нас. С подобной ситуацией нельзя больше мириться! Тем более, что цели наших врагов предельно ясны – уничтожение государства Израиль.
 
Я бы хотел отметить так же неприятный момент, связанный со средствами израильской массовой информации, - продолжает полковник. – Все эти дни с телеэкрана и газетных страниц обрушивается масса советов от совершенно разных людей, полагающих, что только они знают правильный выход из сложившейся ситуации. Я же убежден как раз в обратном: армии и разведке, накопившим огромный опыт ведения войн и борьбы с террором, сейчас не нужны ничьи советы. Единственное, что от нас требуется: не мешать профессионалам спокойно выполнять свою работу, с которой они справятся и без наших советов. И еще. Мне кажется, надо меньше показывать по телевидению  картины разрушений, вызванных обстрелами и военными действиями и больше – сюжетов о том, с чем приходится сталкиваться нашей армии в Газе и на границе с ней. Люди, живущие в других странах и имеющие довольно смутное представление о нынешних событиях, нужно открыть глаза на истинное положение дел: показывать фотографии или видео стратегических туннелей, вырытых под нашей территорией; ракетных складов и пусковых установок, скрываемых боевиками в местных школах, больницах, мечетях и жилых домах; палестинских женщин, детей и стариков, используемых ХАМАСом и Исламским джихадом в качестве «живых щитов».

Теперь о том, насколько за минувшие десятилетия изменилась армия и ее цели. В прошлом нам приходилось воевать против армий враждебных Израилю государств, и в основном – на открытой местности. Нынче  ЦАХАЛ ведет бои не с армией, а с террористическими группировками в условиях плотной застройки, где боевики удерживают жителей в домах качестве заложников. Условия очень трудные, но пока продолжаются обстрелы израильской территории, операцию сворачивать нельзя: нужно добраться до командиров, которые руководят действиями группировок, отсиживаясь в подземных бункерах. Со стороны ХАМАСа развязана очень подлая война не только против Израиля, но и против населения Газы. Миллионные средства, направлявшиеся в Газу на протяжении лет и предназначавшиеся для постройки новых школ и больниц, поддержки неимущих, использовались для личного обогащения хамасовской верхушки, прокладки стратегических туннелей и закупки оружия. Я уже не говорю о жестокости террористических организаций по отношению к жителям Газы, которым боевики запрещают покидать свои дома под угрозой смерти, невзирая на заблаговременные предупреждения ЦАХАЛа о начале боевых действий в том, или ином районе.
Анализируя действия ЦАХАЛа в нынешней операции, я вижу, что командиры ведут бои очень грамотно: не тратят силы напрасно и планомерно, поэтапно добиваются выполнения поставленных задач. Что же касается ХАМАСа и его боевиков, обучавшихся у иранских военспецов и инструкторов «Хизбаллы», им не выстоять против нашей армии: это только вопрос времени. Повторяю, если бы война велась по правилам – без использования боевиками в качестве заложников гражданского населения и размещения складов в школах и больницах, ЦАХАЛ давно бы завершил военную операцию без особых потерь с обоих сторон. Наши солдаты воюют за свою страну, дом, семью, за мир и покой во всем регионе. ХАМАС с его уродливой идеологией, промывкой мозгов, стремящийся к войне, а не миру, проигрывает нашей армии с ее высокой мотивацией и на этом поле. Даже лидеры арабских государств –  обновленного Египта,  а так же Саудовской Аравии и королевства Иордании предпочли бы видеть Газу другой - без боевиков ХАМАСа и Исламского джихада.

Игра по правилам и без правил

- Наша армия – очень профессиональная, - говорит мне полковник Хамзи Арайди, участник израильских войн, начиная с Шестидневной. – Сейчас, благодаря высоким технологиям, она гораздо более оснащенная, чем в прошлом, когда Израилю приходилось вести тяжелые войны за свое существование. Что же касается моральных принципов, то они остались те же, что были всегда Когда я был командиром, то перед боем говорил своим солдатам: «Смотрю на вас и вижу за вашими спинами целую цепочку – ваших матерей, отцов, сестер, братьев, невест. Делайте только то, что я прикажу, чтобы вернуться к ним живыми». Даже спустя годы я оцениваю себя, как командира не только по успеху операций, но и по тому, что мне удалось избежать участи сидеть «шиву» в доме кого-то из моих солдат. Мне кажется, в этом отношении наша армия осталась прежней, и командиры так же тщательно планируют операции, чтобы избежать неоправданного риска и не потерять своих солдат.

