Укрощение строптивого

Валентина Колбина
 
   Лёшка Щербинин учился в четвёртом классе. Порой ему самому не верилось, что три учебных года пролетели так быстро. Вроде только стал первоклассником, а уже скоро будет выпускником начальной школы.
   Да, много интересного произошло за это время. У него появились новые друзья, он многому научился.
   Это уже не тот капризный и непослушный ребёнок, каким он был в садике. Тогда все ребятишки его боялись: Лёшка мог ударить, отобрать игрушку, пнуть, подставить подножку. Если к нему приходил очередной каприз, мог упасть на пол и заорать изо всех сил. Когда воспитатели его наказывали, мог тайком сбежать. Только не домой, а – к бабушке.
   
  С каким нетерпением работники детского сада ждали, когда же этот сложный ребёнок уйдёт в школу.
   Но и там не особо желали иметь такого ученика. Все были наслышаны о его проступках, капризах и причудах. Представляли, сколько труда придётся вложить, чтобы неуправляемый ребёнок смог привыкнуть к правилам школьной жизни.
   Один Лёшка жил-поживал и в ус не дул, что где-то ведутся педагогические разговоры о его персоне.

***
   Досталось это, так сказать, чудо молодой учительнице, которая после окончания педучилища приехала в деревню. Небольшого росточка, худенькая, с короткой стрижкой она никак не походила на учителя. Девчонка девчонкой. Но внимательный взгляд её огромных серых глаз, добрая улыбка, звонкий голос привлекали к себе всех, кто хоть раз успел с ней пообщаться.
   
  Ещё до начала учебного года первоклассников вместе с родителями пригласили в школу. Надо было уточнить некоторые организационные вопросы. Тогда Елена Анатольевна впервые и увидела Щербинина. Ребёнок как ребёнок. Сидит рядом с мамой, внимательно слушает, во все глаза смотрит на своего классного руководителя. Правда, внимания хватило не больше, чем на пять минут.
   Сначала он присматривался к мальчикам, которые сидели впереди него. Узнал своих друзей по детскому саду, перебросился с ними парой фраз, с неподдельным интересом стал рассматривал классную комнату, потом его внимание привлекла большая коробка, что стояла на учительском столе.
   «Спокойный ребёнок. Может, зря так о нём говорят? – подумала молодая учительница. – Но поживём – увидим».

***
   На первой школьной линейке, когда все выстроились на стадионе, Лёшка не удержался и дёрнул за косичку свою соседку Надьку Соколову. Та пискнула и показала обидчику кулак. Смешно стало: маленькая Надька против крепыша Щербинина.
   Елена Анатольевна подошла и обняла его за плечи:
   – Алёша, не надо портить ребятам праздник. Посмотри, какие все радостные, нарядные.
   
  Действительно, все были нарядные: и ученики, и учителя, и гости. Белоснежные девчоночьи банты и огромное количество цветов придавали празднику особую торжественность. Первое сентября, ничего не скажешь!
   «Так, спокойно, не ругает. Надо ещё попробовать», – моментально мелькнуло в голове.
   Приглядевшись к Шутову, он незаметно пнул его по ноге. Невысокий, маломощный Костя даже отвечать не стал. Он просто отодвинулся от забияки и прижался к своему закадычному другу Петьке Винтикову, с которым они в детском садике не один пуд соли, нет, каши съели.

   Торжественная линейка шла своим чередом. Сначала выступил директор, поздравил всех с началом учебного года, потом первоклассников пригласили выйти из строя и встать на виду у всей школы.
   Их поздравляли особо: читали стихи и пели песенки, потом вручили большие красочные пакеты, в которых лежали наборы фломастеров и карандашей, альбомы, детские книжки и разная канцелярская мелочь.
   Получив подарки, первоклассники нетерпеливо ждали, когда же наконец они пойдут в класс, чтобы повнимательнее рассмотреть свалившееся на них богатство.
   
   После линейки учительница рассказала, что ждёт их в школе, как они должны себя вести, какие правила существуют для школьников, как будут проходить занятия, и чем они будут заниматься после уроков.
   Все слушали, не отводя глаз от Елены Анатольевны, только Лёшка вертелся по сторонам, внимательно разглядывая ребят, будто видел их всех впервые. Нет, конечно. Со многими из них он ходил в садик, знал, так сказать, с раннего детства. С кем-то жил по соседству. Только сейчас в классе были не простые детсадники, а – первоклассники в красивой школьной форме, которая делала их немного серьёзнее и взрослее.
   
   Ребят рассадили, учитывая их желания. Так Петька Винтиков пожелал сидеть с Костей Шутовым. И кто бы сомневался. Надька Соколова, та самая, которую Лёшка обидел на линейке, перешла к бойкой и вертлявой Нинке Воробьёвой. Они и живут по соседству, и родители их дружат.
   Максима Степанова, темноволосого кареглазого паренька, учительница посадила с Нелькой Егоровой за последнюю парту. Оба рослые, плотненькие и спокойные по натуре. Правда, Нельке хотелось быть рядом со своей подружкой – Алкой Кузнецовой, но Елена Анатольевна решила, что с Алкой лучше сидеть ВитькУ Мухину. А почему так решила, никто не понял. Да никто и не сопротивлялся: раз учительница сказала – надо слушаться.
   
   Лёшке хотелось, чтобы его посадили с Иринкой, самой красивой и умной, по его мнению, девчонкой. На её ладной фигурке все платьица казались пышными и воздушными. В косичках всегда красовались огромные банты. Была она не замкнутой, но в то же время – немного молчаливой, не такой болтливой, как большинство подруг.
   Но не это главное. Она не была ябедой, как некоторые. Он помнил, как однажды ещё в садике он столкнул её с санок, когда старшая группа каталась на горке. Иринка сильно ударилась, да так, что нижняя губа распухла. Но она стойко не признавалась, кто это сделал. Как-то на занятии он вылил ей на готовый рисунок стаканчик воды. Иринка сжалась от обиды, но промолчала. Рисунок этот готовила маме на Восьмое марта.
   
