97. Барышня-крестьянка

Ольга Кузнечик
Не так давно довелось увидеть икону, написанную в честь некоторых святых, но приуроченную к такому спорному событию, как отмена крепостного права.

Божок Всеобуч в свое время подал двойственное отношение к этому вопросу: во-первых, что это невероятно круто, что это торжество равенства и братства, и так далее, а во-вторых, что это - полная, простите, херь (есть такая буква в славянской азбуке), ибо - ну, блин... Что такое "десятилетка", если не крепостное право? Тем более, в мои годы обучения вопрос о смене школы на какую-то другую, а не "по месту прописки" почитался верхом неприличия.

То есть, идея крепостного права рассказывала мне о том, как было правильно, что ее отменили, и что ее отменили в отношении крепостных крестьян. Ну и - как правильно, что она, идея крепостного права, ныне торжествует повсюду: в детском саду, в школе, в институте, в Трудовом Кодексе, да, собственно, попробуйте выбить своей новопреставленной бабушке место на кладбище где-нибудь ну уж не в Москве, но хотя бы рядом с дедом, похороненном в Вятке (если жила она, скажем, в Иваново).

Это двойственное отношение, сформированное школой, вдруг "активизировалось" странной иконой, на которой затейливой вязью написано: "По случаю отмены крепостного права, год такой-то, город такой-то".

Что это?
Угодничество перед Самодержцем, продвинувшем изменения в закон земной?
Попытка смириться действием с такими, не побоюсь этого слова, глобальными изменениями (глобальными - потому что миллионы людей вскрикнули одновременно - кто-то радостно, кто-то горестно, кто-то с облегчением, но - миллионы людей всколыхнулись, реагируя на произошедшее, в том числе и в Европе, и в Америке и даже, наверное, в Новой Зеландии что-то почувствовали).

Ведь сказано же - не бегайте из города в город, не ищите Бога вне себя, не ищите покоя от перемены внешних обстоятельств, раб - терпи господина своего, если он Божий - получишь вознаграждение и от Бога, и от господина, если не Божий - вдесятеро воздаст Господь за терпение, а тут...

Власть мирская взяла, да и отменила "терпёж" миллионам людей. Казалось бы - ну, богоборческое действо, отличающееся по сути от революции-1917 только "тихоомутностью" произошедшего, когда "тихой сапой, в тихом омуте черти водятся" - бескровная революция, подспудная, с тайным врагом, против которого не помашешь саблей, потому что - а куда махать-то? Вот, были у тебя крепостные, была уверенность, что весной есть кем пахать и сеять, осенью - есть кем убирать, и никуда они, работники, не денутся, только давай им жить, не гноби безрассудно, не кобенься положением дворянским, и будет благо! Поддержка - и от земной власти, и от церковной. А тут - опа! - и все, амба. Нету работников. Точнее - работники есть, но...

"Но"... Дельта свободы. От нормальных хозяев нормальные работники и не побегут. От ненормальных хозяев - нормальные побегут. От нормальных хозяев - ненормальные работники побегут. А "взаимно-кроткие" останутся в заповедях, но...

Но - появилась возможность. Соблазн. Там, где есть соблазн - есть и соблазнители. Как родился лозунг "землю - крестьянам"? Не истину ли рассказывал Божок Всеобуч об истории революции - "из искры возгорится пламя!"?

А тут - икона... Что характерно - дожившая до наших дней, не уничтоженная, выдержавшая испытание антихристово, и живущая в действующей церкви, не поруганная местом жительства "картинная галерея".

Безумие для эллинов - как в бинарную логику вместить столь противоречащие факты? Из искры "отмена крепостного права" возгорелось пламя богоборческой революции, но, блин, искра, оказывается, это "хорошо, и хорошо весьма"?

Скандал для иудеев - что, в мире существует что-то, что не находится во власти Бога? У мира вдруг стал какой-то другой хозяин? Особенно после того, как Иисус Христос искупил людей Своей Кровью? После того, как и дьявола победил, и смерть?

Парадоксы, развивающие то, что у Стругацких названо "третьей импульсной" - зла не существует, как действующей категории, есть "пустотки", места отсутствия Бога, и это суть зло только в силу того, что в этих пустотках нет добра. Любви. Красоты. Терпения. Прощения.
В отмене крепостного права - не было этого всего? Да как же, не было - было! И любовь, и терпение, и прощение.
В революции-1917 - не было этого всего? Так она и затеивалась ради огромной любви к людям. Не ко всем, правда, только к страждущим и обремененным...

Парадоксы, граничащие с ересью: Бог Слово. Это означает, что Его Слова - каждое! - содержат в себе и весь Закон Ветхий, и весь Закон Новый: страждущие - ради Господа, а Он велел не сопротивляться злу насилием. Обремененные - крестом Господним, а Он отдал Себя на распятие.

Ересь - это всегда опровержение утверждения: "Бог - Слово". Точнее - попытка опровержения, ибо мир прекратит свое существование, но ни одна черта из Закона не изменится: еретики могут болтать сколько угодно, силу словам подает только Бог Слово...

Однако к иконе.
Наверное, икона, посвященная отмене крепостного права, это "твердая молитва", застывшие слезы, молчаливый крик: "все святые, молите Бога о нас"...