Я представляю себе, насколько трудно сейчас приходится ЦАХАЛу в нынешних условиях, когда противник пренебрегает всеми правилами человечности по отношению к мирным жителям, превращая их в своих заложников, - продолжает он. – С одной стороны – государство Израиль и профессиональная армия, с другой – террористические группировки, с которыми невозможно о чем-то договориться - они делают все, что хотят, для них не существует никаких правил. Факт, что ХАМАС и исламский джихад продолжали обстреливать территорию Израиля в периоды временного прекращения огня, объявленного с единственной целью - доставить жителям Газы гуманитарный груз. Впрочем, ничего нового. Когда мы имеем дело с террористами, это именно та ситуация, когда не с кем говорить. И можно не сомневаться, что после того, как руководство ХАМАСа и Исламского Джихада вылезут из своих бункеров и увидят ужасающую картину своего поражения, они все равно будут кричать о своей победе. И вот еще на что я бы хотел обратить внимание: если идет война внутри какой-нибудь арабской страны, например, сегодняшней Сирии, где ежедневно гибнут десятки, а то и сотни людей, об никто в мире не поднимает по этому поводу шум. Но едва появляются случайные жертвы военной операции ЦАХАЛа, причем, не по нашей вине, а по вине боевиков, запрещающих жителям покидать свои дома, превращенные в склады ракет, это тут же превращается в повод для большого международного скандала.

«Потерпев поражение, наши враги будут твердить о своей победе»

- Первая задача ЦАХАЛа сейчас – победить ХАМАС, - говорит полковник Эзра Орни, участник израильских войн, начиная с Шестидневной. Я застаю его по пути на военное кладбище, где будут хоронить молодых парней-десантников из его бригады. Ветераны тоже едут туда, чтобы отдать погибшим последние почести и поддержать их близких.
- Все разговоры о мире с теми, кто развязал против Израиля эту войну, сейчас пустая болтовня. Как наши соседи упорно «стремились к миру», прорывая туннели с выходами на израильскую территорию и наращивая свой ракетный арсенал, теперь увидели и в других странах, - продолжает Эзра. - Должен признать, что в нынешнем противостоянии террористы выглядят более подготовленными и организованными, но наша армия настолько превосходит их по всем параметрам, что исход войны заранее предрешен. Даже если ХАМАС и Исламский джихад ударятся после окончания нашей операции в привычную риторику, заявив о своей победе, на самом деле они будут знать, что потерпели сокрушительное поражение, о чем предпочтут промолчать.
...Наш разговор прерывает сирена. Очередной обстрел...

«Тот, кто собирается уничтожить Израиль, должен умереть раньше»

- Израильская армия сейчас гораздо более оснащенная и профессиональная, чем в наше время, - считает бывший командир одной их лучших дивизий резервистов-десантников Шимон Каганер (Кача), боец первого еврейского спецназа – 101-подразделения Ариэля Шарона, участник Шестидневной войны, Войны Судного Дня и Первой Ливанской. - Я думаю, что нужно обязательно добраться до засевших в бункерах командиров террористических групп и их уничтожить. Более того, всякий, кто вынашивает идею  уничтожения Израиля и открыто заявляет о своих намерениях, должен умереть еще до того, как он начнет войну против нас. Конечно, хорошо, что у нас есть система «Железный купол», надежно защищающая территорию Израиля. Понятно и другое: в современной войне гораздо больше политики, чем было раньше. Но, отчетливо сознавая, с кем нам приходится сейчас воевать, я по-прежнему убежден, что лучшая защита – нападение. Мы не должны ждать, пока придут убивать нас. Мы должны лишить врагов этой возможности. Никто за нас этого не сделает.

...В рабочем кабинете Качи на полке, где обычно стоят книги, лежит кирпич. Обычный, на первый взгляд, кирпич. Разве что чуть обугленный по краю... Он был привезен в Израиль из лагеря смерти - один из кирпичей печи, где нацисты сжигали евреев.
 
«Нам не нужна окупация Газы»

- Когда мы вели бои за Иерусалим в 1967-м, мы не думали о том, скольких потерь нам это будет стоить. Для нас не было ничего важнее, чем выполнить приказ, - говорит участник израильских войн Арик Ахмон, в прошлом - офицер разведки бригады десантников-резервистов. – Думаю, у командиров и солдат ЦАХАЛа, участвующих в операции «Несокрушимая скала» та же высокая мотивация, что была тогда и у нас. И этим они очень сильно отличаются от командиров ХАМАСа и Исламского джихада. Наши офицеры первыми идут в бой и ведут за собой солдат. Их командиры посылают своих боевиков умирать, отсиживаясь при этом в бункере. Наша армия воюет за свой народ, их «армия» - против своего народа, за идеологию.

Чтобы победить в этой войне, нам не нужно захватывать Газу, оставаясь в ней на долгий срок, - добавляет он. – Достаточно нанести ХАМАСу и Исламскому джихаду такой сокрушительный удар, который в 2006-м году получила «Хизбалла», после чего лидер этой террористической организации уже в течение восьми лет не покидает своего подземного бункера. Потратив миллиарды гуманитарной помощи на прокладку стратегических туннелей и закупку оружия и ракет, ХАМАС и Исламский джихад, потерпев поражение в войне с Израилем, будут вынуждены так же годами сидеть под землей, как и Насралла. Ну а что касается настоящего момента, у нас сильная армия, прекрасный народ, нам помогает Египет, с которым мы воевали сорок лет назад. Так что у нас не остается ни малейшего шанса, чтобы не одержать победу в этой войне.