   Потом было ещё что-то. Всего не упомнишь. Лёшка любил обижать слабых. Правда, иногда хорохорился и наскакивал на ребят постарше. В ответ сам получал по шее. А ещё он был очень упрямым. «Упёртый и твердолобый, – говорила про него одна нянечка. – Ему хоть кол на голове теши».
   Про кол Лёшка не понимал, но чего-чего, а упёртости и упрямства было у него – хоть отбавляй.
   Лёшкино желание так и не исполнилось. В соседях у него оказалась Лизка Корнева, такая же, как он, шустрая, бойкая, пронырливая. Ко всему – и на язык острая. Её тощие косички, на которых топорщились зелёные бантики, можно было дёрнуть хоть бы что. Она не жаловалась и не возмущалась. Она давала сдачу. Поэтому связываться с ней желающих было мало.
   
   А за одну парту с Иринкой посадили Сашку Лямина – закадычного Лёшкиного друга, большого любителя погонять на велосипеде и поиграть в футбол.
   И ещё одно объединяло друзей – оба души не чаяли в своих питомцах. Питомцами были их любимые собаки: огромный пёс Верный, который повсюду сопровождал Лёшку, и Сашкин Дружок – небольшой кучерявый пёсик, который каждый день провожал своего хозяина до школы и после уроков встречал его у ворот. Если кто-то видел кудлатого Дружка – можно было не сомневаться, что Сашка Лямин где-то рядом. Что удивительно, обе собаки сдружились, как их верные хозяева.

***
   С неделю Елена Анатольевна присматривалась к своему ученику. Видела, какое удовольствие доставляет ему обижать девочек, махать кулаками и просто шалить. Сначала она хотела посоветоваться с его родителями, но потом решила не торопиться и самой найти подход к мальчику.
   Каким-то внутренним чувством понимала, что вся его «упёртость», драчливость и грубость – это напускное, поверхностное. Конечно, «пушистым», ласковым, послушным он вряд ли будет, но делать что-то надо.
   
   Как-то в перемену Щербинин, как обычно, носился по коридору и увидел Вовку Кольцова, с которым у него были свои счёты. Недавно тот обидел на улице Алинку, Лёшкину младшую сестрёнку. Подлетев, он сходу ударил Вовку по спине. Ответ последовал незамедлительно. Началась нешуточная рукопашная, но, к счастью, рядом оказались дежурные – ученики седьмого класса. Они-то и разняли этих боевых петухов. Развели их по классам и записали нарушение в журнал.
   
   На уроке Елена Анатольевна не сказала ни слова. Как ни в чём не бывало она рассказывала новую тему, потом что-то читала, спрашивала учеников. Только Лёшка чувствовал себя не в своей тарелке. Он знал, что та драчка ему просто так не пройдёт. Школа – это не садик.
   «Что же делать, – думал он, совсем позабыв об уроке, – отпираться бессмысленно, всё рассказать – не поверят». Тогда он решил использовать свой коронный приём – молчать.
   
   После уроков Елена Анатольевна попросила его остаться. Ребята медленно собирали свои сумки, поглядывая на виновника.
   – Алёша, что произошло? В чём дело? – спросила она, когда из класса все вышли. – Разве ты забыл правила поведения в школе? И разве можно кого-то обижать?
   Склонив голову, Щербинин молчал. Спокойный тон учительницы не предвещал грозы, поэтому он был спокоен: «Ну, поругает, а дальше?» Таких нотаций он выслушал за свою короткую жизнь немало.
   В приоткрытую дверь он заметил Нинку Воробьёву, которая с любопытством подслушивала разговор. Потом раздались какие-то перешёптывания и смешки.
   – Дадут ему сейчас. Так и надо. А то взял моду обижать всех, – услышал он чей-то голос.
   – Отцу надо всё рассказать, – поддакнула Нинка, – я знаю, какой дядя Саша строгий. Пусть Лёхе тоже надаёт.
   Потом были ещё какие-то шепотки и хихиканье.
   
   Внутри закипало: «Сороки болтливые, стоят подслушивают, радуются…» Он молчал и громко сопел. Положение было безвыходное. Сказать причину – не поймёт, а рассказывать всё в подробностях не хотелось. Не мог же он пожаловаться учительнице на Вовку Кольцова, который на днях толкнул Алинку, и та разбила коленку.
   Голоса за дверью не утихали. Что произошло дальше, он сам не понял.
   Когда Елена Анатольевна присела рядом, взяла его за руку и тихо шепнула, что хочет поговорить с глазу на глаз, Лёшка соскочил с места, швырнул стул на пол и бросился из класса.
   
   Вечер прошёл в напряжении. Виновник ждал взбучки от отца. Так бывало не раз. Как только воспитатели детского сада жаловались на него, дома ожидало наказание. Отец был крут на расправу. Мог и ремень в руки взять.
   Но прошёл день, другой. Разговоров о том инциденте не было.
   «Пронесло», – успокоился Лёшка. Но учительницу он зауважал. И в классе она не напоминала о случившемся. Правда, дня два на ноге у неё была повязка – след от упавшего стула.
   
   Мало того, уже на следующий день после случившегося она попросила Щербинина сходить в учительскую и принести классный журнал. Это было не видано и не слыхано. Чтобы первоклассник пошёл в учительскую?!
   – Спасибо, Алёша, – как бы между делом сказала Елена Анатольевна, когда он вернулся. – Садись на место.
   Все уставились на Лёшку, будто он выполнил задание государственной важности. А он, гордый своим поступком, сиял, как медный пятак. Он и похож был на медный пятак: на голове ёршик рыжих-прерыжих волос и лицо, всё заляпанное крупными веснушками. Будто солнышку было лень раздавать всем понемногу, и оно решило выплеснуть весь свой запас на одного ребёнка.

