Рейс длиною в жизнь стр. 79

Наталья Якубович
      
В разгар лета билеты на самолёт достать было просто невоз-
можно. В аэропорту Владивостока скопилось много пассажиров,
с телеграммами на руках, свидетельствующими о трагедиях в их
семьях в дальних городах. Но, даже они по пять суток не могли
вылететь, чтобы отдать дань памяти родственникам.
Нам с Сашей пришёл на помощь военный комендант желез-
нодорожной станции Владивосток. Переговорив с военным ко-
мендантом аэропорта, нас первым же рейсом отправили в Омск,
где мы приземлились через восемь часов. Аэропорт в Омске на-
ходится в 7-10-и минутах езды от моего дома.
Приехав домой, я рухнула в кресло, совершенно не понимая,
что мне делать, с чего начинать подготовку к похоронам. Я на-
брала номер телефона начальника депо, Ларина Владимира Ми-
хайловича, который быстро взял ситуацию в свои руки. «Начинай
с кладбища. Определись, где и когда будешь хоронить. Осталь-
ное пусть тебя не волнует. В депо уже сделали гроб и памятник.
Людей, машины и автобус – всё это я организую, поминки будем
справлять в нашем кафе», – сказал мне начальник с огромной те-
плотой и заботой в голосе.
Нет, не зря, за глаза все работники депо называли и называют
начальника депо папой Лариным. Всем, кто приходил к Владими-
ру Михайловичу за советом, с просьбой о помощи, он никому не
отказывал. Никогда не был равнодушным к бедам своих работни-
ков. Всегда помогал, чем мог.
Саша Ковригин съездил в военкомат, где ему сказали, что хо-
ронить маму будут курсанты военного училища, с почётным кара-
улом и оркестром. К вечеру в моём доме собралось много народу:
моя подруга – Тоня Кострицына с мужем, секретарь начальника
депо Силантьева Елизавета Владимировна, Валера – моя первая
любовь, со своей женой Еленой и многие-многие другие.
Похоронили маму 3-го июля. На похороны приехали началь-
ники поездов, нарядчики, инструктора, начальник отдела кадров,
проводники, родственники моего любимого Степанова, которые
по стечению обстоятельств переехали в 1985-м году в тот же дом,
что и я. А моя дочь и двоюродная сестра Володи, Наталья Кузне-
цова, оказались в одном классе, и стали подругами.
Поразительно то, что даже дачные участки у нас расположе-
ны в одном садоводстве, недалеко друг от друга.
Соседи удивились, что на похоронах было столько много лю-
дей из депо. Те, кто мало знал маму, спрашивали: «Она что, в депо
работала?» И были изумлены моим ответом, что мама никогда не
была железнодорожником, а была военным человеком.
Конечно же, маму знали на моём предприятии! Знали и пом-
нили её, и Нина Сергеевна Писчасова, и её супруг Николай Фё-
дорович. Они, когда приезжали к нам в гости, часами сидели у
кровати моей мамы и вели задушевные беседы. Знали её и многие
проводники, начальники поездов, часто бывавшие у меня в го-
стях, и советовавшиеся с мамой по многим вопросам. Мама была
не просто мудрым советчиком. Она обладала необыкновенной
интуицией, частичка которой передалась мне. Умела слушать и
слышать. Казалось, что неразрешённые житейские ситуации, в
которых оказывались мои друзья, превращались в мелкую пыль,
после того, как моя мама находила слова утешения.
Не обошлось без мистики на похоронах. После того, как зву-
ки оркестра смолкли, батюшка, выезжающий каждый год с нами
к месту катастрофы, на 1710-й километр, отец Виталий, разма-
хивая кадилом, от проезжей части дороги спустился на дорожку,
ведущую к нашей траурной процессии. То, что увидели все, про-
вожающие маму в последний путь, поразило и изумило одновре-
менно. Курсанты замерли от удивления, и на всё происходящее
смотрели, затаив дыхание. Казалось, отец Виталий не просто шёл
по земле, он парил над землёй так, будто невидимая сила подняла
его, переместив на несколько метров по воздуху.
После того, как батюшка закончил отпевать маму, неожи-
данно пошёл сильный дождь. Все стоящие вокруг, промокли до
нитки. Лишь над мамой, словно кто-то незримый растянул плащ,
дождя не было. И только две капли дождя упали на веки мамы,
скатываясь по щекам, как две большие слезинки.
В кафе депо, куда после похорон все поехали на поминки, нас
ожидал накрытый стол, который заботливо приготовили, ставшие
нам уже такими родными, семейная пара – Ирина и Дмитрий По-
ходенко.

продолжение следует