Урок пения-1. Отбор в хор

Анна Бахмат
      Пятиминутная перемена пролетела очень быстро. Раздался звонок. Он  был таким звонким, что мне  пришлось закрыть  уши ладонями.  Я торопилась быстрее прожевать  конфету «Золотой ключик», которой меня угостила моя подруга Вера. Ученики носились по школе, как угорелые, то и дело, сбивая друг друга с ног. Такое неудержимое поведение относилось лишь к школьникам младших классов. А те, кто был постарше, разгуливали по коридору, будто их и не касается, что был дан звонок и все должны были уже сидеть за партой. Но с каждой секундой становилось все тише и тише. Все двери в классы были закрыты,ученики разбрелись по классам.
 
Начались занятия.Мальчишки что-то бурно обсуждали, девчонки шептались. В класс вошёл учитель. Все притихли и разбежались по своим местам. Борис Захарович, так звали нашего преподавателя по пению, подошёл к своему столу.

-Здравствуйте ребята!-бодро обратился он к нам.

-Здрас..- ответили мы дружно. Преподаватель, улыбаясь, предложил нам садиться.  Он был сегодня в отличном настроении, впрочем, как и всегда. Я никогда не видела его хмурым и злым. Борис Захарович  был добрым и светлым человеком. За глаза мы все называли его "наш Борюсик".

Я не люблю усы! Вы спросите, почему? Когда я их вижу, то мне почему-то представляется на них всегда висячая лапша, стекающая на одежду. Б-р-р-р! Да и редко кому они идут, по моему мнению. О человеке не выбритом,  да и с усами тоже, у меня складывалось впечатление, как о неряшливом и ленивом. Я думала, что ему все равно, как он выглядит и не важно, что думают другие. Но тут был особый случай! Я не представляла нашего учителя без усов. Ни какой лапши на них не висело и ничего не стекало. Более того, они были густыми и красивой формы. Когда он задумывался, то пощипывал их у самого носа. А , когда лицо Бориса Захаровича сияло, излучая счастье, он поглаживая усы от носа к краешкам губ, подкручивал их кверху. Вот и сейчас, стоя перед нами, учитель весь светился и никак не мог оторвать руки от своего лица. Я терялась в догадках, что такое он нам сейчас преподнесёт?

-Ребята, у нас намечается грандиозное мероприятие. Чтобы оно прошло успешно, нам нужно выбрать певцов в общий школьный хор. Без вас никак не обойтись. Нас будет оценивать районная комиссия. Нужно постараться ради нашей школы. Ведь в ней  учатся самые хорошие и талантливые  дети. И будет не справедливо, если в районе об этом не узнают.

- А, можно мне  в хоре петь?- чуть ли, не перебивая, спросила я. Но Борис Захарович не расслышал, так как, скрипнула дверь,  в класс заглянул мальчик из выпускного класса.

-Борис Захарович, Прасковья Андреевна попросила вас срочно зайти к ней.

Прасковья Андреевна  -это наш директор школы и все ученики её боялись. Если видели, что она идёт по коридору нашей школы, все прижимались ближе к стенке, затихали и становились ангелочками. Да и кто, скажите,  не боится директора? Если что, то сразу пугают им! Отведём! Позовём! Доложим! И в одно мгновение всё становилось на свои места. Скорее всего и наши учителя побаивались своего руководителя. Им наверное периодически «влетало» за  наши все проделки.

-Кто дежурный по классу? Вот раздайте всем. Пока меня не будет, познакомьтесь с новой песней. Я вернусь, будем петь. У нас поджимает время. И, пожалуйста, чтобы было тихо. Не подводите меня.- тревожным голосом попросил нас Борис Захарович.
Учитель, пощипывая усы у носа, быстрым шагом направился к двери.

В классе зашумели. Мальчишки не очень обрадовались этому событию. Некоторые в штыки принимали урок пения и категорически отказывались петь. И если бы не оценка в конце четверти, которая могла испортить всё, они, наверное, вообще бы не ходили на пение. Другие, наоборот, радовались и любили, когда слышали звуки баяна. Ну, где, как ни на этом уроке, наконец- то ,приходило спокойствие. Не надо было стоять у доски, хлопать ресницами краснея, от того, что ты просто  не выучил уроки.
 
Пацаны все  расселись на задних партах, хотя им было сказано сесть в таком порядке, как на всех уроках. Но в итоге, им всё сходило с рук. Мальчикам было поставлено одно условие- сидеть тихо и не мешать остальным. Ребята всегда чувствовали  настроение Бориса Захаровича. Иногда они уводили его от темы, «заговаривали зубки». И наш любимый учитель с удовольствием рассказывал нам какую либо захватывающую историю. А потом, опомнившись, возвращались  к песне. Но было уже поздно. Тут же звенел звонок и мы, сломя голову неслись на перемену.

Но, когда нужно было серьёзно обратить внимание на какое либо мероприятие, наш учитель был настойчив и серьёзен. Его все слушались и боялись огорчить. Вот сегодня, как раз, и был такой момент, когда нужно более уважительно отнестись , как казалось тогда многим, к такому простому и ни кому не нужному предмету.