   Невысокого роста, но крепенький Лёшка умел за себя постоять. Во-первых, он никому не позволял себя дразнить. Мало того, он заступался за всех рыжих ребятишек. Стоило только прозвучать дразнилке: «рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой», он тут же находил обидчика, и доставалось тому по первое число. Связываться с Лёшкой Щербининым никому не хотелось.

***
   Не прошло и двух недель, как с Лёшкой случился новый скандал. Он изорвал свою тетрадь по математике, в которой было много исправлений, сделанных красной пастой. Нинка Воробьёва, известная своим любопытством, решила посмотреть на оценки и громко объявила: «Ух ты, ошибок-то сколько – красным-красно».
   Когда Щербинин вошёл в класс, все уже толпились у его парты, с интересом разглядывая написанное. Вот тогда он в гневе и порвал свою тетрадь на мелкие клочки и швырнул прямо в Нинку. Этого оказалось мало, и на пол полетели её вещи: фломастеры, карандаши и новый альбом, который та очень берегла.
   
   Елене Анатольевне с трудом удалось успокоить учеников и начать урок. Когда все увлеклись работой, она встала и тихо прошла по классу. Ребята увлечённо рисовали: кто – осенний лес, кто – облачное небо и лёгкий моросящий дождь. На некоторых рисунках был изображён сад с красивыми красно-жёлтыми яблоками или большая корзина грибов с яркими разноцветными шляпками. Только Лёшка сидел с карандашом в руке и никак не мог приступить к работе. О чём он думал, догадаться было нетрудно.
   «Почему в садике все воспитатели на меня кричали? Даже если не был виноват, всё равно ругали. А учительница не кричит...» – эти мысли не раз приходили в голову.
   В конце урока к нему незаметно подошла Елена Анатольевна и без слов положила на парту тетрадь, подписанную крупным чётким почерком: «Тетрадь по математике ученика 1-го класса Щербинина Алексея».

***
   Весь сентябрь ребята привыкали друг к другу, бегали в соседний второй класс знакомиться. Правда, в основном все были знакомы. Школа деревенская, небольшая, и в садик многие ходили. Но тут была особая обстановка, особый порядок: уроки и перемены, линейки, школьная дисциплина.
   – Алёша, ты умеешь разводить костёр? – спросила как-то Елена Анатольевна.
   «Что за глупый вопрос. Конечно, умею. Зря что ли с отцом и в лес ходим, и на рыбалку. А там без костра никак», – мелькнуло в голове.
   – Умею. А что?
   – Да мы планируем сходить классом на экскурсию за старую школу. Погоду обещают хорошую. Отдохнём, картошку испечём, поиграем как-нибудь. Думаю, приглашать с собой Сергея Николаевича или нет, чтобы он помог нам с костром.
   
   Сергей Николаевич Лёшке нравился, хотя уроков физкультуры было всего ничего. Но даже этих уроков хватило, чтобы понять, что с учителем у Лёшки – полный контакт. Тот давно заметил спортивного ученика и сразу выделил его среди ребят: этакий малышок-крепышок.
   Высокий, по-спортивному подтянутый, в тёмном, всегда отглаженном костюме физрук одним видом вызывал уважение у окружающих. А его глаза, вроде и строгие, были с какой-то хитринкой. Добрые.
   – Зачем звать Сергея Николаевича, мы справимся. Я знаю, что Костя и Петька тоже умеют развести костёр. Мы что, не деревенские что ли?
   – Ну и хорошо. Завтра же поговорим с ребятами.
   «У папы надо спросить, что лучше пойдёт на растопку. Пусть совет даст. В одиночку-то не приходилось костром заниматься, – пришла в голову мысль. – Ну, дома разберёмся».
   Вечером за ужином отец разложил всё по полочкам, где что взять. Подсказал, где есть старое кострище, на котором и надо разводить костёр.

***
   Наступило воскресенье. С утра все первоклассники собрались у школы. У каждого при себе были сумки и сумочки, пакеты и пакетики. Складывалось впечатление, что собрались не на экскурсию, а в многодневный поход.
   Идти решили вдоль речки и за деревней подняться к лесу. Разговоров было много. Девчонки крутились возле Елены Анатольевны, о чём-то расспрашивали, что-то весело рассказывали. Мальчики сдержанно обсуждали свои мужские дела.
   
   У старой школы было пустынно. Ребята нашли удобное место на склоне горы и решили раскинуть свой табор. Солнце поднялось высоко и грело не по-осеннему тепло. Пока девчонки стрекотали возле учительницы, ходили по опушке леса и собирали разноцветные листочки, мальчишки занимались своими делами.
   Лёшка быстро распределил обязанности.
   – Петь, вы с Костей шуруйте за хворостом. В березняке полно сушняка. Принесёте несколько охапок. А вы, Максим, вместе с Витьком спускайтесь к роднику за водой. Возьмите котелок и не забудьте его хорошенько помыть.
   
   Приказы выполнялись беспрекословно.
   Дружки-пирожки направились к лесочку, не переставая о чём-то переговариваться. Эти неразлучные друзья везде ходили вместе.
   За Максимом и Витьком увязались Алка Кузнецова со своей подружкой Нелькой Егоровой. И не просто так. Витёк Мухин, среднего роста худощавый мальчик, в своей любимой клетчатой рубашке и спортивных брюках мало чем отличался от сверстников: так же, как все, любил гонять мяч, кататься на велике, вечерами играть с друзьями в лапту. Но он был единственным из класса, кто коллекционировал марки.
   
   Начало коллекции положил его старший брат Володя. Когда он уезжал в город, передал своё богатство Витьку с условием, что тот коллекцию не будет разбазаривать.
   – Смотри, если что, приеду – уши надеру, – строго-настрого предупредил он. – Эту коллекцию я не один год собирал.
   На марках были разные машины и поезда, самолёты и вертолёты, какие-то неизвестные Витьку люди, но девочкам нравилось рассматривать марки, где были изображены диковинные цветы и разные животные.
   
