Безысходность

Магда Кешишева
    Как бессильны бывают слова.
    Каким громким бывает молчанье.
    Как кричит иногда слеза...
    Глаз безмолвное заклинание...
    Какой рваной бывает душа,
    И как долго срастаются раны...
    Как бывает слеза права,
    Как бывают слова бессильны!

   Эти горькие слова когда - то прочла я в интернете. К сожалению, автор пожелал остаться неизвестным. Сегодня мне вспомнились они и открылась истина: при всём богатстве русского языка - "великого, могучего, правдивого, свободного"- есть ситуации, когда слова застревают в горле... Не могут они, бывает, ни утешить, ни успокоить, ни надежду подарить...

   Какая это была семья! Их было трое - мать, отец и сын, и  никогда никто не унывал, не сердился, не создавал проблем. Жила семья скромно, но, замечательная хозяйка мама, хохотушка и шутница, и мастер на все руки папа, обеспечивали уют и душевный покой. Я была дружна с Аллой, навещала её, с удовольствием общалась со всеми членами семьи.

   В тяжёлые 90-е сын Сергей, закончивший политехнический институт, не мог найти работы. Алла, кандидат наук, работала в одном из НИИ за смешную зарплату,  Олегу приходилось подрабатывать, ремонтируя электроприборы. Сын принял решение уехать на заработки, надеясь на удачу, которая поможет поддержать родителей.

   Приехал молодой человек в Китай, устроился, нашёл работу. Через какое - то время стал помогать родителям. Они волновались за него: где спит, что ест, с кем общается, что за работа у него... Но Серёжа, крепкий от природы, здоровый, коммуникабельный, часто звонил, бодрым голосом уверяя, что всё хорошо. 

   Родителей беспокоило, что их 28-летний сын не женат: хотелось внуков понянчить. Осторожно они намекали парню, что всех денег не заработать и надо подумать о создании семьи. Он соглашался, но всё откладывал.
   Тем летом он приехал к родителям с приятной новостью: сын собирается жениться и поехать с женой в... Испанию. Отец со смехом спросил:
 - На ком, сынок, женишься, на китаянке?
 - Нет, папа, на Рите...
 - Какой Рите?
 - Моей однокласснице, которая вам с мамой так нравилвсь.
 - А ты, что, поддерживал с ней отношения?!
 - Да, все годы.
 - Ну, партизан! Я рад ... хорошая девочка.
 - Теперь так: сегодня понедельник, в субботу идём к Рите и официально просим её руки. Мама, управишься за четыре дня?
 - Для такого дела, сынок, конечно, управлюсь. Основное - кольцо с рубином - есть, коньяк и бонбоньерки с папой купите, а фрукты - моя забота.

   Так как молодым надо было лететь в Испанию, всё организовали быстро и красиво, и через 10 дней сыграли свадьбу. Родители Риты знали Сергея со школьных лет и спокойно отпустили дочь, которой - они в это верили - с Сергеем будет комфортно и надёжно.

   Через год у молодых родилась дочь, которую Серёжа назвал Аллой. Счастливая бабушка осторожно спросила, не обидится Вера, что не её именем назвали? Сын засмеялся и очень уверенно ответил:
 - Мама, через полтора года родим сына, и назовём Максимом в честь папы Риты. Так что всё нормально, мамуль, не бери в голову.

   Знал Серёжа, что обещал: родился сын, назвали Максимом, все были счастливы.  Огорчало бабушек и дедушек то, что внуков они видели только по компьютеру. Но приехать молодые не могла, т.к. надо было закрепиться в стране, сделать это по закону, легально. Естественно, требовалось время и средства.
   Сколько раз я говорила Аллочке, чтобы они с Олегом поехали к сыну! А она всё время твердила одно:
 - Не люблю я вояжи, не люблю, подожду, пусть сами приедут.
 - Алла, кто тебе вояж предлогает?! К сыну поезжай, внуков повидай. Пойми, это же кислород, на 10 лет помолодеешь.
 - Нет, не могу, да и у Олежки ноги плохо ходят. Не пойму, как ты можешь каждый год океан перелетать?
 - Аллочка, перелетаю, потому и могу. А, как иначе?! Я тоже по компьютеру общаюсь, но не могу я не видеть вживую дочку, зятя, внуков.

