23. Китяныч

Михаил Зуев
Мне восемь, Китянычу шестьдесят.

Я быстр и легок, Китяныч монументален и задумчив.

Я щебечу на великом и могучем, Китяныч говорить тільки українською мовою.

Вообще-то он Иван Никитич, но все село на Косе зовет его — Китяныч.

Его жена баба Ксеня имеет иконостас в хате, там горят лампады, пахнет горячим воском и горящим маслом.

Свой иконостас Китяныч хранит в трехлитровой стеклянной банке. Там орден Ленина, орден Красной Звезды и много разных медалей.

Баба Ксеня следит, чтобы Сёмка, внук, и я не лазили к иконостасу, и не мацали его руками, так и говорит:

— Ну, хлопчики, ікони руками хапати є остання справа!

А иконостас Китяныча можно не только трогать, но и на наши рубашки цеплять. Когда мы с Сёмкой в войнушку жаримся, сначала он орден Ленина носит, а я Красной Звезды, а потом меняемся.

Китяныч только усмехается добрыми щелками глаз — от них как лучики к вискам:

— Ну, чого, бандити-орденоносці! Очі один одному не повибивали вашими палицями?!

Родители привезли меня на Косу — это километров тридцать от нашего дома — на две недели, и оставили под присмотром бабы Ксени и Китяныча. У нас июль, и море, и лиман, и рыбалка, и кукуруза, и пчелы, и куры, и свиньи, и огород с помидорами. У нас — каникулы.

Когда пришли оккупанты, Китяныч ушел в партизаны. А младший брат подался в полицаи. Когда сволочь выбили с нашей земли, Китяныча сделали председателем колхоза. Брат его приполз — не повесили, на пятнадцать лет посадили. Повезло, что в расстрелах не участвовал.

Китяныч, когда по селу идет, с ним каждый здоровается. А брат его из дома не выходит много лет. Когда жена его в лавку за хлебом приходит, вокруг замолкают и отворачиваются.

Когда Китяныч и баба Ксеня самогона своего выпьют, поют на два голоса. А мы с Сёмкой сидим рядышком, слушаем и к силе приобщаемся.

Потому что вот с чего начинается Родина. Потому что оба языка во мне с самого истока живы, оба — любимы. Потому что — ще не вечір, брати-українці.

Спасибо тебе, Китяныч. Чему ты меня научил, никому не отнять.

15.11.2018