   Оставшиеся ребята начали готовить поляну для пикника. Вообще, это место было очень привлекательным. С высоты холма была видна почти вся деревня. Отсюда открывался прекрасный вид на поля, которым не было видно ни конца, ни края. И деревья на опушке леса были одеты в яркий осенний наряд. Молодые берёзки с жёлтыми листочками будто хороводились с зелёными елями и ярко-красными осинками. Одним словом, красота!
   
   Когда девчонки с учительницей вернулись, вовсю горел костёр, а из котелка доносился невероятно духмяный аромат.
   – Какой чудесный запах, – не удержавшись, сказала Елена Анатольевна, – и чего вы тут заварили?
   Лёшка, скромно улыбаясь, молчал.
   – А это вот он свои травы-приправы принёс, – поторопился ответить Максим, – у них и дома часто так пахнет.
   – Давай, Алёша, делись своими секретами. Какие травки собираете?
   – Разные: и полевые, и луговые. Папа научил нас даже лесные распознавать.
   – А ты сможешь нам рассказать подробнее? – спросила учительница. – Будет классный час, ты и выступишь. Договорились?
   Лёшка даже вспыхнул: он будет рассказывать? А вдруг ребята засмеются. Он и простой текст пересказать толком не может.
   
   Все с любопытством смотрели на него и ждали ответа.
   – Алёш, ты просто расскажи, как вы с папой ходите в лес, в поле. Ничего ведь и выдумывать не надо. Если что – мы поможем, – сказала Иринка. – У многих мамы и бабушки тоже травы собирают.
   «Ну, тогда бояться нечего. Подумаешь, всего-навсего про травы рассказать», – успокоился Лёшка.
   – Ладно расскажу, давайте садитесь. Чай давно готов, и картошка вот-вот дойдёт.
   Все стали распаковывать свои сумки и пакеты, и на поляне, как на скатерти-самобранке, выросла гора разных вкусностей: тут были и домашние пирожки, и шанежки, и коврижки, а к чаю – пряники и конфеты.
   
   Вскоре на импровизированном столе пыхала своим необыкновенным ароматом печёная картошка, по кружкам был разлит травяной чай. Пиршество началось.
   – Вкуснятина какая, – приговаривали ребята, посмеиваясь друг над другом. Руки и мордашки у всех были чёрными.
   – Ребята, а вы знаете песню про картошку? – учительница загадочно улыбнулась. – Давайте споём.

– Ну, споемте-ка ребята-бята-бята-бята-бята,
Жили в лагере мы как, как, как,
И на солнце как котята-тята-тята-тята
Грелись эдак, грелись так, так, так!...
…Ах, картошка, объеденье-денье-денье-денье-денье
Пионеров идеал-ал-ал!
Тот не знает наслажденя-денья-денья-денья,
Кто картошки не едал-дал-дал!

   Никто, кроме Иринки, не слышал эту песню, но всем понравилась. Особенно слова: «ах, картошка объеденье-денье-денье…» Решили её выучить.
   Время за разговорами пролетело быстро. Солнце готовилось к закату, вечерело. Снизу от реки потянуло прохладой и сыростью. И лес уже не казался таким приветливым и гостеприимным, как днём.
   
   По домам расходились группами. Кому-то надо было на центральную улицу, кто-то жил за логом.
   Лёшка шёл немного взволнованный. Мысль о том, что ему дали особое поручение, немного беспокоила. Как он будет рассказывать? Он ведь и травы-то все не знает. Но потом вдруг вспомнил о бабушке. Она же его не раз выручала. Даже когда он бедокурил и ждал крепкого наказания, она приходила ему на помощь. И за детсадовские проделки не ругала.
   «Вырастет – поумнеет», – коротко и ясно говорила она родителям. А ему всегда шептала: «Эх ты, голова садовая – бедовая».
   
   …Выручила бабушка и на этот раз. Выслушав внука, она принесла из амбара пучки сухих трав и начала их перебирать.
   – Вот эта травка для чая подходит, душистая и ароматная. Называется душицей, – в руках у бабушки был небольшой синеватый букетик. – После баньки как нельзя лучше подходит. А это тысячелистник... тут вот затерялся небольшой пучок мяты… Возьми, ребятам покажешь.
   Лёшка слушал с огромным вниманием: «Ну, наверное, справлюсь. Только так складно, как у бабушки, не получится».

***
   Спустя три дня, на классном часе, немного смущаясь и отворачивая взгляд от любопытных глаз своих одноклассников, он рассказал про подорожник и душицу, про зверобой и мяту. Показал травы, что дала бабушка.
   Он видел, как довольна учительница, как она в знак одобрения кивает головой, как Иринка с каким-то внутренним напряжением следит за рассказом. И ребята слушали внимательно. Даже если он сбивался, никто не насмехался. Все будто понимали, что Щербинин сдаёт экзамен.
   – Молодец, Алёша, – похвалила Елена Анатольевна, – очень познавательно и поучительно для всех. Так ведь, ребята?
   Сидевшие на последней парте Винтиков и Шутов попытались высказать мнение, что, мол, травы – это не мальчишеское дело. Вот техника – это да. Но учительница и тут поддержала «докладчика».
  – В жизни всё пригодится. Тем более, живём мы в деревне, и каждый из нас встречает эти растения на каждом шагу.

***
   Спустя месяц провели собрание, где выбирали актив класса. Учительница предложила выбрать Алёшу Щербинина командиром звёздочки.
   Пошумели ребята, пошумели. Какой, мол, из него командир. Читает неважно, знаниями математики не блещет. Но учительница произнесла загадочное слово «доверие», и все проголосовали «за».
   
