И дальше... и дальше... и дальше...

Аркадий Кузнецов 2
   "Искатель" в 2010-12 годах

  Но с начала сентября всё вновь стабильно - новые ребята записываются в школе. Всё-таки уже второй год "Искатель" твёрдо устроен. Продолжались занятия и в Троицке, и в библиотеке. Наконец, состоялся поход "Искателя" через национальный парк "Лосиный Остров" - пошли Тёма и Коля, и с нами была Наталья Гурьевна. Прекрасная тёплая погода, посещение лесничества, остановка на поляне, где мы обычно встречаем Новый год.
  Но учебный поход у младших на этот раз сорвался. К месту встречи приехала только Валя, переехавшая к этому времени на другой конец Москвы. В конце-концов показал ей часть лесопарка, мы совершили небольшую прогулку на остров, где Валя осмотрела царскую усадьбу.
                ------
   Вероника в этом году закончила педагогический университет и устроилась в одну из школ в Северном Измайлове. Она вела физику и получила несколько часов второго организатора внешкольной работы. Я приходил к ней в школу, она познакомила меня со школьным музеем, советовалась, как что ей делать. Казалось, Вероника прямиком идёт на моё место руководителя "Искателя".
   Конечно, я предполагал, что Вероника посодействует записи в "Искатель" учеников своей школы и, возможно, вновь посетит мою школу - чтобы помочь что-либо провести. Но оказалось, что её просто не отпускают куда-либо вовне. И настолько заорганизовано всё у неё в школе, что даже экскурсии могут не получаться.
   Неожиданно в этой школе я встретил перешедшую туда Лену Бурову, учащуюся в выпускном классе. Договорился с завучем по воспитательной работе, что она организует поездку на очередной день рождения "Искателя".
    Поездка эта у них действительно состоялась. Но без Вероники(почему-то)и без Лены и Машей, которые вроде бы тоже собирались приехать. Из школьников "Искателя". в особняк, где мы проводили наш праздник, приехал вообще один лишь Тёма. Надо отдать должное, он по прежнему хорошо относился к обязанностям ответственного, каковым был уже второй год, и недавно поздравил с полувековым (!) юбилеем "Надежду", подарив ей шкатулку на память от "Искателя". Но на этой нашей годовщине он совсем потерялся среди незнакомых девочек. Как-то ещё спасли положение вновь приехавшая Вера Олеговна и несколько лет отсутствовавший сын Игоря Михайловича Михаил, рассказавший немало о работе своего объединения. И опять не было ни одного выпускника...
                ------
    Если год назад после нашей годовщины у меня была явная обида по поводу того, что случилось, то теперь - глубокая печаль, ощущавшаяся как-то внутри. Это ощущение не покидало меня и в Болгарии, куда я съездил сразу после середины ноября, превратив "отходную" неделю в "отъездную". Полная луна в поздней дороге над морем или ровной приморской степью - и эта грусть.
    В Бургасе, где я жил большую часть времени поездки, удалось побывать в школе "Кирилл и Мефодий", познакомиться с учителями и творческими работами учеников. Там по-прежнему изучали русский язык. А ещё произвёл впечатление хор, разносившийся из школьного здания в Стара-Загоре в вечернее время, когда у нас в школе уже обычно никого нет. Вспомнился воскресный день в Загребе и школа в Грице, в самом центре, где кто-то очень хорошо танцевал. Почему-то по данному мне электронному адресу на моё письмо в Бургас уже из Москвы так никто и не ответил.
    Опять было полно впечатлений - ещё почти летняя погода, древние приморские города-заповедники (совершенно очаровал Созополь), музеи Софии, старые дома Пловдива, Казанлыкская гробница...
                ------
    Как и раньше бывало, почти из лета я вернулся почти в зиму. Из того, что удалось за последующий месяц до Нового года, можно выделить то, что в старшей группе "Симметрии" (восьмой класс) пошёл с декабря по целине - начались занятия, подходившие к середине XIX века, которых раньше не было. Эта группа не разошлась, как раньше, а как-то (в количестве трёх человек)прикипела к девятнадцатому веку. Веронике удалось, наконец, подготовить со мной экскурсию на остров, но это было единственное, что у неё получилось в этом направлении.Хорошо получился приезд в мою школу Татьяны Петровны Трифоновой, научного сотрудника с острова с лекцией о 1812 годе.
    Как обычно, начали готовиться к новому новогоднему балу. На этот раз мы решили объединиться с Верой Олеговной, обыграв любимую и ей, и мной тему - рождественские и новогодние традиции разных стран. Можно включить много музыкальных номеров, игры, дегустацию праздничных блюд, костюмированные моменты - что  ещё нужно для бала-маскарада?