А вот для меня пение было самым лучшим и одним из главных уроков. Было бы моё право, я поставила бы его на каждый день в расписании. Но, к сожалению, проявить себя в пении мне представлялось один раз в неделю.

Ещё в начале учебного года, именно на пении, я заняла место за первой партой. Оно, к моей великой радости, было свободным. Учительский стол стоял напротив. Когда проходил урок, я была самой примерной, внимательной и заглядывала Борису Захаровичу  в рот, боясь что либо пропустить. Я очень любила петь. У меня была тайна, о которой никто не знал.
 
Дома у нас был шкаф, а внутри зеркало. Я его раскрывала и, наряженная  в мамины платья и шаль, приближала к своему рту палку от швабры и пела! Я представляла себя на сцене красивой, в народном сарафане и уже совсем взрослой тётей, лет двадцати. Рядом  обязательно стоял Борис Захарович и мне наигрывал на баяне красивую мелодию. Мне отчётливо представлялось, как зал притихал и внимательно слушал, я пела о России! И так красиво пела! Даже самой нравилось! Да и разве я могла по-другому?  Под  такую музыку невозможно иначе! Потом раздавались громкие аплодисменты, я представляла и благодарила своего любимого учителя. Ведь всё начиналось  с его уроков! А теперь я такая знаменитая, благодаря ему! Д-а-а-а!
Вот такая моя мечта- тайна, о которой я не говорила даже любимой подружке Вере.

Я всегда с нетерпением ждала, когда же наступит уже мой долгожданный час, когда я услышу звук дорого мне инструмента, как я буду стараться петь и правильно попадать в нотки. И когда Борис Захарович брал в руки  свой баян, меня охватывал восторг.  Я считала себя счастливой в эти минуты. Вот он, сладостный миг!

-Аня, ты о чём думаешь?- толкнула меня в бок моя одноклассница Валя Пилюгина -Читай! А то будем «бекать-мекать»!
 
Я быстро переключила своё внимание на тетрадный листок, на котором от руки  был написан текст песни. Прочла строчки из песни : - « Из чего же, из чего же, из чего же? Сделаны наши девчонки?». Это очень интересно, из чего же мы сделаны?

Я то знала ,из чего я сделана, это точно! В моей голове, например, всё время была какая-то неразбериха! На меня нападали всякие разные мысли. Они сначала вели ожесточённые бои между собой , за право занять почётное первое место. А потом, потихоньку  война стихала. Мои мысли каким-то непонятным образом выстраивались в рядочек, и ждали! Они ждали моего действия. Я тут же старалась быстрее схватить ручку и выплеснуть их на тетрадный листок. Но, когда мне по какой-то причине это не удавалось сделать, мои извилины копошились во мне и не давали покоя.  В этот момент я становилась невнимательной и отвлеченной от всего мира. Во мне был мой мир, личный. А когда я из него выходила, это означало, что в моей тетрадке в клеточку, становилось на одну чистую страничку меньше. Появлялось очередное моё стихотворение. Вот из чего я сделана, то есть, моя голова!
 
Надо же, как написано! Интересно, из чего же состоят  другие девчонки? Вот, к примеру,Люба Попова, из чего? Наверное, из ноток! Она у нас единственная, кто ходит в музыкальную школу, учится играть на пианино. Как бы я хотела ещё состоять и из ноток!  Я бы себе играла и пела песни на свои стишки!

Тут мои мысли снова оборвались. В класс вошёл Борис Захарович.
 
-Ну, что? Познакомились со словами? Правда, красиво написано? Вы согласны со словами? Как вам?- он смотрел прямо на меня и я кивнула в ответ головой. Но по моему растерянному взгляду он сразу понял, что до текста ни у кого не дошло дело.

-Валя, прочти вслух тест всему классу громко, запоминайте!

Борис Захарович взял инструмент и начал наигрывать. Когда был прочтён текст песни, моему удивлению не было конца! Вот это да! Надо же так придумать! Из конфет! Из мармеладок! А я тут со своими мыслями ношусь! Мне бы такое и в голову не пришло!  Любимый мой учитель стал играть громче и напористее, заглядывая нам в глаза. Он никогда не начинал сам петь песню. Он проигрывал один раз мелодию и на второй раз просил нас запевать.  Я сидела перед его носом и очень старалась!
 
-Из чего же, из чего же, из чего же? Сделаны наши мальчишки? - пела я вместе со своими одноклассниками.

Наш Борюсик кивал головой, это был знак, что всё правильно! Какая красивая песня! Мне так хочется её петь в хоре! Но только вместе с другими. Одна я бы не смогла. Моё стеснение меня подводило всегда.

-Аня, давай первый куплет, не громко, но внятно.Чего ты? Поём?-учитель вопросительно смотрел на меня.
 
Мои ноги потяжелели, щёки загорелись. Я встала и запела дрожащим голосом.Но меня будто бы кто-то схватил за горло и стал душить. Я раскашлялась.