   В классе было восемнадцать человек, так что в каждой звёздочке оказалось ровно по шесть. Кроме Винтикова и Шутова туда вошли Корнева, Егорова и Алка Кузнецова. Сам Лёшка был шестым.
   Ему так хотелось, чтобы у них была Иринка, но её выбрали командиром первой звёздочки.
   Учительница рассказала, что ребята теперь – школьники, а это значит, они должны учиться самостоятельности.
   
   За порученное дело все взялись с охотой. В классе появились свои цветоводы и санитары, трудовики и библиотекари. Одни должны были поливать цветы, которые занимали все подоконники и полки, другие – следить за тем, чтобы в классе были чистота и порядок, третьи – смотреть за исправностью и сохранностью классной мебели, а библиотекарь – напоминать, что надо читать книги и почаще ходить в школьную библиотеку.

***
   Домой новоиспечённый начальник пришёл радостный.
   – А меня сегодня командиром звёздочки выбрали, – торжественно сообщил он родителям за ужином, – учительница сказала, что я буду у неё правой рукой. Только я не понял, как это. Командовать буду, наверное.
   – У-у, сынок, да тебе доверие оказали. Авансом, так сказать. Командиром быть – это не только командовать, это и ответственность, в первую очередь. Будешь помощником Елене Анатольевне. Давай, не подкачай.
   Не всё понял Лёшка. Но ему нравилось выполнять поручения, которые давала учительница. И старался изо всех сил.
   
   Однако, несмотря на все старания, вести себя хорошо получалось не всегда. Какой-то чертёнок упорно продолжал сидеть в нём, невзирая на все правила школьного распорядка. Ну, разве мог он упустить момент и не подставить подножку второкласснику Славке Васильеву, который выскочил из столовой, как чумной. Тот даже очухаться не успел, как оказался на полу.
   Поднявшись, он отвесил обидчику такого тумака, что Лёшка еле на ногах удержался. Хорошо, мимо проходил Сергей Николаевич, который и разнял бойцов.
   – Чего распетушились? Чего опять не поделили? – учитель крепко держал обоих. – Энергию девать некуда? Приходите-ка лучше ко мне в спортзал. После уроков жду. И Винтикова с собой захватите.
   
   Физрук давно уже присмотрел малышей-крепышей из первого класса. В первую очередь он выделил Лёшку Щербинина и Петьку Винтикова, которые, как ему думалось, для своего возраста имеют неплохую физическую подготовку.
   Когда Сергей Николаевич отпустил драчунов, они уже успели позабыть, из-за чего весь сыр-бор разгорелся.
   Елена Анатольевна об этом случае могла и не узнать, если бы вездесущая Нинка Воробьёва, эта любопытная Варвара, не услышала про ту потасовку от своей подружки Катьки из третьего класса. Она всю заварушку своими глазами видела.
   Опять пришлось Лёшке выслушивать от учительницы, что драться нехорошо. А как не драться? Вчера только читали про Незнайку, как они с Гунькой дрались. И ничего. Друзья были – не разлей вода.
   
   На улице без драк тоже не прожить. Что такого? Ну, подерутся, наподдают друг другу, подуются день-другой, а потом обязательно скажут: «мирись, мирись, мирись и больше не дерись. А если будешь драться, то я буду кусаться…» И снова – мир.
   После уроков Винтиков сгонял за Славкой Васильевым, и они втроём отправились в спортзал. Сергей Николаевич заполнял журнал, но увидев ребят, отложил его в сторону.
   – Так, я вот что думаю. На следующей неделе будем проводить «Весёлые старты». Хочу, чтобы вы мне немного помогли.
   Мальчишки насторожились: «Они-то чем помочь могут?»
   – В общем, вы должны сформировать команду в своих классах. Подберите достойных спортсменов, потренируйтесь, чтобы хорошо выступить.
   В класс вернулись возбужденные: «Вот это да. Самим создать команду. Тут с Еленой Анатольевной посоветоваться надо…»

***
   В команду зачисляли, как в отряд космонавтов. В первую очередь смотрели на физические данные: как быстро бегает, как далеко и высоко прыгает, как обращается с мячом и скакалкой. От желающих поучаствовать отбоя не было. Тогда стали смотреть на оценки: кто как учится.
   Хоть в первом классе оценки ещё не ставили, но в тетрадях были свои значки: звёздочка означала пятёрку, флажок – четвёрку, кружок – тройку. Вместо двойки Елена Анатольевна ничего не рисовала. Она оставалась с учеником после уроков, и работа просто-напросто переписывалась.
   
   Когда через день Сергей Николаевич пришёл узнать, как идут дела по формированию команды, Лёшка бойко отрапортовал, что всё сделано.
   – Молодец, Щербинин, быстро ты. Быть тебе физоргом, – по-военному скупо похвалил учитель, развернулся и вышел из класса.
   – Фирма веников не вяжет, – сказал Винтиков, когда за учителем закрылась дверь.
Все дружно рассмеялись, а Лёшка стал размышлять, что это за такое – физорг.
   
   Физрук, по-видимому, и с Еленой Анатольевной поговорил насчёт Щербинина, потому что спустя неделю она сама предложила классу избрать Алёшу ответственным за организацию всех спортивных мероприятий. Конечно, Винтикову было немного обидно. Он тоже смог бы. Но честно признал, что энергии, такой могучей и кипучей, у Лёхи больше. Тот в долгу не остался и частенько за помощью обращался к Петьке.
   «Веселые старты» состоялись. Это было, на самом деле, весёлое и красочное мероприятие. Первоклассники заняли третье место, но ничуть не обиделись. На подведении итогов Лёшка, как физорг, вышел получать грамоту и сладкий приз. Он-то и подсластил горечь поражения.