                ------
    Бал, который снова прошёл в библиотеке, объединил "Искатель" и детей, занимавшихся в младшей группе "Симметрии". Он хорошо прошёл, как маскарад - Вера Олеговна даже изображала в эпизоде, посвящённом Италии, Бефану. Мне снова пришлось быть Дедом Морозом, переносящим своим волшебством ребят то в Англию, где устроил с ними "Великий беспорядок", то в южнославянские страны, где они становились полазниками. Пятиклассник Никита Миронов сыграл в финском эпизоде Йоулупукки под песню "Йоулупукки", исполненную финской металлической группой - для пущего веселья. Наконец, в Греции подали на стол пирог василопиту, и нашли в нём монетку (пирог пёк Тёма, но греческую монетку, которую я дал ему, он каким-то образом потерял, и пришлось запечь наши десять копеек).
    Одно было слабо: мало девочек, и не получились настоящие танцы. Но в целом попутешествовали от души!
                ------
    Кончилось первое десятилетие века. Почему-то почти нигде с ним специально не прощались, не подводили его итогов, не было аналитических телепередач и т.д. И, в общем-то, понятно почему. Слишком бессодержательным, бездумным, бесперспективным, невзрачным в культуре, непонятным по устремлениям оно получилось.
       Я не знаю, кто впервые
       Бросил слово "нулевые".
       Вот и десять лет прошли,
       И в остатке - лишь нули...
    В Москве изменения пока сводились к тому, что депутаты городской думы от правящей партии, ранее шедшие на выборах все, как один, на плакатах за ручку с мэром, сделали дружно ручкой этому мэру...
                ------
    В феврале я почувствовал, что что-то совсем поникла Вероника в своей школе. Однажды она мне стала просто плакаться по телефону, что у них сплошной формализм, "военно-патриотическое" воспитание состоит из приглашения в школу людей, заставших минувшую войну совсем в детстве и почти не общающихся со школьниками, а больше ничего никому не нужно и сплошные конфликты среди педагогов. Это весьма напомнило мне мои собственные ощущения в школе, куда я попал сразу после института, ещё до "Искателя". Я надеялся, что Вероника перейдёт в другую школу, и там у неё пойдут дела лучше.
    А что же Игорь? Он вообще для нас пропал, невесть чем занимаясь. Что-то знала о нём лишь Оля. После университета он нигде стабильно не устроился, не пришёл даже в усадьбу на остров (свою "альма матер)на имевшуюся ставку... Последний раз он обещал мне весной минувшего года мастер-класс по археологии для школьников, и был таков...
                ------
    Но вот ещё одна несомненная удача у школьников - спустя год после первой попытки возродить "Девичьи посиделки" они, наконец, возродились!
    Это произошло как-то само собой - перед началом марта у девочек появился интерес к конкурсу, проваленному в прошлом году. Полностью использовали прошлогодние задания, проведя "Посиделки" в школе, вот только Настя на этот раз не смогла приехать, и конкурс пришлось проводить мне. Участниц оказалось пока что лишь три, но ведь с этого числа и начинали мы когда-то. Хорошая работа мальчиков в жюри, удачно подобранная инструментальная музыка задали тон.
     Правда, очень уж простенькой получилась самодеятельность, малоинтересными "Москвичка" и "Ромашка", а затем Таня потеряла настроение и не участвовала в театральной импровизации. Победу одержала пятиклассница Камила Кыдырбаева, а Тане досталось третье место из трёх.
                ------
     Впрочем, главными моими успехами в ту зиму и весну были занятия по истории в старшей группе "Симметрии". Особенно удалась "Эпистолярия" по воспоминаниям Водовозовой "На заре жизни" как раз в дни 150-летия отмены крепостного права. Приходили и девушки из соседней гимназии. А затем я в полную силу использовал свои впечатления от Болгарии, и в том числе музея Вазова и музеев старинного быта, на занятии по  роману "Под игом". На нём даже прозвучали песни, упомянутые в романе.
     А вот в "Искателе" конец учебного года прошёл скромно. Совсем отошёл от занятий Миша, редко появлялся Тёма - он больше занимался в "Симметрии", всё неохотнее на что-либо шла Таня. Сначала она очень хотела стать ответственной после Тёмы, но под конец весны самоотвелась. Она и Коля набрали на выборах одинаковое количество голосов, и ответственным стал Коля. Он, надо сказать, оказался тогда наиболее серьёзно себя проявившим, написал очень хорошую, продуманную работу о придворном художнике Петра Никитине - нашем земляке из Измайлова. Конечно, помогали, советовали многое ему и я, и Светлана Владимировна. Работу буквально затаскали на различные конференции - она получилась на тот момент, наверное, лучшей за всю историю "Искателя".
