статья о русском эмигранте, актере Борисе Путята

Андрей Николаевич Титов
Борис Путята: «Я русский, играл на русском …»

После Октябрьского переворота 1917 года и гражданской войны из России уезжали многие представители русской культуры и творческой интеллигенции. Уезжали налегке, оставив большевикам все имущество, уезжали в никуда. Потом разбрелись по всему миру, многие из них внесли свой заметный вклад в науку, образование и культуру тех стран, которые стали приютом для эмигрантов из большевистской России. 
Глубокий след в истории словенского драматического театра оставили Борис Владимирович Путята. К сожалению, о нём сохранилось мало сведений, не осталось современников, друзей, родственников, но можно с уверенностью утверждать, что Борис Путята — это человек с интересной биографией и незаурядной творческой судьбой.
Из скупых исторических источников мы узнаём, что Борис Путята родился в 1871 году. Интересно, что по одним источником место его рождения – швейцарский город Монтр;, по другим – Москва.
Известно, что отец Бориса Путяты – Владимир Иванович Путята был талантливым актером московского театра, скончался в 1880 году от отравления свинцовыми белилами.
Для матери Бориса Раисы Васильевны Путята (позднее Путята-Кершбаумер) это был ранний и неудачный брак. Раиса происходила из старинной дворянской фамилии Шлыковых. Семья помещиков Шлыковых проживала в деревне Дубки Одоевского уезда Тульской губернии. О двух дочерях помещиков Шлыковых, Раисе и Виргиние, известно, что они «/…/ были барышни весьма любознательные, «способные, и восприимчивые…имели пытливый ум… и склонность к наукам».
В браке с Владимиром Путятой Раиса родила трёх сыновей. В 20 лет, она оставила детей матери и вместе сестрой уехала в Швейцарию получать медицинское образование.
«В 1873 году Раиса, оставив на попечение родителей троих сыновей от раннего и неудачного брака с В. И. Путятой, вместе с Виргинией уезжает в Швейцарию /../ На Аделаиде Алексеевне (мать Раисы – прим. автора) лежали заботы и о сыновьях Раисы, внуках Всеволоде, которого она называет Лодей, Борисе и Николае, которые с малолетства находились на ее попечении».
В Швейцарии судьба Раисы сложилась более. Чем успешно, она закончила медицинский факультет университета в Цюрихе, защитила докторскую диссертацию по офтальмологии, добилась разрешения на врачебную практику в Австрии.
«Следует признать, что первой женщиной ученым-офтальмологом в полном смысле этого слова в России была Раиса Васильевна Путята-Кершбаумер, заслуги которой по достоинству никак не оценены. Эта еще одна русская женщина, которой вправе гордится наша наука. Между тем в отечественной медицинской литературе о ней нет ни одной работы.
Некоторые дополнительные сведения удалось получить из канцелярии ректората Бернского университета, откуда на запрос было любезно сообщено, что Раиса Путята, 1853 года рождения, из Москвы, прибыла на медицинский факультет Бернского университета 15 октября 1873 г. Степень доктора медицины ей была присуждена 7 мая 1876 г. Она защитила диссертацию «Саркомы лимфатических желез», ее референтом был профессор  Лангганс. Следовательно, Раиса Васильевна окончила университет в возрасте 23 лет».
На вернёмся Борису Путяте. Неизвестно, почему в словенских источниках нет ни слова о его матери, почему он указывал местом своего рождения Цюрих, почему говорил об отце как о литовском князя, который отказался от всех титулов и стал актёром. Остаётся только предполагать, что, выросши без матери на попечении бабушки, он пережил травму и не хотел упоминать об этом своим друзьям и современникам в эмиграции.
По публикациям о Путяте в Словении известно, что Борис закончил гимназию, получил сначала военное, а потом и юридическое образование, закончив юридический факультет Московского Университета.
До Русско-японской войны Борис Путята был одним из выдающихся адвокатов в Москве, однако, следуя по стопам отца, предпочел солидной карьере судьбу актера. По воспоминаниям современников «он сменил профессию адвоката из-за любви к красивой женщине».
Возможно, что это было начало отношений с Марией Наблоцкой, которая оставила мужа и детей, уехав из Москвы играть на подмостках провинциальных театров, а позднее по приглашению Путяты приехала к нему в Любляну. Но это только предположение.
В начале века имя Бориса Путяты появляется на театральных афишах Николаева, Винницы, Брест-Литовска, Тифлиса. Актер успешно выступал в амплуа «первых любовников». Играл в труппе известного театра Ф. А. Корша и в Харьковском театре Синельникова, прославившихся своими театральными новаторскими постановками в России.
В 1914 году Путята был призван в действующую армию как кадровый военный, получил ранение, после чего демобилизовался и вернулся в театр.
Большевистские преобразования в России заставили Путяту покинуть Россию. В 1920 году пароходом из Севастополя он уехал сначала в Константинополь, потом эмигрировал в СХС (Государство словенцев, хорватов и сербов) и обосновался в Любляне, куда попал, выступая в составе актерской труппы Муратова.
