Уважение человека в его руках

Ирина Христюк
Дипломант Международного литературного конкурса «Славянское слово 2019» в номинации "Проза", премия им. Василия Шукшина, Болгария.
Номинант 17-го Номерного конкурса Клуба Слава Фонда.
Специальный диплом Редакции литературного альманаха "Триумф короткого рассказа"
и Союза писателей Молдовы им. А.С.Пушкина "За креативность, жанровое и стилевое разнообразие".
Опубликовано в:
Альманахе Прозы. Финалисты конкурса «Славянское слово», 2019, г. Варна, Болгария;
Литературном Альманахе «Триумф короткого рассаза», № 2, 2020, Молдова.


                УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО РУКАХ

          Начиная от Пасхи и до сегодняшнего дня, во все воскресные и праздничные дни, бывая на богослужениях в храме, в записках за здравие, подаваемых батюшке, вместе с самыми родными и близкими людьми я записываю имена отца Меркурия и брата Николая, не будучи знакома с ними. Я никогда воочию не видела этих людей, но знаю, что отец Меркурий – монах кельи Святого Модеста на Афоне, где мой муж Валерий провёл две недели в молитвах и послушаниях по благоустройству храма кельи, а брат Николай – человек, благодаря финансовой поддержке которого муж сподобился побывать там. Брат Николай – уроженец Молдовы, в настоящее время проживает на Украине, в Одесской области.

          Недели две назад он позвонил. Предложил мужу встретиться, чтобы обсудить детали предстоящей поездки на Афон. Супруг пригласил и меня. Так я познакомилась с интереснейшим человеком, о котором хочу поведать тебе, мой дорогой читатель.
 
     * * *

          Мы приехали в Фалешты, один из районных центров Молдовы, что расположен в пятидесяти километрах от нас, в воскресенье, после обеда. Несмотря на то, что было начало ноября, стояла чудная погода. Ярко светило солнышко. Незначительное колебание воздуха и лёгкое тепло окутали нас сразу, как только мы вышли из машины, словно предвещая тёплую встречу.

          Ещё издали я заметила лёгкую, пружинистую походку уверенного в своей силе человека, одетого во всё чёрное: чёрные брюки, чёрный пуловер с надписью «Афон» и чёрная жилетка, подобная той, в которой ходят монахи. Это и был брат Николай, мужчина среднего роста и среднего телосложения, с открытым приветливым лицом, ясным взглядом карих глаз, в которых играл какой-то затаённый блеск. Взгляд скромный, но пристальный. Вокруг глаз – чёрные круги. На лице – радушная, едва заметная улыбка. Выражение лица – спокойное. Давно заметила, что те, кому довелось оказаться перед лицом трудностей, смиряются перед лицом жизни, обретая натуру более открытую, чуткую и спокойную. Добродушное лицо украшала густая, чёрная с проседью борода.

           Познакомившись, разговорились. Его манера общения спокойным, негромким голосом, время от времени поправляя курчавую бороду, и неторопливость в жестах располагали сразу. От него исходила какая-то необъяснимая спокойная мудрость.

           Брат Николай пригласил нас в своё родное село Хитрешты, что в десяти километрах от Фалешт, где при его финансовой поддержке, с божьей помощью и добровольном содействии земляков построен и освящён новый православный храм, возведена колокольня, освящение которой приурочено ко дню памяти Святого Великомученика Димитрия Солунского – престольному празднику и столетию села.
Спустя минут пятнадцать мы были на месте. Своим названием село обязано первому поселившемуся здесь выходцу из Каменец-Подольского района Украины по фамилии Хитрый, с добавлением на молдавский манер «-шты». Село маленькое (всего около двухсот дворов), входящее в коммуну Сэрата Веке Фалештского района. Была восьмилетняя школа. Недавно её закрыли и детей возят на учёбу в Фалешты. Но, как говорится, всякому мила своя сторона, а брату Николаю дорога та хатка, где родила его матка. И пришла ему идея построить здесь сельский храм. Вот что об этом он нам поведал:

        – Был я как-то у сестры двоюродной на посёлке сахарного завода. Сестра говорит: отвези, Коля, батюшку в соседнее село, Скумпию. Сел какой-то батюшка в машину, и я ему говорю: Отец, что за дело? В Хитрештах нету храма, хоть общину какую-то бы организовали, а то мы, как будто оторваны от Бога и живём без Бога. Говорил, говорил ему до самой Скумпии. А батюшка в ответ: это я ответственен за это село. Кстати, это было давно, и был это – батюшка Марин. Было это где-то в 2003-2004 году. Я и говорю: простите, батюшка, Вы, может, начнёте строить, а я как-то помогу. Бог так управил, что к сегодняшнему дню и храм стоит, и колокольня. Отец Виктор также присоединился к делу.
Так сложилось, что добрая половина моих родственников – адвентисты, которые засели в селе. На то время, когда мы храм ещё не начинали, их было за пятьдесят семей. Мощная секта. Братья и сёстры мои тоже были адвентистами, а я, мама и папа – православные христиане. Вот братья и сёстры говорили: давайте к нам. А дальше – больше. Когда родители умерли, они говорят: Николай, отдай нам дом, что отец с матерью оставили тебе. У нас в семье послушание на особом счету, мы всегда прислушиваемся к старшим. Ничего не подозревая, я отдал им дом. А они организовали там дом молитв. Как я горевал! Пол села перестали со мной здороваться, отворачивались от меня.
Очень горевали сектанты, когда мы храм начали строить. А когда Бог управил дело, и три года назад мы освятили храм, я спросил сельчан, как там наши адвентисты. Мне ответили, что остался всего один человек. Как говорится, нет худа без добра. После я выкупил свой дом у адвентистов, освятил его. Во вторник, шестого ноября, освятим колокольню и трапезную. Приглашаю и вас.

          Слушая его рассказ, меня, больше всего, поразило его отношение ко всему окружающему с чувством глубокой заинтересованности, внимания и заботы, беспокойства и неравнодушия, без какой-либо выгоды, прибыли, дивидендов и пользы для себя. Что это: знаменитое крестьянское терпение? Православная покорность и смирение? Святость?

          Десница божия, коснувшаяся его, как бы лишила его фамилии, каких-то званий и должностей, титулов и чинов, и даже пространства. Кажется, что он теперь просто человек, которому все люди – братия, и для которых он – просто брат Николай. Мы, люди обычные, может быть, и умствуем, а жизнь, по всей вероятности, совершенно проста: глядя на него, понимаю, что он счастлив от того, что совершает богу угодные дела совершенно бескорыстно. И я силюсь понять то необъяснимое и неуловимое, что знает один только Бог, – тайну бесполезности, порой, дел, никчемности поступков, суеты сует и в то же время значимости этого земного для нашей духовной и небесной жизни.

          А храм-то, действительно получился на славу. Красивое белое здание, заасфальтированная территория, вокруг высажены цветы. Даже маленький сад имеется. Красивые забор и ворота. При входе, слева, на постаменте – большое Распятие, у подножия – цветы.
Рядом с храмом расположено кладбище. Посещаемое родственниками усопших, оно являет собой приятную картину порядка: ухоженные могилы со скорбными памятниками, на могилах – цветы. Хороший, добротный забор. Справа от входа – длинный дощатый стол, по двум сторонам которого такие же длинные лавки.

          Перекрестившись и склонив голову перед распятием, мы направились к центральному входу храма. Войдя под своды новой обители, отмечаю красивое убранство внутри: иконостас, стены и купол украшают настенные росписи с библейскими сюжетами, канун с изображением распятия и рядами подсвечников. Основное убранство – иконы. Они для нас, верующих, – источник духовной поддержки и помощи, с ними можно разговаривать, общаться, делиться своими проблемами и ожидать духовного содействия и подсказки, как поступить. Среди них и особо почитаемая в этой церкви – икона Святого Великомученика Димитрия Солунского, привезённая братом Николаем из Салоников. Перед иконами – сверкающие чистотой подсвечники и лампады.
Красивы и добротны двери и окна с узорчатыми стеклами. Пол покрыт плиткой. 
Лучи заходящего солнца скользнули внутрь, заливая золотом строгость обстановки. И зачарованная скромной красотой храма, я задумалась о внутреннем убранстве храма своей души: Господи, вразуми, и дай ума и разума не способствовать его разрушению.

