Зимой на Денежкин. Часть 2

Анатолий Емельяшин
               Начало: http://www.proza.ru/2018/11/13/62

               Первый зимний категорийный маршрут. Денежкин Камень, ноябрь 1966 год. Часть 2
               Фото: вместо снега обледенелый «шкуродёр»

          Утром бежим к конторе, грузимся в тентованный грузовик и покидаем цивилизацию. Долго трясёмся по лежнёвке замёрзшего болота, колдобинам гравийных и каменистых дорог, проклиная и создателей автопрома и даже изобретателей колеса. Наконец, после долгого пологого подъёма нас выгружают: приехали. 

          Машина уходит дальше на лесосеки, а я сверяю свою схему с местностью и никак не могу понять где находимся. Кругом лес с густым подростом, восточней лежит низина, откуда приехали, на запад по плоскогорью уходит просека-дорога. На горизонте, в створе просеки маячит заросшая лесом гора. Угадывается, что просека пару километров до этой горы идёт по заболоченной тайге.

          Ругаю себя: "Постеснялся, дурак! Не спросил водителя, где находимся! И вот гадай теперь, куда же нас завезли?».
          Мои спутники такими переживаниями не загружаются – уверены, что «Вожак» всё знает и всегда всё могёт. А вожак-то представляет этот Журавлиный камень только теоретически, по описанию в книге. И на его рисованной схеме этот хребтик выглядит как отрог Денежкина с тремя точками вершинок, отделённый от основного массива чёрточкой реки Щарп.

          Наконец сориентировался. Высадили нас севернее Журавлиного камня, на просеке – северной границе бывшего заповедника. Своротка на кордон Шарп осталась километрах в шести сзади. В подтверждение находим невдалеке и столб с проржавевшей табличкой «Заповедник Денежкин камень».
          От указателя на хребет Журавля идёт просека – похоже, это восточная граница заповедника. Решаем идти по ней, – она должна южнее пересечь шарпинскую дорогу вблизи кордона. Тут же подрисовываю свою схему, Наношу и точку пересечения просек и характер рельефа и растительности вокруг. И ещё азимуты на все видимые отсюда вершины, – это для дальнейшего уточнения всех ориентиров. С каждой дорисовкой схема становится всё более информативной.

          Карто-схему района я начал рисовать ещё в летнем походе. Вначале скалькировал с карты геологов речную сеть и частично рельеф (по толстым горизонталям). Это было ещё на второй день того похода, когда причалившие у нашего бивака геологи послали ходоков в несуществующий магазин деревни Тонга (тоже уже нежилой), а я часок возился с их километровкой.
          Потом нанёс тропы по которым поднимались вверх по Сосьве, избы на пути, ручьи, болота и прочие площадные и линейные ориентиры.
          Кое что дорисовал со слов геологини в Сольве.
          Что-то помог привязать к схеме Сергей Аликин на Кутиме. В частности, западную границу заповедника, примерно северную ("Широкую Грань") и все истоки и притоки Кутима. Так что схема моя была сейчас уже о-го-го!

          Привязываем лыжи «вертолётиком» и лезем в гору по этой грани.  Мелкорослый лес, а больше кустарник среди замшелых камней и скальных гряд.    Местами просека  превращается в узкую визирку или совсем исчезает. Только редкие затёсы различимы и помогают выдерживать направление. Ясно, что по этой "Грани" не ходили ни егеря, ни научные работники.
          Среди каменных глыб заросли брусники с подмороженными гроздьями ягод. Кто их здесь будет собирать? А мы лакомимся, рискуя застудить горло. Вкуснятина!
 
          Траверс трёх вершин Журавля занял целый день и только в сумерки вышли на дорогу, где стоит такой же столб с указателем. Жестяная таблица на столбе зияет множеством дробовых пробоин, краска осыпалась и надпись только угадывается. Предыдущая табличка была в таком же состоянии.
          Заповедник прикрыт всего пять лет назад, но даже память о нём стирают(и расстреливают) безмозглые местные охотники.

          Много лет позже я узнал, что от места где нас высадили к кордону на Шарпе у западного подножья Журавлей идёт хорошая тропа. Переход по ней занял бы у нас не более 1,5-2 часа по почти ровной местности. Водитель, видимо, это знал, почему и высадил нас в этой точке, зная, что нам нужно на кордон. А я не расспросил его и повёл группу по просеке через три вершины увала и потом ещё два километра по дороге вдоль Шарпа.
                Продолжение, Ч-3:  http://www.proza.ru/2018/11/15/65