За почти 5 лет жизни в Любляне Борис Путята достиг невероятных успехов: своим многогранным талантом он оказал значительное влияние на словенскую театральную сцену и вошёл в историю словенского театра. По свидетельствам историков свои первые роли в Люблянском драматическом театре Путята исполнял на русском языке, позднее он выучил словенский и сыграл более 20 ведущих ролей в различных спектаклях уже на словенском языке.
Критики отмечали прирожденный актерский талант, широту души и высокую образованность Путяты.
Борис Путята играл в постановках мировой классики и русской классической драматургии, а также в пьесах национальных авторов. Люблянским театралам он запомнился по ролям Фигаро (Бомарше), Сирано де Бержерак (Ростан), Мадам Санс Гекне (Сарду). Его типичными ролями были Отелло, Цезарь, Рогожин, Вронский, Каренин, Джерони Пантич.
Театральные роли Бориса Путяты были разноплановые, характерные и запоминающимися взыскательной словенской публике: старый студент - «Гаудеамус» Л. Андреева, Гастон - «Дама с камелиями» Дюма-сына, Густав Гейнк - «Концерт» Бара, Болингброк - «Стакан воды» Скриба, Корней - «Черная Пантера и Белый Медведь» Винниченко, Паратов - «Бесприданница» Островского, Аполлон Мурзавецкий - «Волки и овцы» Островского, Звездышев - «Плоды просвещения» Л. Толстого.
Борис Путята остался в истории словенского театра не только как блестящий актер, но и как режиссёр, наставник и воспитатель молодых актеров. Известно, что для них он начал писать книгу, но, к сожалению, её закончить не успел.
Словенцы с восхищением внимали опытному представителю одной из самых известных театральных школ. Именно с приходом Путяты на словенских театральных подмостках появились пьесы Достоевского, Чехова, Гоголя, Толстого без которых уже немыслим театральный мир.
Как режиссер, Путята поставил в Любляне спектакли «Идиот» по роману Достоевского, в котором Наблоцкая играла Настасью Филипповну, а сам Путята – Рогожина; «Село Степанчиково» по повести Достоевского; «Анна Каренина» по роману Толстого; «Вишневый сад» по Чехову; пьесы Гоголя и несколько современных французских комедий.
По мнению театральных критиков и историков Борис Путята привнес в молодой словенский театр 200-летнию культуру русского театрального искусства.
Словенский писатель Юш Козак утверждал, что Борис Путята «распахнул нашему театру окно в большой мир». Такого же мнения придерживается и историк П. В. Борисов, который пишет, что Путята «на развитие Люблянского драматического театра оказал большое влияние, режиссировал также классическую и модерную комедию. Помог художественному развитию и воспитанию Люблянского драматического театра».
Один из самых известных и почитаемых поэтов Словении Отон Жупанчич высоко отзывался о Путята «как о словенском режиссере и словенском артисте». А по мнению словенского поэта и драматурга Павла Голия Путята – это «мастер искусства по милости Божией, знает как совершенно слиться с играемой им ролью, мастер, владеющий исключительно богатой пластикой, дикцией, вокалом».
Известно, что умер Борис Владимирович Путята в возрасте 53 лет от рака в русской больнице в Панчево под Белградом (Сербия) 8 апреля 1925 года.
По свидетельствам современников в своем последнем выступлении 14 марта 1925 года за 26 дней до смерти он уже чувствовал, что уходит. Его последней ролью стала роль Улрика Бренделя в пьесе «Росмерcхольм».
Ф. Липах в некрологе вспоминает, что получил эту роль, в связи с болезнью Путяты, поэтому обратился к нему за текстом. Вот как он описывает их встречу:
«Я знал, что Путята сидит в гримёрке, знал, что «забираю» роль у тяжело больного человека, поэтому путь до гримерки был для меня тяжёлым и долгим. Вступив в комнату, я увидел Путяту, сидящего в гриме перед зеркалом с лицом, искореженным болью. Вглядываясь в свое отражение, он как будто спрашивал: «Знаю, знаю, только когда Бог мой?»
На мой приход он обернулся легко, по-актерски, по-французски, по-путятовски, в миг прогнав тяжёлые мысли, элегантно подал мне руку и улыбнулся:
— Вот как, роль? Ты будешь играть, черт тебя побери?! …
/…/
- Да, господин Путята … - я не мог продолжать. Чтобы избежать неловкости, спросил:
- Уезжаете в больницу?
- Да, попробую полечиться. Там хорошие доктора …
Он долго смотрел на меня, мы оба молчали. Наконец на глазах Путяты появились слёзы. /…/ На миг мне показалось, что вокруг нас больше не было гримерной и театра. Я не находил слов … Он тоже. Молча достал из кармана текст и дал мне его. Молча мы пожали друг другу руки. 
Выходя из гримёрки, я почувствовал себя вором, который обокрал Путяту, на глаза навернулись слезы, и я вернулся. В комнате у зеркала все также со слезами на глазах сидел Путята, подпирая голову обеими руками. Это были тяжёлые слеза старого комедианта …
Казалось, что он говорил мне уже с того света: «Я русский, играл на русском и французском, был на двух великих войнах, но режиссёрская судьба привела меня к словенцем. Поверьте, я их любил, и хотел бы только ещё один раз сыграть там внизу, в Любляне!»

авторы Ю.Месарич, А.Титов  Сборник " Русская эмиграция в Словении"

Полный текст статьи можно прочитать на странице интернет-журнала "Ключ жизни за рубежом"/ Key-journal.com /