Мысли провинциала о вере и религии

Алекс Росс
Мы находимся в преддверии Рождественских праздников. Рождество Господа и Бога нашего Иисуса Христа отмечается на всех широтах, как оказывается, не такой уж и большой нашей голубой планеты. Его признали за Создателя и японцы, и китайцы, и масса африканских народов. В США, например, мне пришлось видеть множество христианских храмов, принадлежащих общинам так называемых афро-американцев. Мусульмане, периодически устраивающие газават - "священную войну" против "неверных" - и те приняли в свой пантеон Иисуса из Назарета за пророка Аллаха. Аллах, кстати, в переводе с арабского означает Бог и по-моему все интерпретации о том, что у нас Бог, а у мусульман Аллах, не стоят и выеденного яйца. Поскольку когда мы или иностранцы, в том числе мусульмане, говорим по-русски и, упоминая Создателя, называем его Аллахом, то допускаем ошибку, по-русски верно называть его Богом.

Великий ученый и государственный муж Исаак Ньютон вставал при одном только упоминании о Боге! Наш просвещеннейший гражданин, академик и поэт Михайло Васильевич Ломоносов любил перед сном размышлять о Всевышнем и Его прекрасном творении - Вселенной, сочинял в Его честь хвалебные оды. Жизнь жестокосердного царя Ивана Грозного и его опричников проходила по суровому монастырскому уставу. Они являлись на раннюю литургию к четырем часам утра. Сам Грозный постригся в монахи задолго до смерти и мечтал окончить свои дни послушником Кирилло-Белозерского монастыря, но дьявол, видимо, прельщал их больше. Автор психоанализа Зигизмунд Фрейд, учение которого включено в школьные программы некоторых стран, в конце жизни отказался от своих фундаментальных умозаключений в пользу Творца. Я слышал и такую шутку. Всемирно известный автор идеи Сверхчеловека, немец Ницше написал в одной из своих работ: "Бога нет!" А на его могильной плите якобы появилась надпись: "Нитше умер" и внизу подпись: "Бог".

Об Иисусе Христе пишут с настоящей любовью почти все новые гуру, так называемые духовные учителя. Писал блестящий насмешник и мастер художественного слова индус, Багван Шри Раджниш. Йогананда Парамахамса в своей замечательной, опубликованной во многих странах мира книге "Автобиография йога" приводит множество прекрасных примеров встреченных им лично праведной жизни поклонников Господа Иисуса Христа. Причем иногда представителей далеких от христианства культур разных стран. Йога, кстати, в переводе на русский означает путь к себе. Я думаю, зря в православной церкви культивируется неприятие йоги и негативное отношение к практикующим ее. Ничего плохого в том нет, если кто-то из православных под опытным руководством обратится внутрь, познакомится с тысячелетним опытом Вед и попробует найти свою истинную сущность, так как, если будет упорен до конца, то наверняка обретет здоровье, а в здоровом теле - здоровый Дух! Невероятные и интересные вещи писали о Божественной Мудрости наши братья болгары, Петр Дынов и Микаэль Айванхов. Мне кажется, что и чтение апокрифов от Иоанна Богослова и Тибетское Евангелие от Иисуса Христа могут на многое открыть глаза любому ищущему человеку. Эти работы публиковались на протяжении ряда лет в журнале "Наука и религия".

Мои просвещенные друзья, которым, скорее, ближе иудаизм и буддизм, удивляются моему упорному следованию православию. По-моему в этом ничего удивительного нет. Ведь сказано Иисусом Христом "Аз езмь альфа и омега. Аз езьм дверь...", то есть "Я основа основ и путь спасения лежит через Меня". А тот же буддизм хорош прежде всего для жителей Азии, как бананы для полинезийцев. Буддизм и бананы появились у нас из-за новых видов транспорта, СМИ и глобализации. Но и то, и другое наверняка никогда не станут нашей основной пищей, а останутся экзотикой. О принципиальной же разнице христианства и буддизма рассказывают такую забавную историю. Встречаются где то в сельской местности два старца - буддист и православный христьянин. Обоих сопровождают ученики. Вот ученики и просят своих наставников показать свое мастерство, силу Духа. Делать нечего, буддист подошел к быку, пасшемуся рядом, ударил его по лбу, бык упал замертво. Православный монах в свою очередь прочитал над быком молитву, тот ожил, поднялся и стал как ни в чем не бывало щипать траву дальше. Будда в прямом переводе с санскрита означает просветленный. Ну и что? В нашей церкви сонм святых.