***
   Первый учебный год пролетел быстро. Лёшка Щербинин подтянулся по всем предметам. Тройки у него, конечно, были, но частыми гостями в журнале и тетрадях стали четвёрки. Даже математика, этот камень преткновения, стала усваиваться. Хоть со скрипом, с трудом, но поддавалась напору настойчивого ученика.
   «Неужели я хуже Максима Степанова или Петьки Винтикова? У них четвёрки и пятёрки, а я – командир звёздочки – тяну класс назад, – такая мысль возникала не раз. – Надо стараться».
   Елена Анатольевна видела, что Щербинин начал меняться. И меняться в лучшую сторону.
   На уроках он стал более внимательным, перестал раздражаться и нервничать, если не получалась задача, или стихотворение было слишком большим, всегда выполнял домашнее задание.
   И старания были очевидны. Щербинина реже оставляли после занятий, он видел, как радовалась его успехам учительница, как одобрительно кивали головой друзья, когда он отвечал у доски. Да и родители были довольны успехами сына...

***
   А потом был второй класс, третий…
   Сейчас уже и не вспомнить, сколько было разных конкурсов, вечеров, смотров и олимпиад, экскурсий и лыжных вылазок. И часто они были лидерами среди начальных классов. Были, конечно, и неудачи, и конфликтные ситуации, и споры, и раздоры. Куда же без них? Детство есть детство.
   Ребята сдружились между собой, проводили совместные мероприятия с учениками из других классов. Часто к ним приходила Надежда Ивановна, такая же молодая учительница, как Елена Анатольевна. После уроков они оставались в классе, что-то планировали, придумывали, а потом ребятам предлагали новые проекты. Да и сами ученики были соавторами. Активисты, что ещё!
   
   «Повезло нам с учительницей, – не раз думал Лёшка. – И добрая, и строгая. Никогда не кричит, а все её слушаются. И с отстающими занимается, и классные часы интересные проводит. И вообще, она такая спортивная. На лыжах с нами ходит, на экскурсии разные...»
    А девчонки всегда с любопытством разглядывали обновы своей учительницы: то в новой кофточке придёт, то платье на ней нарядное, по-модному сшитое, то брючный костюм…

***
   В прошлом году в конце третьей четверти в класс пришёл новенький ученик – Королёв Владислав.
   Приехала семья из соседней области. Отца перевели в колхоз главным инженером.
   Владик был лидером во всём: учился хорошо, был активистом, и Сергей Николаевич его сразу выделил.
   Лёшка новенького принял в штыки. Он привык быть лидером. Но время показало, что Владик Королёв добродушный, хороший парень, он сразу поладил со всеми одноклассниками, а девочки сами потянулись к нему. Был он, в отличии от местных ребят, собран, аккуратно причёсан, на нём были всегда отглаженные брюки, и что самое главное, он носил тёмный галстук, который выделялся на светлой рубашке.
   
   «Пижонистый какой», – говорили про него сначала, но потом увидели, что это была внешняя сторона. На самом деле, Владик был простым, общительным, вежливым, всегда готовым помочь в любом деле. Девочек он называл по именам: Нина, Неля, Алла, Ирина, а не так, как привыкли все. Он никогда не толкал их, не дёргал за косички, даже пропускал вперёд себя, когда все толпились у входа в класс или в столовую.
   …За летние каникулы Лёшка Щетинин сдружился с Владом. «Влад» звучало по-мужски, серьёзно. Так было принято: сам Лёшка для друзей – Лёха, Костя Шутов – Костян, Витя Мухин – Витёк или Муха, Максим Степанов – Макс.

***
   …И вот Алёша Щербинин уже четвероклассник. Он старается не вспоминать то время, когда его называли неуправляемым. Сейчас это активный, исполнительный, в меру послушный ученик, и успеваемость ничего. Но временами приходит что-то этакое, из раннего детства, и тогда он «взбрыкивает». Именно так сказала как-то бабушка, заступившись перед родителями за своего любимого внука.
   – Да не наказывайте вы его за каждую провинку. Ну, взбрыкнулось парню. Сами-то в детстве какие были.
   
   …Сегодня в школе смотр–конкурс талантов. Елена Анатольевна, как всегда, попросила его последить за порядком и, пока в актовом зале идёт генеральная репетиция, никого туда не впускать.
   Сам Лёшка был рад стараться. Прислонившись к двери, он отталкивал всех желающих посмотреть, что там происходит. А желающих было много. Уж очень громкие звуки весёлой и задорной музыки неслись из зала. Нет, он лучше умрёт, но не пустит никого. И Елена Анатольевна так сказала: «Алёша, никто не должен видеть нашего номера. Пусть для всех он будет сюрпризом».
 
    – Пусти, Лёха, – толкнул его в бок самый лучший друг Сашка Лямин, – дай хоть глазком взглянуть. Наверное, опять учительница какой-нибудь супер-пупер придумала, и наши победят. Ну пусти.
   – Увидишь. Не лезь вперёд батьки в пекло.
   Лёшка сам не понял, как у него вырвалась эта странная бабушкина поговорка. У неё это ловко получается. На каждое слово, на каждый Лёшкин поступок у неё всегда находится присказка.
   – Какое-то пекло придумал, – буркая себе под нос, Сашка отошёл в сторону.
   
   Охранник снова прильнул к двери: «Интересно, как там Ирка? Она и танцует сегодня, и поёт. Вот ведь какие таланты. И учится на одни пятёрки, и танцует, и поёт, и рисует хорошо, и…» – тут он задумался: «а чего она не умеет? Нет, всё умеет. А вот он не поёт и не танцует. И учится похуже. Хоть в основном четвёрки, а троечки нет-нет да проскакивают. Зато по физкультуре одни пятёрки. Тут ему равных нет. Хоть на лыжах, хоть на стадионе, хоть в спортзале – он впереди планеты всей. Ну, кому что. Научится ещё, как говорит бабушка».
   
