Максимов. Всё в прошлом. Описание картины

Мита Пе
"Жизнь моя, иль ты приснилась мне?" (с)

На первый взгляд картина изображает полную идиллию: ухоженную и упорядоченную  старость сельских обитателей. Барынька блаженствует в полудрёме, старушка-компаньонка-служанка вроде тоже неплохо себя чувствует: барыня ею накормлена, напоена, в кресло усажена, тепло укрыта, ножки на подушке, жизнь разлюли-малина. Барыня довольна настоящим, о прошлом не вспоминает, о будущем не думает, ей прекрасно здесь и сейчас. Унылый антураж вокруг (заколоченный  дом, засохший сад, проживание во флигеле) наводит на мысль, что  будущее барыньки финансово не подкреплено, а значит, не устойчиво и не радостно, но она, судя по её довольному виду, об этом не думает. За неё думает старушка-служанка.

Служанка, похоже, бывшая крепостная, после отмены крепостного права осталась у барыни в услужении, ей некуда пойти, своего же ничего нет, а здесь хоть в тёплом флигеле можно прожить! Только вот незадача, барыня стара и не приспособлена к жизни, помрёт без её заботы, и тогда у обеих не будет будущего. Невесть откуда набегут барынины родичи, усопшую похоронят, остатки имущества, и домишко-флигель в том числе, приберут себе,   а служанку за ненадобностью (стара уже!) выгонят - и лихо ей станет.

Картина "Всё в прошлом" небольшая (72 ; 93,5 см), поэтому очень советую, когда будете в Третьяковке, приблизьтесь к картине вплотную,  буквально ткнитесь носом  в лицо старой служанки и увидите её набрякшие веки, покрасневший нос, глаза, уставившиеся не в вязанье, а в пустоту.  А пустота – это и есть её будущее.
 
Максимов назвал картину "Всё в прошлом".  Посетители музея и любители живописи  западают  на название и начинают размышлять о прошлом этих двух женщин. А зачем размышлять о прошлом,  если оно уже прошло. У барыни прошлое  наверняка было обеспеченным и поэтому хорошим, да и у  служанки прошлое было неплохим: постоянная работа, еда, одежда, крыша над головой. Может, барыня и таскала её за косы, но ... бог с ней, зато при доме.

А сейчас  она  стара, силы на исходе, самой покой нужен, но надо продолжать трудиться, заботиться о барыне, чтобы, не дай бог, она-старушка-божий-одуванчик не отправилась в мир иной раньше времени, ведь без неё – конец! 

Вывод - картина Максимова не о прошлом и не о настоящем, она - о будущем, которого у этих старух нет. Всё, что было у них хорошего - в прошлом. И жизнь - в прошлом. Впереди - ничего. Потому и название у картины такое, потому и мудрая барынька улыбается (терять нечего), и старушка с чулком горюет (так и не пожила всласть!). Это у молодости  жизнь впереди, у старости всё в прошлом. У старости ничего нет, даже надежды.