   Шли годы и ничего не менялось. Серёжа не мог приехать, дети подросли, Аллочка уже в школу пошла, Максимка по скайпу рассказывал о себе, хвалился знанием испанского.
   Летом 1918 года, собираясь в очередной раз к дочке в штаты, позвонила я Алле, спросила о детях, попрощалась.
   Через пару дней после возвращения, собралась навестить Аллу, но, хлынувший неожиданно дождь, разрушил мои планы. Решила позвонить, поговорить. Набираю номер  телефона и предвкушаю услышать Аллочкино звонкое "Алло!" Трубку подняли после четвёртого звонка, и тихий, бесцветный голос, в котором я с трудом узнала Аллу,  произнёс  "алло".
 - Аллочка, ты что, больна? Почему такой голос?
   В трубке послышался  тяжёлый вздох, всхлипывания:
 - Я ... сына ... потеряла...
 - Ой, - крикнула я.
   В трубке раздались равнодушные гудки...

   Прошла неделя, а я не знала, что делать. Пойти... выразить соболезнование...
 как это сделать... спросить ... как случилось такое... Молодой, здоровый, что произошло? Наверное, несчастный случай, авария, автокатастрофа... Такие мысли приходили в голову, но не было сил навестить Аллу и Олега.
   Неожиданно столкнулась с Олегом в дверях аптеки. Мужчина изменился до неузнаваемости. Обнялись... помолчали... Осторожно тронув Олега за руку, я спросила:
 - Олег,... я понимаю, как тебе тяжело... Даже лишнее говорить, что я переживаю также, как вы. Но ... как... что произошло?
 - Понимаешь, у Серёжи была опухоль... А он молчал... Даже Рите не сказал... не хотел, чтобы она переживала... Всё сам... один... А в тот день он вдруг, упал в ванной... На шум побежали ... он лежит... белый ... тяжело дышит... и повторяет:
 - Простите ...  меня ... я вас очень люблю ... Маме ... позвони...

 - Олег, когда это было?
 - В субботуу будет 40 дней, приходи... я должен был тебе позвонить завтра.
 - Конечно, Олег, конечно, дорогой.
   40 дней... надо идти, но... Как я подойду к Алле, потерявшей смысл жизни... К той веселой оптимистке, которая и жить не хочет... И пришли на ум женщины, которым выпала самая страшная, самая несправедливая на свете участь - хоронить собственного ребёнка.
   Эдит Пиаф, никому ещё не известная, потеряла дочку, единственную нить, которая давала ей силы жить. Подруги, такие же необеспеченные и несчастные, как она, собрали деньги на гробик ребёнку. Но недоставало 10 франков. И, убитая горем маленькая женщина, в длинном пальто с дранными локтями, идёт по ночному городу, не понимая, куда, зачем... Вдруг она слышит:
 - Сколько стоит твоя любовь, малютка?
   Стоит перед ней высокий мужчина и насмешливо улыбается - он принял её за проститутку. В другое время она бы стала ругаться, хлестать мужчину по щекам, но сейчас, полная отчаяния и ужаса, она подняла глаза, сказала - "10 франков" и заплакала. Мужчину расстрогал вид Пиаф, её слёзы, мизерная цена. Он привёл её в гостиницу, узнал её историю, дал денег, ничего не требуя взамен...

   Другая мать, простая крестьянка, проводила на войну 9 сыновей, и никто не вернулся с полей войны. О МАТЕРИ снят фильм, который в 1968 году взял первый приз в Монте - Карло. В фильме звучит голос матери:
 - Все сыны идут, а моих нет и нет... Как бы тяжело тебе ни было, ты вспомни обо мне, и все твои беды покажутся тебе не такими страшными.

   Прости меня, великая женщина - не утешит ни одну мать рассказ о том, что такое же горе пришлось испытать и пережить ещё кому - то.

   Единственное, что можно сделать, - сесть рядом, обнять за плечи, согреть своим теплом и помолчать... Сил вам, дорогие Аллочка и Олег...