                ------
     Наступало лето. Кое-что было у нас и этим летом 2011 года. В июне впервые по линии "Искателя" съездили в Архангельское. Предысторией этой поездки было то, что я собирался организовывать на празднике в парке выступление группы "Симметрии" из Троицка с фрагментами из древнегреческого театра - я давно заприметил там площадку с выходами с лестницы, идеально подходившую под имитацию орхестры и сцены древнегреческого театра. Но в этой группе не состоялся театральный праздник, и всё это оказалось не готово и для Архангельского. Так что туда поехал сын Веры Олеговны Алёша, готовившийся ранее выступать в Архангельском, и Вика. Кроме парка, мы осмотрели и открывшуюся заново часть дворца.
     А в августе вновь ездили в лагерь "Надежда". Впервые меня сопровождала туда из Троицка Алёна. На этот раз участвовали  там в физкультурных соревнованиях,  и даже Алёна крутила до самозабвения обруч...
                ------
     Мы по-прежнему поддерживали связь с сохранившимися краеведческими объединениями школьников в Москве. Их судьба складывалась по-разному. Грустно было в 2008 году, побывав у Галины Рувимовны Бялой, видеть, как эти последние из могикан ютятся в маленькой комнате дома творчества, куда они уже давно перебрались из отдельного помещения музея и где они без конца зависели от капризов самодурствующей директрисы. У меня постоянно было желание как-то помочь Гадине Рувимовне, вступиться за неё совместно с коллегами. Но как это сделать?
     Совсем не так было в Кузьминках, где отыскались наши знакомые, по-прежнему руководимые Светланой Николаевной Синегаевой. О том, что они по прежнему существуют, я узнал случайно, услышав выступление Светланы Николаевны по радио. И вот этим летом я съездил к ним один на день парка и увидел, что там ведётся самая разнообразная работа на базе экологического центра, живого уголка, дендрария. В парке открывались всё новые выставки, посвящённые усадебной культуре. Сама Светлана Николаевна участвовала на празднике в программе, посвящённой космосу (это посвящалось 50-летию полёта Гагарина). На меня произвело впечатление,что дети, возвращаясь домой в автобусе, пересказывали то, что узнали от неё. Договорились о дальнейшем сотрудничестве.
                ------
     Но вот кончилось лето - не такое экстремальное, как предыдущее, но тоже весьма жаркое. В начале нового учебного года нам, кажется, вновь улыбнулась судьба - стало активно записываться немало новых ребят-пятиклассников. В моей школе их набралось семь-восемь человек, и часть их пошла в новый учебный поход по лесопарку. Пошёл и Коля, уже в роли старшего.
      Было и печальное - нас фактически покинула Вероника, получив квартиру в Подмосковье и уехав из Измайлова. Школу она, конечно, тоже поменяла. Вроде стала работать с бОльшим удовлетворением, чем на старом месте. Но "Искатель" теперь вряд ли мог рассчитывать на неё. Я так и не мог пока решить вопрос, кто в дальнейшем может руководить школьной группой.
                ------
     Вроде бы этой осенью у меня наметились интересные перспективы начать литературные занятия для подростков на базе клуба, куда пригласили Веру Олеговну. Всё же я - выпускник Литературного клуба городского Дворца пионеров (которому тогда как раз исполнялось 75 лет). Можно было углубить программу занятий по словесности в "Симметрии" и разбирать творческие работы сочиняющих ребят. Я хотел объединить творческих людей у Веры  Олеговны, желающих школьников из "Искателя" и группы в Троицке. Из "Искателя" заинтересовалась и смогла приехать на Арбат только Валя. Поэтому появилось рабочее название литературной студии "ТАМ" (Троицк, Арбат, Митино)...
     У нас прошло далее занятие, посвящённое 200-летию Царскосельского лицея - такое счастливое совпадение. Но потом у Веры Олеговны  дела в клубе не заладились, и студия, даже не обретя статуса, пока что прекратилась.
                ------
     Я очень надеялся, что очередной день рождения в ноябре будет более содержательным и многолюдным, чем предыдущие  три. Поэтому выбор пал вновь на остров, измайловскую усадьбу. Мы с Леной вдвоём заранее договорились с музейными работниками, начиная с Татьяны Петровны -нашей доброй знакомой. Нам выделили помещение на Государевом дворе, рядом с выставкой о районе в ХХ веке.