   Лёшка заглянул в щёлочку. В глубине зала старшеклассники с вожатой оформляли сцену разноцветными шариками-фонариками и цветами. А в центре группа одноклассников во всю отплясывала конкурсный танец.
   Он засмотрелся.
   – Опять четвёртый класс победит. Каждый день репетируют. Посмотреть бы, – раздалось за спиной. – Лёха, дай посмотреть, жалко тебе что ли?
   – Жалко у пчёлки, – не поворачивая головы, ответил он, узнав по голосу Верку Иванчикову – очень любопытную девчонку из третьего класса. – Сказал нет, значит, нет.
   – У-у, жадина-говядина, большая шоколадина, – парировала та. Ей так хотелось всё узнать, а потом рассказать своим подружкам. Она всегда толкалась среди ребят постарше, что-то подслушивала, пронюхивала, а потом радостно делилась новостями с каждым встречным-поперечным. Точь-в-точь, как их Нинка Воробьёва.
   – Любопытной Варваре на базаре нос оторвали, – не остался в долгу Лёшка.
   
   Музыка стихла. Из зала один за другим стали выходить танцоры. Последней была Елена Анатольевна.
   – Спасибо, Алёша. На этот раз нам никто не мешал. И отрепетировали быстро.
   Она повернулась к детям:
   – Ребята, сейчас все идём в столовую, а потом в класс. Ещё надо кое о чём посоветоваться.
   – Ура! В столовую! Сегодня там блинчики с вареньем. Я уже узнал, – порадовал всех Максим.
   Все знали, что аппетит у него ого-го какой. А блинчики, булочки и пирожки, которые готовили два раза в неделю, он любил больше всего.
   
   За обедом разговоры были только о предстоящем конкурсе. А то! Танец, который они разучивали две недели не какой-нибудь, а эксклю… эксклюзивный. Фу ты, даже не выговорить. И костюмы готовили после уроков так, чтобы ни одна живая душа не смогла увидеть. Конкурентов много.
   – Ребята, а где наши Винтиков и Шутов, – оглядев всех, спросила Елена Анатольевна, – куда они могли уйти?
   – Наши Винтик и Шпунтик опять что-нибудь изобретают, – пошутил кто-то из ребят, и все засмеялись. Этих друзей – Петьку Винтикова и Костю Шутова, действительно, называли Винтиком и Шпунтиком. У них всегда было много-премного всяких идей и затей. Они что-то изобретали, чертили, рассматривали какие-то схемы, в их карманах можно было найти гайки, винтики, шурупы и ещё всякую мелочь, какой и названия-то не придумаешь. Зато, когда надо подкрутить какой-нибудь разболтавшийся шуруп, наладить полку в шкафу, обращаются всегда к друзьям-мастерам.
   – Елена Анатольевна, я схожу поищу их, – встав из-за стола, Лёшка направился к выходу.
   
   В классе друзей не оказалось. Он заглянул в спортзал. Пусто. Проходя мимо раздевалки, он услышал тихий шёпот:
   – А меняться не хочешь?
   – Нет, конечно. Я давно мечтал о таком.
   – Да, супер. И блестит, и лезвий три.
   Лёшка не утерпел и заглянул в раздевалку. Он увидел, как друзья внимательно разглядывают перочинный ножичек. И не простой, как у него с одним лезвием.
   – Эй, дружки-пирожки, вас Елена Анатольевна давно ищет. Давайте, бегом в столовую, а потом все в классе собираемся.
   Не удержавшись, спросил:
   – Кто это тебе подарил? Или стырил?
   – Почему сразу – стырил? Это мне брат отдал, – с обидой ответил Петька. – Он себе новый купил, крутой, суперский.
   – Дай посмотреть, – Лёшка протянул руку.
Друзья переглянулись, и Петька с неохотой дал свой ножичек.
   – Ты смотри, только никому не говори, ругаться будут. А то и отберут.
   
   Но Лёшка будто не слышал этих слов. На его руке лежал самый настоящий ножичек-складенчик. Мечта всей его жизни. Эх, как бы он мог пригодиться ему в лесу. Небольшой перочинный ножичек с тремя лезвиями: одно было большое, другое – поменьше, а третье – совсем маленькое. На каждом из них была ямочка, чтобы удобнее открывать.
   – Ну ладно, посмотрел и хватит, – сказал счастливый обладатель ножичка. – Пойдём в столовку. Сам-то, небось, поел?
   
   Друзья побежали обедать, а Лёшка направился в класс. Там уже галдели одноклассники. До начала концерта оставалось немного времени, и учительница раздавала костюмы выступающим. Эх, до чего же красивы они были. Яркие, с какими-то цветными нашивками, отделками, оборочками.
   Елена Анатольевна ещё раз напомнила, как надо себя вести на мероприятии. Знала своих подопечных – азартных и ретивых, горячо болеющих за честь класса.
   
   ... Конкурс закончился. Результат был ожидаем: победил четвёртый класс. Помимо грамоты участникам вручили книгу – энциклопедию «Тайны моря» и большой пакет шоколадных конфет, которые тут же разделили по-братски. Досталось и участникам, и болельщикам.
   Из школы вышли дружно. У всех было приподнятое настроение. А тут ещё и погода удружила: на улице кружился лёгкий снежок. Значит, скоро можно будет встать на лыжи, сходить на экскурсию в зимний лес.

***
   Дома Лёшку ждала младшая сестра Алинка.
   – Алёш, пойдем горку делать. Я хочу на санках кататься…
   – Какая тебе горка, снегу-то во дворе всего ничего. Подожди с недельку. И горка будет, и на лыжах покатаемся.
   Из кухни выглянула мать.
   – Чего нового сегодня? С кем подрался?
   – Почему опять – подрался? Ни с кем я дрался. Выступали на конкурсе. Заняли первое место. Вот и сладкий приз нам дали. – Лёшка открыл ранец и достал горсть шоколадных конфет.
   – Ух ты, как здорово, – подскочила сестрёнка. – А мне дашь?
   «Что за вопрос? Могла бы и не спрашивать. Конечно, дам», – мелькнуло в голове, но он степенно подошёл к матери и отдал ей все конфеты.
   – Вот, мам, на вечер к чаю. Алинка пусть сама выберет, какую надо.
   – Спасибо, сынок, а ты сбегай-ка к бабушке, она на завтра стряпню затеяла, насчёт творожка спрашивала. Унеси да деда проведай. Что-то он прихворнул.
   
