О Кафке

Мейрам Кален-Улы
 Одно время я изучал творчество и биографию Кафки.Делал записи о нём. Больше всего интересовали его дневники, в которых он делал попытки понять себя, свои проблемы. Можно вспомнить , к примеру, " Письмо к отцу ". Исходя из его самоанализа я думаю, что у него был классический невроз. Вся его жизнь прошла практически в конфликте с самим собой. Жаль, что у меня сейчас под рукой нет моих записей, но попробую вкратце вспомнить кое - что. Не буду гуглить, а просто понадеюсь на свою память. Кафка несколько раз влюблялся. Некоторые романы длились не один год. И всё время у него не получалось жениться. Он словно сам разрушал эти отношения. Была в нём некая двойственность. Взять , к примеру, его работу в качестве юриста и стремление писать. Он всё разрывался между двумя этими занятиями. Сама юридическая практика для него была в тягость. В то же время он не чувствовал в себе силы жить только литературой. Быть профессиональным писателем. Даже сам факт того, что он перед смертью отдал рукописи своему другу Максу Броду с тем условием, чтобы тот уничтожил их после его смерти , уже говорит о том , что у него были сомнения по поводу качества своих текстов. К концу жизни Кафка всё же находит силы бросить работу юриста, но к тому времени он уже болен тяжело туберкулёзом. Видимо, внутренний тяжёлый конфликт между писательством и работой разрешился в этой болезни. Словно сама болезнь поставила точку в этом конфликте. И он таким образом уже вынужден был уйти в отставку.

Лишь в конце жизни он обрёл недолгое счастье , прожив небольшое время с молодой девушкой. Последние месяцы он практически не писал. О Кафке есть много различных исследований. Вплоть до психоанализа. Некоторые исследователи подозревают , что у писателя были гомосексуальные наклонности.

И ещё немного. Практически все свои романы он не дописал до конца. Они носят незавершённый характер. Когда я читал , к примеру, его " Процесс ", то мне лично хватило половины романа. Остальное я уже узнал через экранизацию.

Несомненно , Кафка писатель мировой величины. Нужно отдать должное его таланту.

P.S. И ещё несколько моментов. Внутренний конфликт писателя являлся источником его творчества ( на мой взгляд )

Получается своеобразный парадокс. Если бы не было невроза, то возможно мы бы и не узнали такого писателя.

В своих текстах он отражает те страхи , которые присущи ему самому. Ведь в основе невроза лежит страх перед жизнью , перед реальностью. Кафка, находясь в тисках сомнений, тревог, забот , ищет в своих текстах путь освобождения. И пока он не мог найти выход, то и находился на службе.

Да и сама работа юриста тоже давала пищу для размышлений. Замкнутый круг.

И напоследок. Я особо не изучал историю литературы, но у меня сложилось впечатление, что Кафка является предтечей темы абсурда в мировой литературе. Особенно в " Процессе " абсурд отражён и развит им мастерски.

Потом , мне думается, тему абсурда подхватил Хармс и он в своих более маленьких текстах отточил её до совершенства.


Рисунок из инета.