Зимой на Денежкин. Часть 3

Анатолий Емельяшин
 
                Начало:  http://www.proza.ru/2018/11/13/62

                Первый зимний категорийный маршрут. Денежкин Камень, ноябрь 1966 год. Часть 3
                Фото: Тропа в Сольву.

          По дороге к кордону Иван указывает на останки строений между дорогой и рекой: «Здесь был штаб заповедника». Откуда у него такие сведения? – Иван умалчивает. Может быть это старый кордон на входе в заповедник, перенесённый потом чуть далее? Ведь контора заповедника, то есть «Штаб», по идее должен находится в цивильном месте, где есть почтовая и телефонная связь и хорошая дорога

          Находит Иван и сохранившуюся табличку с указанием на растущий в этом месте особый вид тополя – чёрный или осокорь. Посадили его здесь для наблюдений, что ли? Ведь округа – зона хвойной тайги, здесь не место для теплолюбивых растений средней полосы и юга.

          Проходим от указателя границы около двух километров. Вот и кордон на слиянии Шарпа с Сухим Шарпом. На возвышенном берегу справа от тропы стоят две избы. Одна – вросшая в землю от старости, другая – недавно построенная, и обе пустуют.
          Располагаемся в новой, двухкомнатной и с металлической печью из бочки. Затопили, обогрелись, разделались с ужином и укладываемся на полу в спальники.

          Девицы сбились вокруг свечи, читают прихваченную в поход роман-газету с новой повестью Федосеева «Злой дух Ямбуя».
          В окно напротив читающих ярко светит полная луна. И вдруг за окном царапанье, глухой рёв и луну закрывает тёмный силуэт.
          «Медведь!!!». Журнал отбрасывается и девы запахиваются в спальники с головой. А Боря ползёт в угол, где лежит моя тулка 16-го калибра. Я её ношу незаряженной: вдруг кому придёт в голову мысль поиграться в охотника. Был уже такой прецедент, попадало ружьё в неумелые руки. А Бенейчук свою 12-ти калиберную пушку вообще носит в чехле в разобранном виде и собирает только выходя на охоту.
          За окном хохот. Это Иван решил поразвлечься, изображая лезущего в окно косолапого – пусть не читают «Ямбуя» на сон грядущий!

          Следующим утром на рассвете мы уже в пути. Тропа, по которой раньше перемещался колёсный транспорт, а в последние годы и гусеничная ГАЗушка, идёт на подъём до Большого Шегультана. Здесь брод.
          Русло реки для прохода транспорта очищено от крупных камней, а возможно и подсыпалось щебнем. И ещё не сковано льдом. Но выше дороги струйки плещутся у больших плоских глыб и переправа пешеходов несложна,

          Пока у избушки готовится обед, бегу по тропке к истокам реки, посмотреть, что представляет из себя шегультанский цирк. Летом я его видел только сверху, от вершины. Крутизна, участки подвижных осыпей, торчащие вразброс булыганы, – спуск здесь, как и подъём, я ещё тогда оценил как очень сложные.
          Сейчас, снизу его склоны ещё более впечатляют. На склонах сохранился снег, вернее снежно-ледовый панцирь, прикрывший осыпные участки. Местами изо льда торчат крупные скалы-надолбы. Не хотел бы я попасть на этот склон, сорвёшься – костей не соберёшь.

          Через пару километров дорога пересекает бегущий с горы Малый Шегультан. По его руслу мы поднимались к вершине летом и убедились, что это очень сложный путь.
          В этот раз я решил делать восхождение по реке Талая, это и ближе к Сольве и на мой взгляд короче. Так по плану, а там – посмотрим.
          Где-то здесь мы неожиданно встречаем Аликина. Вначале навстречу группе выбегает Жуль, за ним и сам охотник с понягой за спиной и «Белкой» на ремне. Он меня узнал, вспомнил даже отчество. Всё же хорошая память у таёжного скитальца, да и взгляд цепкий, всё запоминающий.
          Идёт он так же без лыж, пешком и идёт не через Сольву, а по просеке, начинающейся  где-то у Малого Кутима и выходящей на эту дорогу вблизи Малого Шегультана. Пройди мы здесь чуть раньше, – могли и не встретиться.
          Поговорили всего несколько минут, – Петрович торопился и к ночи хотел добежать до Всеволодска. Следующий раз мы встретимся только через два года, но уже как старые приятели.

          На северных и западных склонах массива снег сохранился, видимо оттепель здесь не была столь сильной. Во всяком случае, по тропам можно бы идти на лыжах. Но снег по состоянию напоминает больше ледовый фирн и скользящую поверхность лыж будет драть как наждак. Поэтому на лыжи не встаём. Радует то, что периодически из низкой облачности снежок всё же падает. Пожалуй, в Сольве встанем на лыжи.
                Продолжение, Ч-4: http://www.proza.ru/2018/11/16/96