Полтавский бой. заметки на полях

Ив Жовайр
 15.11.18

        Странное впечатление произвели на меня недавно  знакомые нам с детства строки пушкинской «Полтавы»:

И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает.
………
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
…….
Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.


        Я читал сегодня эти строки, и что-то мне мешало разделить, как в юности, с А.С. упоение этой романтикой великой битвы, восторг торжества русского оружия.
        Возможно, впечатление было бы иным, если бы во мне все еще существовала вера в то, что память об этом грандиозном событии и человеческих жертвах сохранится в веках.  Что напоенные восторгом победоносных битв русской армии эти гениальные строки Пушкина подтверждают судьбоносный смысл той битвы, строки, в которые будут вчитываться потомки наших потомков… Что жизни воинов были отданы за то, чтобы Россия оставалась сильной и независимой не год, не век, а навсегда!
        Но лишь вспомнить, лишь осмыслить, что человеческая цивилизация, -  пройдет какое-то время, -  и исчезнет навсегда … Исчезнет безо всяких следов своего существования!  Что обо всех грандиозных по человеческим меркам этапах нашей цивилизации – о возникновение разума на планете, об ужасах инквизиции средних веков, о так называемой эпохе Возрождения, или о нынешней - цифровой эпохе, -  никто во всей Вселенной, среди и иных цивилизаций, не вспомнит и не узнает... Когда мы это осознаем, то станет ясно, что оправдания этим убийствам не было. Что вместо той бойни стоило бы, раз уж мы появились на этой планете, - жить, стараясь по возможности не причинять друг другу страданий.