Ч. 5 Экспедиция с расстрелом и людоедством

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2018/11/12/1671

26 августа 1881 года  после выгрузки 350 тонн груза  «Proteus» отправился в Сент-Джон, полярники остались одни. 15 октября наступила полярная ночь, которая длилась 137 суток. Первые месяцы прошли благополучно.

24 ноября 1881 года отметили День Благодарения. Чтобы как-то скрасить своё пребывание, проводили соревнования в гонке на снегоступах и по стрельбе из винтовки. Призом были ром, табак и персики. У одного из членов экспедиции, Шнайдера, была скрипка, игрой на которой он развлекал своих товарищей.

Но скоро энтузиазм угас. Привыкли и к прекрасной картине северного сияния. Полярная ночь угнетающе действовала на людей, все чувствовали сонливость, участились болезни.

Врач Пави пытался убедить Грили, что в этот период людям нужно больше двигаться, необходимо организовывать экспедиции по обследованию острова.

Но тот дал понять врачу, что не нуждается в его советах. Пави стал сам совершать длительные прогулки, его часто сопровождали лейтенанты Локвуд и Кислингбери. Грили считал, что всё это блажь, достаточно строгой дисциплины.

Но, несмотря на строгую дисциплину, однообразная работа, бездействие незанятых в свободную смену людей, полярная ночь действовали рядовым членам экспедиции на нервы, они стали раздражительными, участились ссоры, пререкания.

Угнетали и морозы до минус 57 градусов. Люди обмораживались, выходя даже на короткое время из помещений, чтобы снять замеры с приборов. Иногда снежные бури длились по несколько дней. 16 января 1882 года скорость штормового ветра достигала 80 миль в час.
 
Работа ежедневно занимала часа два, остальное время маялись бездельем, а Грили не думал, чем их занять.
 
Вместо этого он обязал всех ложиться в одиннадцать часов вечера и вставать в семь часов утра, несмотря на то, что участники экспедиции не привыкли к условиям полярной ночи и полярного дня. По субботам начальник экспедиции читал подчинённым Библию, что тоже не было большим развлечением.

В марте 1882 года начался полярный день. Грили разрешил отправиться для исследований партиям врача Пави и лейтенанта Локвуда.  Пави направился исследовать побережье острова Элсмир, а Локвуд  - Гренландии.

Врач взял с собой рядового Джорджа Райса и обоих эскимосов. Через четыре недели они дошли до мыса Джозефа Генри на северном побережье острова Элсмир. Паковый лёд из сплошных торосов преградил им путь.

В апреле врач и его спутники вернулись на базу в Форт Конгер.  Сам Грили совершает исследовательский поход по Земле Гриннела. 13 мая Локвуд, сержант Бэйнард и эскимос Кристиансен достигли северной широты 83 градуса 23 минуты 8 секунд.

Рекорд англичан был побит. 11 июля 1882 года лейтенант Локвуд со своими спутниками вернулся в Форт Конгер после успешной поездки на собаках на Крайний Север. Вся экспедиция с нетерпением ждала прихода парохода с письмами родных и свежей провизией.

Каждый писал письма своим родным, друзьям и знакомым. Начальник экспедиции следил за оформлением научной документации и журналов, чтобы переслать их в Сигнальный корпус. Когда пароход не пришёл, это был удар для всех.
 
Грили, к общему удивлению, заявил, что пароход не придёт и на следующий год, поэтому они 12 августа 1883 года должны будут отправиться на юг, где находятся резервные склады и там ожидать судно.

Это крайне удивило многих членов экспедиции. Некоторые стали подозревать, что у первого лейтенанта не всё в порядке с рассудком. За завтраком Грили потерял сознание. Врач и лейтенант Кислингбери отнесли его на койку и стали приводить в чувство.

Этот случай дал повод врачу собрать офицеров и сержантов, которым он сказал, что по состоянию здоровья первый лейтенант не в состоянии выполнять обязанности начальника экспедиции.
 
Доктор Пави предложил назначить начальником экспедиции лейтенанта Кислингбери. Согласились все, кроме командира кавалеристов сержанта Брейнарда. Он резко выступил против.

Пришлось от смены власти отказаться. Грили, которому Брейнард потом обо всём доложил, пообещал по возвращении отдать врача и остальных участников совещания под суд за попытку организовать мятеж.

Брэйнарду Грили обещал после возвращения ходатайствовать о присвоении офицерского звания. Видимо, сержант решил, что со сменой командования офицерские погоны ему не светят, и поэтому принял сторону Грили.

Кстати, Грили своё слово сдержал и, продвигаясь по службе сам, тянул за собой Брэйнарда, доведя его до звания бригадного генерала.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/11/16/831

На фотографии: третий справа Адольфус Грили. Серьёзный мужчина!