           Расставаясь с братом Николаем и пообещав приехать через день на освящение колокольни, я почувствовала огромное чувство уважения к этому скромному и благонравному человеку. Каждый смертный имеет свою цену. А его дела не имеют цены, ибо они останутся в памяти потомков на века: и в этом дивном храме, и в этой благолепной колокольне, и в этой красивой и удобной сторожке, и в храме на Афоне, и в храме Одесской области. Здесь его родная гавань, его пристань, а келия его – святая вера.

          Рано утром шестого ноября, накануне памяти Святого Великомученика Димитрия Солунского, престольного праздника и столетия села, мы приехали, как и обещали брату Николаю, в Хитрешты. Разделить радость праздника в этот светлый день пришли православные верующие села, дети сельского детсада, гости из Бельц и Фалешт. Божественную Литургию и чин освящения колокольни и сторожки совершил Его Преосвященство, епископ Бельцкий и Фалештский Маркелл. Его Преосвященству сослужили: протоиерей Марин – настоятель храма, протоиерей Виктор и духовенство благочинии, а также хор храма Петра и Павла города Бельцы.
И вот на храмовой колокольне раздаётся особый праздничный звон. И благовест, наполняя радостью и счастьем мир окрест, разнёсся по всей округе. И казалось, что освящается не только колокольня, а всё село: и люди, и воздух над селом, не знавшим до сегодняшнего дня ничего подобного, пропитывается верой и божьей благодатью. Первый за сто лет колокольный звон в селе! Я смотрю на выгравированные даты на колоколах, на радостные лица сельчан, мне передаётся их праздничное настроение, и от счастья слёзы на глаза наворачиваются. Я плачу от переполняющей меня благодати. Какое же это упоение быть сопричастным к такому великому народному торжеству!

          По окончании Богослужения Владыка поздравил присутствующих с освящением колокольни, храмовым днём и столетием села, отметив, что рад видеть на богослужении молодых людей и детей, призвал уделять внимание религиозному воспитанию в семье. «Без Бога не до порога», – напомнил он верующим. Особое место уделил и вопросу нарастающего раскола в православии, подчеркнув принцип соборности церкви, согласно которому множество верующих объединяется в одну общность – «Христову церковь на земле и небе, во времени и вечности».
В ответном слове отец Марин и брат Николай поблагодарили Владыку Маркелла за отеческую любовь и доброту, выразили признательность строителям и всем, кто оказал посильную помощь в возведении колокольни, и поблагодарили всех за молитвы и участие в торжестве.
Праздник продолжился общей братской трапезой.

          И очень хочется верить, что оставаясь верующими, мы, стоящие на этом празднике радости, жизнью своей «не сподобимся поваленным гробам, которые рассыпаются в прах при первом касании к нам малейшего искушения и испытания, а будем верить и доказывать всей своей жизнью, что Бог для нас – начало всех начал». (Не помню, к сожалению, кому принадлежат эти мудрые слова).

          Расставаясь с братом Николаем, автоматически окинув взглядом кладбищенские кресты, похожие на людей с распростёртыми руками, подумала: как же надо прожить на земле, чтобы спокойно и умиротворённо лежать в этом святом и чистом безмолвии?!
С возрастом начинаешь понимать, что с каждым прожитым днём ценность его растёт, как снежный ком. А для нас, верующих, конец земной жизни – смерть – является мерой всех наших дел и добродетелей.
И такие люди, как брат Николай, христианин чистой души, человек самых лучших устремлений, добродетельные качества которого приносят только благо, подпитывают ум и душу, служат примером для окружающих.
Права народная молва: нет худа без добра.

15 ноября 2018 года.