Слово Никулина

Сергей Никулинъ
      Время трудное. Газеты, кажется, скоро начнут вымирать, как мамонты. Вот недавнее сообщение: в Крыму прекратили своё существование несколько периодических изданий, не выдержавших роста цен на бумагу и типографские услуги, пересылочные расходы. В таких условиях, казалось бы, большой риск — браться за здание новой газеты. И всё же с начала этого лета в Керчи начала выходить республиканская православная независимая газета «Слово». Причём, учредителем её стало частное лицо — недавний выпускник факультета журналистики МГУ Сергей Никулин, сумевший буквально на пустом месте организовать выпуск газеты. Правда, свою роль здесь сыграла Божья помощь, как говорится, да благословение архиепископа Крымского и симферопольского Лазаря[1] и керченского священника о. Сергия Коваля. Ну, а по материальной и организационной части — финансовая поддержка церкви[2] и верующих,[3] личное участие и помощь директора Керченской гортипографии Мирослава Озаркива.[4]
      В эти дни готовится к выходу 10-й номер газеты. И она практически уже стала международной — часть тиража распространяется в Москве[5] и оттуда попадает в другие города России, поступает в некоторые европейские страны.
      Не всё бывает гладко. Бывают разногласия со священством по поводу публикуемых материалов, бывают спорные вопросы с типографией. Но всё это ничто по сравнению с тем, что газета нашла своего читателя и несёт в мир слово православной истины.

      В. Назаров.[6]

      Керчь, ноябрь 1993 г.
      
_______________
Опубликовано: Информационно-рекламный вестник Крыма «Боспор» № 43 (93), ноябрь 1993 г. Стр. 1.

_______________
В сносках комментарии С. А. Никулина, 2017 год.

[1] «Благословение» архиепископа Лазаря было лишь на словах. Он приложил немало усилий, дабы выпуск независимой православной газеты в Крыму был сорван, при этом в то время в Крыму не было ни одной православной газеты ни епархиального, ни приходского уровня; видимо, владыка узрел для себя реальную опасность в независимом религиозном средстве массовой информации, неподконтрольном ему. Тем не менее, посредством керченского священника Сергия Коваля он в какой-то мере контролировал публикуемые материалы. Священник Коваль под видом «духовника газеты» давал советы главному редактору, «одобряя» или же «не одобряя» неугодные владыке материалы, — эдакий замполит над командиром — пэтэушник-семинарист над выпускником Московского государственного университета.
Но когда редакция с 6-го номера представила серию исторических статей о старообрядчестве — о расколе Русской Православной Церкви на старообрядцев и никониан — Лазарь попытался запретить публикации. «…Если в газете будут статьи о старообрядцах, то снимайте моё благословение!» — заявил он лично редактору. Триста двадцать семь лет прошло, а конфликт в «богоугодной» и «человеколюбивой» церкви продолжается. Снять пустое благословение? — да без проблем! — истина важней пустословий человека, мнящего себя посредником бога на Крымской земле. Тем более что уже к выходу 7-го номера газеты пришло письмо из Московской патриархии с пожеланием «помощи Божией» от патриарха Алексия, который не возражал ни против статей о старообрядцах, ни против материалов Русской Зарубежной Церкви, с которой в те годы ещё не было примирения. Характеризующей деталью Лазаря (ныне митрополита) явилась его реакция на выход в свет в ноябре 2004 года полноцветного номера «Слово» с заявленным статусом Международной независимой православной газеты, отпечатанной на мелованной бумаге в одной из лучших типографий Москвы. Получив экземпляр этого номера газеты, Лазарь прислал депешу священнику Сергию Ковалю с указанием: «Разберитесь, кто стоит за редактором». Когда Сергий Коваль показал мне этот росчерк владыки, видимо, в надежде, что я перед ним «раскрою карты», то я испытал чувство отвращения ко всему тараканьему сонму людей, под рясами которых скрыт кагэбэшный погон. Мне, человеку, от начала и до конца выпускавшему газету без чьей бы то ни было помощи, были мерзостны все эти поповские домыслы, опасения и попытки выяснить сильных мира сего за моей спиной. Алчным спиногрызам верующих людей невдомёк, что и один человек, не имеющий ни средств, ни связей, может организовать выход в свет независимого международного издания.
[2] Церковь не дала и ржавой копейки на издание православной газеты, полагая, что бумагу купит сам господь бог, и он же вместо зарплаты сбросит работникам типографии и редакции манну небесную.
[3] Простые люди действительно помогали газете: присылали почтовыми переводами и в конвертах деньги на издание (моя родная бабушка, донская казачка, пожертвовала всю свою пенсию на печать 2-го номера газеты), школьники и студенты бесплатно распространяли газету.
[4] Директор типографии Озаркив Мирослав Васильевич оказал неоценимую поддержку во время регистрации и в течение всего периода печати газеты в вверенной ему городской типографии.
[5] Независимая православная газета «Слово» распространялась в Крыму и Одесской области по подписке; в Москве обменивалась на церковные книги, свечи и утварь в общественной организации Троицкий Православный Собор (председатель Алексеев Александр Павлович), и уже вырученные за книги, свечи и утварь деньги шли на покрытие типографских расходов. Бесплатно газета распространялась Союзом православных братств (иеромонах Кирилл Сахаров), издательским отделом Русской Православной Старообрядческой Церкви (Рогожский посёлок). В Париж газета поступала в небольшом количестве на Сергиевское подворье (Paris, Rue de Crimee) и в храм Сербской Православной Церкви; в Джорданвилль отсылалась почтой в адрес редакции «Православной Руси» (Holy Trinity Monastery, Jordanville).
[6] В. Назаров — псевдоним члена Союза журналистов СССР Николая Александровича Сизоненко.