Помимо христианства и буддизма есть много других религий: даосизм, конфуцианство, индуизм с кришнаизмом, Зороастризм, иудаизм, Вуду - религия африканских племен, различные ветви христианства. Есть интегральная йога Шри Ауробиндо-Гхош - совсем полиэтилленовая для нас. Я знаком с основательницей Института Универсального Знания "ТЕТРАДА" в Москве Лидией Перетрутовой. Начинала она когда то с клуба "Открытое сердце", затем создавала "Триаду". Имелась в виду троичность Бога Отца, Сына и Святого Духа. По мнению моих московских друзей, близко знакомых со всем происходящим там, люди из "ТЕТРАДЫ" зазнались. И сама Лида считает себя великим гуру, как подобные ей фантазеры "чумаки" и "кашпировские", и ее в шутку называют Перепутовой. В стране после смуты 90-х расплодилось много подобных клубов и школ. Например, международная общественная организация Радостея, некий институт ритмологии, основанный Евдокией Марченко, объявившей себя пророком бухтины. Мне знакомы ее последователи, тупо бубнящие самые нелепые звукосочетания и мечтающие об инициациях гуру. При всей серьезности их воспринимаются они не иначе как новые книжники и фарисеи. Часто они вызывают смех и сочувствие одновременно, так один новоиспеченый мудрец как то убеждал моего знакомого, что его простуда от задетого кем-то его больного самолюбия. Пусть он просмотрит эту ситуацию и простуда пройдет моментально. В связи с этим мне вспомнился случай школьной поры. Наша классная "мучительница" была большой мастерицей читать мораль и делать из мухи слона. Однажды за плохо написанную контрольную по физике она песочила класс так: "...когда партия и правительство напрягают все силы...", но ее перебил наш любимый учитель Георгий Александрович Паньшин: "Да бросьте Вы! - Он махнул рукой - Какие там к черту партия и правительство?! Это обыкновенная лень..." так и мне хочется махнуть рукой и сказать: "Да какое там самолюбие! Это обыкновенная простуда". А сектантство - обыкновенная блажь.

Что ж, я думаю, у нас стала доступной любая литература, поэтому желающие могут познакомиться с основами любой религии свободно. Как бы то ни было, очевидно, что их все объединяет стремление к нравственному совершенству, взаимопониманию и любви. Однако на мое личное предпочтение повлияло то, что никто из основателей других вероисповеданий не осмелился заявить то, что сказал Иисус Христос: "Аз есмь хлеб, сшедый с небес, ядый хлеб сей жив будет во веки".

Но я догадываюсь, почему некоторые люди не могут ходить в нашу церковь, вопреки, может быть, и возникающим желаниям. Одним из таких по их словам не нравится, что "там, образно говоря, надо гнуть выю и прикладываться к ручке человека, который не потеет на ниве общественно-полезного труда, а забрюхател, как женщина", другим неприятно видеть фанатизм иных прихожан, про которых в народе говорят "заставь дурака Богу молиться, так он и лоб расшибет". Церковные старушки-сухари, мнящие себя непогрешимыми, и рыкающие на новообращенных как шавки: "не туда встал, не так крестишься", как правило отпугивают многих из них. Я знаю таких верующих мужиков, которым стыдно ходить в церковь, так как они видят праздность Ее иерархов и знают об их слабостях к конфессиональным наградам - "золотым игрушкам - погремушкам". В свое время и наша "глыба" - граф Лев Николаевич Толстой из-за определенного отношения к "попам-мироедам" был отлучен от Церкви, но имел своего собственного Бога - Совесть. Некоторые и это сделали своей религией и стали "толстовцами".

В конце концов речь идет не о бренном теле, а о спасении души. А как ее спасать, известно давно. Поэтому мне кажется лишним захламлять и без того перегруженный менталитет современного человека? Есть святоотеческие книги "Добротолюбие", жития православных святых, автобиографии Протопопа Аввакума, преподобного Елеазара Анзерского и много другой христианской литературы. Известно, что Царство Божие усилием берется, бес одолевается постом и молитвой. И легче это делать в церковной семье, исповедуя последнюю заповедь Христа: "Да любите друг друга". А если кого то смущает образ жизни иных корыстных священников, так надо помнить, что и они смертны, грешат и ошибаются. Найдутся в свое время и для них обстоятельства и учителя, подскажут и научат...

Атеист и сомневающийся может спросить, как быть нам? Думается, господа хорошие, вам надо поразмыслить над тем, возможно ли, что для создания телевизора и компьютера понадобился человеческий гений, а для более совершенных созданий, животного и человека, из хаоса оказалось достаточным основанной на случае бездушной эволюции и Дарвина! Не ошибка ли закралась в эти рассуждения? Меня смущает то, что на многих языках неверующий звучит, как поганый, да и по-русски изначально неверующий означало поганый, то есть язычник. Жуть!

Мы знаем фразу "как у Христа за пазухой". По нашему представлению, только там бывает безопасно, уютно, сытно и тепло. А этого то нам сейчас всем и не хватает. Так давайте стучаться, и нам откроют, просить, и дано будет!