     И опять, к сожалению, вышло не очень интересно. Из школьников со мной приехали Тёма и лишь один новый мальчик. Остальные не успели вовремя, не сориентировались, да мало ли что ещё. Впервые к нам приехала Светлана Николаевна из Кузьминок с подарками - брошюрами и буклетами, в выпуске которых она сама принимала участие. И ещё порадовал Илья, появившись после довольно долгого отсутствия. Больше никто из выпускников опять не выбрался. Запомнил: мы шли втроём со школьниками обратно к метро, пели наш гимн. Было опять грустновато.
     "Отходная" неделя вновь стала для меня "отъездной". На это раз я поехал в автобусное путешествие по Центральной Европе: Прага, Дрезден, Карловы Вары, Вена... Вновь было полно впечатлений, наблюдений исторических мест, повседневной жизни и культуры, и кругом - уже предрождественские базары и оформление городов. На обратном пути заскочил в Минск, где прошёл пешком в сквер Янки Купалы - туда, где когда-то стал задумывать краеведческий отряд. Прошло двадцать четыре года. Как бы то ни было, мы существуем. А Минск остался примерно таким же...
                ------
     А вот другое с новыми ребятами получилось. Вновь перед Новым годом читал им "Лафертовскую маковницу". А бал задумали как "Бенефис Деда Мороза". Ведь впервые он появился как святочный персонаж в России - в своём привычном до сих пор виде - ровно сто лет назад.
     "Древний дедка-бородач в ледяных онучах"... - вчитывался я в найденные стихи. "Ты зачем в лесу, Мороз, бродишь-ходишь ходуном?" " А затем, что строю дом" - про себя заучивал, прогуливаясь на лыжах в Лосином Острове. Таким представал Дед Мороз в те времена. По сценарию на бенефисе выступают снеговики, присылает запись исполнения песни "У леса на опушке жила зима в избушке" Баба-Яга. А Дед Мороз вспоминает разные случаи из столетней дедморозовской истории. Иногда я, порядком уставший от почти тридцатилетнего проведения ёлок, вечеров и балов, начинаю забываться и декламирую что-то древнесоветское:"А, попался, Дед Мороз, к пионерам в сети", или подпеваю песне: "И примчится птица-тройка, и начнётся перестройка"... С занятий на Красносельской прямо пешком иду на митинг на проспекте Сахарова.
                ------
     Канун Нового года и первые его дни осложнились для меня тяжёлой болезнью мамы. Но надо было сделать всё, что было намечено. Правда, не получилось вполне подготовленного сбора на поляне - идти в лес опять собрался один человек -  лишь одна девочка, и её пришлось отпустить.
     Но бал вышел хорошо. Был и бал - благодаря девочкам все танцевали, и маскарад - приличное количество костюмов. Вначале впервые за шесть лет удалось даже составить пары   по карточкам с именами литературных персонажей: Кай и Герда, Вакула и Оксана, Щелкунчик и Мари, и устроить шествие под пьесу Шумана "Рупрехт", часто называемую у нас "Дед Мороз".
     После исторического экскурса и демонстрации родословного древа Деда Мороза прошли почти все запланированные номера, выбрали королеву бала. И опять Вера Олеговна и Алёша устроили музыкальное представление с символом года-драконом (им был Тёма) и мазанием и школьников, и родителей красками.
     А на обратном пути один из новеньких - Саша Папунин даже сделал в магазине подарок девочкам.  Вероятно, бал был воспринят воистину как бал.
                ------
     Начало 2012 года вновь отмечалось настоящей русской зимой. Домашние обстоятельства вынудили меня предельно сократить работу - тут ещё и занятия в Троицке прервались из-за болезни Алёны... Отдыхал только на лыжах в лесу,где стали теперь часто попадаться лоси. В традиционный для себя День лыжника дошёл до лесничества и уже тогда пригласил кого-нибудь из работников музея при нём на предстоящий юбилей "Искателя" - уж думал о нём, постепенно надвигавшемся в этом году.
     Важное событие - то, что благодаря Светлане Владимировне группа школьников, в том числе и ребята из "Искателя", попала в феврале в музей военного госпиталя в Лефортове, куда я стремился ещё очень давно. Многие уникальные экспонаты, исторические помещения оставили массу впечатлений.