   Сходить на соседнюю улицу к бабушке – это хорошо. Он любит бывать там. Бабушка у него – замечательная. Во-первых, никогда не ругается. Даже, когда он в чём-то провинится. Она просто посадит его рядом, прижмёт к себе, погладит его непокорные рыжие вихры и вздохнёт.
   И мастерица она замечательная: шьёт и вяжет. А как вкусно готовит.
   Даже имя у неё необыкновенное: Аграфена, Груня. Кто-то из соседей называет её Грушей, но Лёшке это не нравится. Какая она – Груша? Просто добрая и любимая бабушка.
   
   Дед, по обыкновению, с газетой в руках сидел у печи и грел спину, а бабушка хлопотала на кухне. Не успел Лёшка забежать в дом, как услышал её звонкий голос.
   – Это кто там пришёл? Ты, Алёшенька?
   Лёшка подал сумку, куда мать кроме творога поставила банку со сметаной.
   – Бабушка, а как ты узнала, что это я?
   – Так ведь слышала, как ворота хлопнули, а Трезорка даже не пикнул, не залаял. Значит, свои.
   Разбирая сумку, она добавила:
   – Вот и славно. Завтра с утра приходите с Алиной. У меня шанежки будут, и твои любимые тупоськи приготовлю.
   
   Что такое тупоськи, наверное, никто не знает. Это только бабушка могла придумать разные названия своим постряпушкам. Пироги она называла чинёнками и куженьками, курниками, маковниками, репниками. И блинам названия были под стать: табани, олабушки, латунчики, помазни. И ещё с десяток. Были они, эти блины, настолько вкусными, запашистыми, на молоке, на яйцах, жёлтые, пышные, ноздреватые. Испечёт их бабушка – аромат на весь дом расплывается.
   Дед, скрывая улыбку, всегда шутил:
   – Фантазёрка наша бабушка. А ты её больше слушай.
 
   Ну, слушай, не слушай, а дед сам такой. Сколько раз Лёшка ходил с ним в лес за грибами и слышал от него совсем не местные названия: горяшки, мочайки, сивульки, козёльчики. А чаще всё грибное семейство он называл одним словом: грибьё.
   От бабушки Лёшка вернулся довольный. Уже провожая внука, она шепнула: «Возьми-ка на мороженку».
   Только за воротами он рассмотрел, что сунула бабушка в карман куртки. Деньги. Тут и на мороженку хватит, и на шоколадку. Скоро у Иринки день рождения, вот и будет ей подарок.

***
   Будто выполняя Алинкино желание, уже на другой день повалил снег. С утра отец принялся разгребать дорожку у ворот, чистить двор. За завтраком договорились, что нынче горку будут строить за огородом. Там места больше, и склон хороший.
   В школу Лёшка летел на всех парусах. Они с Петькой и Владом договорились подтянуть по лыжам Максима. Команду надо формировать из сильных лыжников, а тот немного отстаёт. День прошёл как обычно в делах и заботах. По математике получил твёрдую четвёрку, по чтению – тоже. Елена Анатольевна даже похвалила за пересказ. И на вопросы ответил правильно. Максим согласился на дополнительные тренировки, а Петька сказал, что Костя Шутов хочет с ними заниматься.
   – Ну, это даже лучше. Будет запасным в нашей сборной.
   
   С девчоночьей командой проблем не было. Возглавляла её Иринка. Тут и сомнений не могло быть. В своём голубом лыжном костюме и белой шапочке она была необыкновенно красива. Даже на Снегурочку чем-то похожа. От неё не отставали Нелька и Нинка. Взяли в команду Снежану Рябову – смешливую девчонку, которая пришла к ним недавно. Хохотушка, каких свет ни видывал. Общительная и компанейская.
   После уроков к Щербинину подошли несколько ребят из третьего класса и попросились позаниматься с ними.
   – Пойдёмте, веселее будет, – заметил Винтиков. – На лыжне всем места хватит.

***
   Декабрь набирал ход. Ребята готовились к общешкольным лыжным соревнованиям, на носу у всех были полугодовые контрольные работы по математике и русскому языку. Вся школа жила ожиданием новогодних праздников.
   По традиции каждый класс должен был подготовить стенгазету, два художественных номера и инсценировать какую-нибудь сказку с новогодним сюжетом.
   Было решено придумать что-то своё, необычное. И такое, чтобы было сказочно, интересно, весело. Предложений было, хоть отбавляй.
   Девочки предлагали сценку, где главной героиней была Фея или Снегурочка, мальчишки хотели что-нибудь фантастически-инопланетное.
   Из класса доносился такой хохот, такой шум и гам, что завуч Валентина Николаевна заглянула проверить, не случилось ли что-нибудь из ряда вон выходящее.
   Щербинин и Винтиков продолжали заниматься подготовкой спортсменов. Теперь и девочки ходили с ними каждый день на стадион. Часовая тренировка давала шанс на победу…

***
   …С контрольными работами ребята справились неплохо. Правда, Митя Владимиров получил двойку по математике, но ему разрешили работу переписать. Четверть закончили успешно. Владик, Иринка и Алка вышли отличниками, десять человек – ударниками-хорошистами. Щербинин входил в их число. Ученики, у которых были тройки, обещали к концу года подтянуться.
   Лыжные соревнования четвёртый класс выиграл и получил переходящий вымпел.
   Разыгранное на новогоднем празднике представление вызвало восторг у всех зрителей. А Лёшка и Максим, которые играли роль инопланетных злодеев, получили приз зрительских симпатий…

Впереди были зимние каникулы…