Краткая история человека

Сергей Антюшин
Возникновение человека остаётся загадкой, по крайней мере, для него самого. А вот его история, точнее – история человека разумного, то есть, человечества, известна достаточно хорошо. Существует множество вариантов истории, её трактовок и аспектов, содержащих массу смыслов, нередко противоречащих друг другу.
Критическая интерпретация эволюции самооценки человека, меняющая и его отношение к миру, могла бы выглядеть приблизительно так…


Когда-то в доисторические времена человек, едва осознавший себя в большом, опасном и, как ему могло показаться, враждебном к нему мире, тут же воззвал о спасении.
Он обращался к природе, предкам, духам, божествам, … к тому, кого он считал способным и покарать, и защитить. "Спаси" – молил человек о себе и о своем потомстве.
Трудно сказать, кем и в какой степени он был услышан, но природа предоставила ему немало возможностей выжить, осмотреться, приспособиться к окружающей действительности и даже укрепить свой статус в среде своего обитания.

Ценность человека возросла, в том числе, и (а может быть, только) в его собственных глазах. Он формировал и развивал свой способ бытия в природе – культуру, обзавелся важными знаниями, опытом, инфраструктурой – вначале примитивной, едва заметной для природы, но со временем все более сложной и "ресурсоемкой". У него сложились планы, появились цели на отдаленную перспективу … 
Ему уже было мало собственного спасения, он захотел непременно сохранить и тот небольшой фрагмент бытия, доставшийся ему (наверное, как замечательная удача) в пользование.
Но он помнил о своей зависимости от внешних обстоятельств, от своего неведомого и не вполне ясно представляемого покровителя. "Спаси и сохрани" – не забывал молить его человек: по утрам – если отдых покорного сына неба и природы не прерывался ревом диких зверей, наводнением или нападением других людей, врагов; перед тем как утолить жажду и голод – если было время; пред сном – если оставались силы после напряжённого дня.

Со временем человек окреп во многих отношениях. Добытые им знания стали настолько обширными, что он сам в них порой слабо разбирался (особенно в тех, что не были связаны с его повседневной жизнью и работой). Его горизонты раздвинулись, мир стал огромным, (по территории он сравнялся едва ли не со всей поверхностью планеты), социальная инфраструктура усложнилась и требовала много внимания, забот, затрат.

Человек ещё старался не забывать молиться, но более важной ему казалась возможность обеспечить себе гарантированное благополучие, сохраненить относительно высокий комфорт, которого ему удалось достичь. Для этого человек все охотнее пользовался достижениями науки и технического прогресса, но решение своих проблем он нередко искал в другом – в том, чтобы навязать свою волю оппоненту, контролировать как можно больше земли, воды, людей вокруг, подчинить себе природу … Он делал все больше сбережений и вложений, занимал все больше пространства …

О важности своего спасения он почти забыл, а сохранение всего нажитого порой стал считать минимумом, если не само собой разумеющимся долгом бытия перед собой. Он обязательно пытался добиться во всем твердых гарантий.
Впрочем, он понимал, что проблем и даже опасностей избежать непросто, но терять что-либо из полученного, отвоёванного у природы и других людей, тем не менее, не хотел ни при каких обстоятельствах. Поэтому придумал страхование.
Кому-то страхование может показаться жульничеством, самообманом, лотереей, но оно позволяет многим участникам социальных отношений восполнить тот или иной понесенный ущерб, "вернуть" многие из относительно несложных, непринципиальных потерь. А кому-то – пусть единицам – и вовсе существенно укрепить своё материальное положение.

Страхование приобрело огромный масштаб. Создалось впечатление возможности все восстановить, обезопасить себя от всех бед, в том числе от собственных просчетов и грубых ошибок. При этом комфорт значительной части представителей человечества достиг высокого (с точки зрения здравого смысла и гуманизма; в ряде случаев – абсурдно высокого, противоречивого) уровня.
Человек пожелал тотальной защиты, которую он видел в своем умении подстроить под свои интересы всё в окружающей действительности. Под рукой была теперь уже не просто система надежных сверхсовременных инструментов, а целая вторая природа (дающая, правда, иногда досадные сбои, которые, впрочем, не так сильно вредили главным акторам социальных отношений, били все больше по мало интересующей их толпе). К тому же на службе у человека был мощный арсенал развитых научных знаний. Человек заговорил об обеспечении своей всесторонней безопасности – национальной, корпоративной, личной. Он стал создавать такие системы, которые могли бы эту претензию реализовать…

В этом преображении: от звериного стремления выжить и слабой надежды на спасение к убежденности – в праве на безусловную безопасность и управления всем в мире – человек постепенно трансформировал свою мораль. В конце концов, он стал иначе относиться к ответственности перед всем тем, что дало ему жизнь, свободу, комфорт, надежду на будущее. Он решил, что сам может быть не просто мерой всех вещей, но, одновременно, законодателем всего сущего и судьей.


Есть история и другого человека (иной его стороны, другой части человечества). Он и сегодня живет в картонной коробке недалеко от Шанхая или в легкой лодке на берегу Южно-китайского моря, промышляет пиратством в Аденском заливе, выращивает мак под Кандагаром или коку в Андах, а то и вообще непонятно как существует в предместьях Хараре, или Мехико. Он тоже может быть оптимистом, тоже думает о своем спасении и также готов, если случиться, принести в жертву своим интересам благополучие и даже жизнь других людей.
Но тот, стремящийся оградиться от всех бед, и этот, который может рассчитывать лишь на себя и на случай, находятся чаще в отношениях конфликта, который периодически прорывается на поверхность исторического процесса, обретая жесткие трагичные формы…
История конфликтом не заканчивается и это обнадёживает.

Вариантов и сторон человеческой истории немало.
Особенно важна история человека долга, человека совести, человека, чьим жизненным смыслом всегда был и остаётся труд, любовь к ближнему, своей родине и своей земле.

Все прочтения истории не просто связаны с динамикой философии, науки, искусства, но во многом обязаны им.
Казалось бы, осознание хрупкости мира, вероятности близкой и неожиданной катастрофы должно заставить человека вести себя более осмотрительно, ответственно, самокритично; разумно, в конце концов.
Философия, наука призывают именно к этому.
Однако на деле не удаётся соблюдать и существующие тысячелетиями, принятые обществом заповеди.

Какой будет дальнейшая история, сколько-нибудь точно сказать невозможно. Но мыслящая, совестливая и ответственная часть человечества продолжает бороться за справедливое и достойное будущее человека…


2012, 2018 г.