статья Достойная старость в Доме престарелых

Андрей Николаевич Титов
 Достойная старость в Доме престарелых

Первое время в Словении  меня очень сильно удивляло огромное количество пожилых людей на улицах, в кафе или гуляющих по набережной. Позднее я уже более спокойно реагировал, когда узнавал, что, например, моей соседке слева восемьдесят четыре года, но она сама за рулем своего «Мерседеса», а Саше, соседу справа, семьдесят один, но у него десятилетний сын, ровесник моему.

Когда я услышал, что словенцы записываются в очередь для получения места в Доме  престарелых, мне захотелось самому посмотреть, что называется изнутри, что там такого необычного и интересного. И вот случай представился: мне назначена встреча с Приможем Цимерманом, директором Дома престарелых в г. Домжале, что недалеко от Любляны.

Уже подъехав по указанному адресу и осматривая современное здание, больше похожее на пятизвездочный отель, понимаю, что сегодня мне придётся ещё многому удивляться.

Если театр начинается с вешалки, то в современных реалиях о многом можно судить по удобной парковке. Получаю талончик в паркомате, шлагбаум открывается, и я въезжаю в большую подземную парковку. На лифте поднимаюсь на этаж «Холл – ресепшен». Светлое пространство холла, улыбчивый персонал, сразу отмечаю для себя, что в баре сидят пожилые люди пьют кофе с тортиками, беседуют, играют в карты и шахматы.

Мы проходим в офис директора Приможа Цимермана, меня встречает молодой симпатичный человек. Беседа у нас идет на смеси русского и словенского языка, но даже без переводчика понятно, что директор душой болеет за своё дело и как нелегко работать в Доме престарелых.

Примож рассказывает:
— На 2018 год в Словении сложилась следующая демографическая ситуация: из 2,1 млн. словенцев более 600 тысяч являются пенсионерами, то есть более 25 %. Это очень высокий показатель даже по европейским меркам. Всего в Словении около 100 учреждений для постоянного проживания пожилых людей, в которых находятся более 21 000 человек.

Для получения места в доме пожилых людей необходимо написать заявление в местной администрации, Управе, с приложением справки от врача. Пожилому человеку определяют место в конкретном учреждении в зависимости от медицинских показаний и его способности ухаживать за собой. Как правило, приходится ждать своей очереди, так как желающих больше, чем мест в Домах престарелых. Так, например, в руководимом им доме, очередь сейчас составляет 40 человек.

Полное название комплекса — Senior Resort MGC Bistrica. Он включает в себя 82 отдельных квартиры и одно- / двухместные номера на 100 человек. Комплекс — это частное хозяйственное общество. Здание было построено недавно, в 2012 году, и оснащено самым современным медицинским оборудованием. На его запуск собственникам потребовалось примерно 15 миллионов евро. Стоимость проживания зависит количества услуг, получаемых пожилыми людьми. Многим постояльцам частично компенсирует затраты государство.

Примож показал мне ведомость об оплате. Длинный ряд цифр от 680 до 1400 евро. Пенсии в Словении в среднем от 500 евро и выше.

Примож продолжает рассказывать и удивлять меня фактами.
— У нас Дом престарелых открытого типа: со свободным входом и выходом. Оказываются коммерческие услуги всем желающим. Например, бар, ресторан с возможностью доставки блюд на дом и проведением мероприятий, прачечная, физиотерапевтические процедуры пользуются спросом у проживающих в Домжале.
При покупке квартиры в комплексе есть условие, что проживать там может только человек старше 65 лет. В продаже квартир на данный момент нет. Естественно, весь комплекс медицинских услуг проживающие в квартирах могут получить целиком.
Для проживающих проводятся различные культурные мероприятия, 24 часа в сутки можно вызвать медицинскую сестру или администратора.
Как правило, первый этаж занимают люди, которым сложно передвигаться. На втором и третьем этаже отделение для особо сложных людей, страдающих деменцией и лежащих. За ними нужен особый медицинский уход.

— Примож, скажите, есть ли у Вас достижения на посту директора, которыми Вы гордитесь?

— Я занимаю должность директора всего четыре месяца, и основной организационной задачей является формирование штата неравнодушных профессиональных сотрудников и заключение с государством договора концессии. По договору концессии часть медицинских услуг по уходу за постояльцами Дома престарелых оплачивает государственный бюджет, но не более 20 процентов.  Сейчас такой договор уже заключен. При этом государство регулирует ценообразование и осуществляет контроль за качеством исполнения. Люди, посвящающие себя нашему делу, можно сказать сподвижники, терпеливые, чуткие и внимательные к пожилым людям. Это главное качество сотрудников комплекса. Это непростая задача с учетом невысокой заработной платы. Штат сотрудников составляет 50 человек.

— Примож, расскажите, чем Вы занимались раньше?

— У меня был бизнес в сфере IT-технологий. 17 лет я был владельцем и разработчиком крупнейшего сайта медицинских услуг Med.over.net, который и сейчас является популярным местом для получения медицинских консультаций и профессионального общения.

Примож с радостью согласился провести для меня маленькую экскурсию по комплексу.
Я видел, с каким участием он спрашивал у постояльцев о здоровье, делах и проблемах. Каждому, именно каждому нужны внимание и забота. Мы посмотрели квартиры, зашли в гости к Петеру Старичу, ему 94 года, и он что-то печатал на компьютере. Узнав, что я из России, Петер спросил на каком языке мне удобно говорить: английском или немецком? И очень обрадовался, когда я с ним стал разговаривать на словенском. Он рассказал, что написал несколько книг, в том числе про ядерные испытания, что он выступал против присоединения Югославии в качестве республики в состав СССР. Оказывается, и такое в истории было. Петер сказал, что очень доволен качеством обслуживания в комплексе. Я сфотографировал Петера с его книгой, пожелав здоровья и творческих успехов!

Мы прошли на этаж, где находятся люди, страдающие деменцией и которым сложно передвигаться. Сотрудник проводил занятие, что-то рисуя разноцветными фломастерами на доске. Постояльцы сидели в колясках и внимательно слушали.
Примож немного рассказал об удивительной встрече в Доме престарелых 72-летнего мужчины и 92-летней женщины, которая оказалась его первой учительницей.

И вот что я подумал, когда мы закончили импровизированную экскурсию. В старости, в состоянии физической беспомощности, конечно, ничего хорошего и весёлого нет. Но даже этот последний период жизни хочется провести в достойных условиях. И уверен, что Дом престарелых в Домжале является именно таким местом.

Спасибо за помощь в организации встречи и переводе Ирине Котяховой.

Полный текст статьи можно прочитать на странице интернет-журнала "Ключ жизни за рубежом"/ Key-journal.com /