-Всё, спасибо, присаживайся пожалуйста, понятно.

-Но я же не допела до конца чуть, чуть!- вдруг, прорезался у меня голос. Я готова была разреветься и стояла, как вкопанная.

-У нас мало времени, Аня, я не успею прослушать других и определиться со списком,- ответил мне Борис Захарович, указывая мне на моё место.

- Да, пусть она поёт, если хочет! - послышалось с задней парты. Мальчишки засмеялись.

-Обязательно споёт, на следующем уроке.

Мои одноклассники по очереди стали исполнять по две строчки из песни. Кто-то радостно и весело пел, а кто еле, еле, проговаривал чуть слышно слова. У кого-то вообще не на пение похоже было, а на мяуканье.

-Ну, что я вам скажу, ребята?  У меня есть уже наброски списка. Прошу потише вести себя сидящих сзади! Имейте совесть, хотя бы не мешать нам!- пощипывая усы около носа,сказал Борис Захарович.

Все сразу замолчали. Был оглашён весь список, в нём было  семь человек. Но не все из него имели желание петь в хоре, послышались недовольные реплики.
 
Может, я что-то пропустила? Ну, как же так? Я не верила своим ушам. В этом списке нет  меня? Я так старалась и была уверена, что меня выберут! Если бы они все слышали, как я пою дома, когда не стесняюсь! Как же обидно! Хотелось зареветь во весь голос! Как же я? Я глотала удушающую слюну. Стало понятно, что мой голос предательски удрал от меня , не перенеся позора.
 
Учитель что-то говорил о часах репетиций , о том, чтобы уже завтра выучили слова и ещё о чём-то. В классе было шумно. Многие сопротивлялись и придумывали разные причины, чтобы не идти в этот дурацкий хор. Только я сидела тихо, с трудом сдерживая слёзы, такая несчастная за первой партой. И ни кто меня не замечал. Я смотрела в окно. Ну, как же так! Ведь по пению мне не поставили ни одной четвёрки, только пятёрки! А тут, оказывается, я плохо пою! Вот возьму , сейчас разревусь на весь класс! Все перестанут галдеть и посмотрят наконец-то, на меня такую печальную.

"Возьмите её, возьмите, вместо меня", -закричат все!  Но я сдержалась, мне не удалось разжалобить своих одноклассников и любимого моего учителя, Бориса Захаровича.
 
Прозвенел звонок. Мальчишки со словами «Ура», удалились из класса. Девчонки спокойно и задумчиво  направились вслед за ними. Это был последний урок сегодня.  Счастливые избранные, а, может, и не так уж, пошли сразу на репетицию. А я взяла свой портфель и расстроенная , побрела на выход из школы по длинному коридору.
 
Надо же, утром на улице всё было веселее и прекраснее. Осенние листья были золотыми, а сейчас они какие-то блёклые и совсем не яркие. И что я хорошего нашла в этой осени? Почему я выбрала её любимой порой? Не очень понятно!

С этими мыслями я села на большой камень, достала ручку и написала на тетрадном листе:-

     « И вовсе осень не красива!
      А с утра, казалось, Диво!
      Как бы пела в хоре я!
      Но не выбрали меня!»

-Какая-то чушь получилась! - подумала я. Но, написав свои мысли на бумаге, мне стало на много легче.

-Я всё равно, буду петь в хоре!- уже более оптимистично выстроились мои извилины.

- Это я растерялась и у меня не получилось! Со мной всегда так бывает, когда волнуюсь. Вот, если бы я не одна пела, а с кем-то вместе, я бы не боялась. И меня услышали бы точно!
    
Я часто дома пела, когда полола сорняки на огороде или поливала овощи. И меня тётя Дуся, соседка, хвалила за красивый голос.

-ОЙ! Какой красивый листочек! И вот,и вот, тоже! Такой золотой и не выглядит несчастным, хотя оторвался от дерева! А, может, он просто не знает, что скоро высохнет или станет тёмным и не красивым  под каплями дождя? Но ведь я тоже не знаю, что будет завтра! А поэтому, есть вероятность, что всё сложится так, как я хочу! Не буду зря расстраиваться. Ведь это был только первый отбор. Ещё не всех прослушали. И я буду обязательно петь в хоре! Проявлю смелость  и на следующем уроке попрошу, чтобы ещё раз спела Борису Захаровичу. Он же сказал, что завтра! Сейчас приду домой, возьму грабли, буду сгребать опавшие листья около дома и  буду петь, буду учить песню!
 
В мою грудь влетел свежий поток воздуха и я с облегчением вздохнула, будто сейчас была решена самая главная моя задача.
 
Я вприпрыжку  поскакала домой. А под ногами шелестел красивый ковёр из золотых листьев.  Осень мне напевала мотивчик самой лучшей песни.

     -Из чего же, из чего же, из чего же, сделаны наши девчонки? Из….



******
Это было недавно, это было давно.События 1974 год.
*******
картинка их интернета