                ------
     В начале марта - вторые после возобновления "Посиделки". На этот раз среди девочек уже поднялся ажиотаж! Целых семь человек их в конце-концов собрались, а желающих участвовать было ещё больше, но, как всегда, кому-то помешали различные занятия. Выполнение всех четырёх традиционных общих заданий было на самом высоком уровне. Такой эрудированности и изобретательности часто не было и в девяностые годы. Особенно потрясла самодеятельность - были цирковые номера, красивые сценки, моментальное вязание. Какие там четыре едва прочитанные строчки? Задание "Внимательная читательница" - быстрые правильные ответы. "Защита имени" - обстоятельные рассказы о своих именах. Чувствовалась целенаправленная подготовка, никто из девочек не пришёл на конкурс просто так. А сколько выписали слов, в которых "есть ноты" (дорога, фасоль, доля и т.д.)!
      Наконец, в финале - в год Дракона - я предложил весьма сложную пьесу Шварца "Дракон", разговор нескольких подруг Эльзы. Три финалистки (незнакомые с этой сказкой) прекрасно показали своих героинь, и в итоге произошло удивительное - все они получили одинаковое количество очков и стали победительницами. И как переживала четвёртая девочка, чуть-чуть не попавшая в финал... Вновь - тщательно подобранные призы: сборник стихотворений о русской природе, альбом для девочки, книга по рукоделию.
                ------
      Март шёл к концу, и... продолжалась зима, такая долгая в этом году. Приближался намеченный КВН с краеведами из Кузьминок у нас, в школе в Гольянове. Они приехали - команда "Внуки дедушки Кузьмы", семь человек. А у нас оказалось подготовлено только задание "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что". Артур заснял часть исторического петровского вала на территории цветоводческого совхоза, найдя удобное место у забора.
      Наши же соперники подготовили прекрасную современную интерпретацию праздника "Кузьминок" - театральную миниатюру. НА вопросы о нашем районе ответили с переменным успехом, но всю нашу команду представлял один Артур, и результаты игры решили не подводить. Жалко, конечно, что "Искатель" так всё зарубил. Надо,чтобы у всех было постоянное желание что-то делать в клубе, и тогда всё было бы замечательно А так...
      В этом учебном году Коля пытался продолжить цикл "Земляки" работой о Степане Крашенинникове, но не сильно этим увлёкся. И Артур взял своевременную тему о 1812 годе в нашей части Москвы, но, наоборот, увлёкся вообще причинами московского пожара и ушёл от темы. Я же дополнил "Лафертовскую маковницу" чтением повести Погорельского о 1812 годе в Красном Селе - "Исидор и Анюта".
                ------
      Наступил апрель, и... всё ещё продолжалась зима. Я объявил для желающих - школьников и взрослых, что мы продолжаем отмечать 200-летие 1812 года походом в театр на пьесу Гладкова "Давным-давно". К моему удивлению, школьники на это не откликнулись, а пошли Катя Соколова с подругой. Ранее Катя с друзьями, наконец, попала на вечер ко Дню независимости Греции, который  давно вновь собирались посетить, а затем они же сходили второй раз в экспозицию Музея изобразительных искусств, отметив уже другую дату - 100-летие музея.
      К тому времени весна, наконец, вошла в свои права и было даже очень тепло. Как всегда, с этими молодыми людьми было интересно пообщаться. Идти же на Волхонку в тот день пришлось в обход - перед храмом Христа Спасителя проходил в это время непонятный в принципе молебен с осуждением известной акции в соборе. Экзальтированные пожилые женщины смешивались с группами, державшими флаги династии Романовых. По поводу последних Катя заметила: "Они говорят, что они патриоты, но на самом деле они фашисты". А в другую сторону шли люди, в основном молодые, с шариками и присосками на головах - на Арбате отмечался праздник мыльных пузырей. В общем, всё смешалось в жизни.
                ------
      Тем временем я стал сближаться и сближать клуб с некоторыми героями наших дней, например, с движением "Архнадзор". Этому способствовали возобновившиеся контакты с художницей, выпускницей моей школы из подшефного класса Анастасией Коровиной, теперь - Соловьёвой. За много лет она стала москвоведом, разработала маршрут пешеходной экскурсии по одному уголку центра города и стала активно участвовать в "Архнадзоре". Ещё в сентябре я организовал встречу с ней в своей школе, а в мае сходил на её экскурсию и на экскурсию, подготовленную её друзьями в День музеев. Правда, в этом пока не участвовал никто из "Искателя". А ещё в "Архнадзоре" оказался сын моей однокурсницы, и оказалось - мы вместе участвовали в июньском шествии.
      Ещё впечатления мая - новая встреча с Татьяной Визбор, исполнившей песни с Галиной Хомчик на Трубной площади. Споры на празднике в Марьиной Роще о молодёжной акции на Чистых прудах. Маме постепенно становится лучше. А в клубе было как-то малособытийно. Но уже надвигается 25-летие "Искателя". Как его отметим? И что дальше?