Б. Чичибабин и Православие

Марков Геннадий
                Борис Чичибабин: «Не предам рождественской звезды...»

                "Православная жизнь" - январь 2018 года

 
        9 января исполняется 95 лет со дня рождения Бориса Алексеевича Чичибабина (1923 – 1994)  – замечательного русского поэта. Б.А.Чичибабин всегда чувствовал особую связь с Рождеством, учитывая близость даты своего рождения к этому Празднику, и в 1980-ом году он написал стихотворение «Я на землю упал с неведомой звезды», которое завершил следующей строфой: «Как жить мне на земле, ни с чем земным не споря?/ Да будут сны мои младенчески чисты/ и не предам вовек рождественской звезды,/ откуда я упал на землю зла и горя».

Существует мнение, что свой литературный псевдоним поэт взял в честь академика Алексея Чичибабина – выдающегося химика-органика, двоюродного деда по материнской линии. (Настоящая фамилия Бориса Чичибабина – Полушин).  В 1940 году Б.Чичибабин поступил на исторический факультет Харьковского государственного университета, а с начала войны служил на Закавказском фронте. По окончании войны он поступил на филологический факультет вышеназванного университета, но уже в июне 1946 г. был арестован и осужден на 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию» - крамольные стихи. В Харьков он вернулся летом 1951 года, и, окончив соответствующие курсы, много лет работал бухгалтером в трамвайно-троллейбусном управлении. Борис Чичибабин всегда считал себя религиозным человеком: в детстве бабушка часто водила его в церковь, а, подвергнувшись аресту, Борис, за неимением других возможностей, слепил себе из хлеба крестик, который его оберегал достаточно долгое время.

В 1958 году появилась первая чичибабинская публикация – в журнале «Знамя». В начале 1960-ых гг. Б.Чичибабин достаточно долго жил в Москве на квартире знакомых: в это время он публиковался в «Новом мире», познакомился с С.Маршаком, И.Эренбургом, В.Шкловским... В 1963 году были изданы два первых сборника стихов Б.Чичибабина: «Молодость» - в Москве, «Мороз и солнце» - в Харькове. В январе 1964 Б.А.Чичибабину поручили руководство литературной студией при ДК работников связи, и это стало ярким эпизодом в культурной жизни Харькова. Поэта приняли в Союз писателей СССР (одну из рекомендаций дал С.Я.Маршак), но в 1966 году Б.Чичибабина отстранили от руководства студией по негласному требованию КГБ, да и студия была распущена: по официальной версии – за занятия, посвященные творчеству М.Цветаевой и Б.Пастернака. В жизни Б.Чичибабина начался тяжелый период.  Новые сборники поэта иногда появлялись лишь в самиздате. В 1973 Б.А.Чичибабина исключили из Союза писателей СССР, и чичибабинское творчество стали замалчивать: лишь за рубежом изредка появлялись публикации. Позже Борис Чичибабин написал: «...Хоть обстоятельства отучали заниматься литературным трудом, отучить быть поэтом невозможно;  это так же, как и со свободой. Если есть у человека внутренняя свобода, он будет свободен и в тюремной камере, где пять шагов в длину и пять в ширину».

  В Союзе писателей поэта восстанавливают в 1987 году.   Борис Чичибабин получил широкую известность в завершающие годы «перестройки» и в 1990 году был удостоен Государственной премии СССР за книгу стихотворений «Колокол», изданную поэтом за свой счет. Чичибабинские выступления пользовались колоссальным успехом. В 1989 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Колокол» с записями выступлений поэта. Российский журналист Павел Крючков однажды высказался так: «Как только я мысленно произношу это звенящее, птичье имя - Борис Чичибабин, - во мне сразу же начинает звучать голос поэта: густой, горячий, виновато-уважительный звук. Я и поэзию чичибабинскую вспоминаю через неповторимое авторское чтение». Скончался Б.А.Чичибабин  в середине декабря 1994-го, морозной зимой... Поэт был похоронен на 2-м кладбище  г. Харькова (Украина).

Литературовед и писатель Юрий Милославский однажды отметил: «Чичибабин – один из изысканнейших наших поэтов. Он ориентируется на русскую поэзию ХVIII века,  но не на ту поэзию, с которой мы все более или менее знакомы: Державин или, скажем, Богданович, а на самый сложный пласт русской поэзии, который и по сей день изучен недостаточно, - это духовная мистическая поэзия, главным представителем которой были князь Ширинский - Шихматов, Семен Бобров, те самые пресловутые «архаисты». ХIХ – ХХ века отучили нас от такой... поэзии, прямо призывающей к добру, обращающейся к Творцу». Философ и  литературный критик  Г.С.Померанц назвал творчество  Бориса Чичибабина «поэзией духовного опыта».  В одном из интервью Б.Чичибабин сказал: «Главное - это мое отношение к Богу, мои отношения с Богом... Все зло, вся тьма и тяжесть нашей жизни оттого и в том, по-моему, что в ней перестало ощущаться Главное, и поэтому сама жизнь лишилась смысла и значения, лишилась подлинности». В одном из стихотворений поэт использовал яркую метафору «бесколокольная мгла». Это состояние гнетущей безжизненности и тьмы, если в жизни людей отсутствует Бог. Во многих чичибабинских стихотворениях присутствует образ Христа: «С далеких звезд  моленьями отозван», «Рождество», «Львов», «Искусство поэзии», «Взрослым так и не став», «Исповедным стихом не украшен», «Пушкин»… Иисус Христос – подлинный нравственный ориентир для настоящего поэта: «Всяк день казним Иисус. И брат ему поэт»  («Искусство поэзии»). Поэзия, по Б.Чичибабину, -  это пространство сочувствия и сострадания, принятия на себя вины за боль человеческую, подобно распятому на Голгофе Христу. Лирический герой стихотворения «Спокойно днюет и ночует...» чувствует вину за «богоотпаденье» - свое и современников: «...На мне одном сто тысяч вин./ На мне  лежит с рожденья/ проклятье богоотпаденья...».  Именно богоотпаденье приносит в жизнь людей многочисленные беды. Например, национальную вражду: «Среди родного бездорожья,/ как у Голгофского креста,/ на нас восстала кара Божья -/национальная вражда». В одном из интервью 1993 года Борис Чичибабин сказал: «...Мы  каждый день предаем Бога, не желая слышать Божью волю...»

  В своем творчестве Б.Чичибабин неоднократно обращался к столь  любимому им Рождеству. Например, в стихотворении 1990 года «Рождество»: «Когда земная власть/ С неправдой по соседству,/ Спасение — припасть/ К Божественному детству./ Не зная наших уз,/ Свободный от одёжки,/ В нас верует Иисус /И хлопает в ладошки./ Рождественской порой,/ Как подобает людям,/ Мы Божьей детворой/ Хоть трошечки побудем.../ Нам снова все друзья/ И брат горой за братца,/ И нам никак нельзя/ От ёлки оторваться».