384 Распорядок жизни на БС 3 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

384. Распорядок жизни на БС. 3 августа 1973 года.

Сводка погоды: Балтийское море. Пролив Каттегат. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Пятница 3 августа 1973 года. Дневная температура: мин.: 17.0°C, средняя: плюс 18.4°C тепла, макс.: плюс 20.0°C тепла, 22 мм осадков, сильный дождь. Восход солнца – 04:16, заход солнца – 20:30 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 86%, Давление 757 мм. рт. ст. Скорость ветра - 5 м/с.

В пятницу 3 августа с Северного моря пришёл первый предосенний циклон с ещё тёплым, но обильным дождём. Ветер был слабый, всего 5 м/с, поэтому облака циклона нависли низко, двигались медленно и обильно поливали и мыли наш корабль - БПК "Свирепый". Самолёты ВВС НАТО сегодня не летали, да и патрульные судёнышки датских Королевских ВМС типа "Барсё" сегодня тоже не приплывали к нам... Куда мы денемся с якорной стоянки, на которой в округе стояло на якорях и пережидало дождевой циклон несколько десятков разных судов? Поэтому прямо с утра, пережив традиционную утреннюю учебно-боевую тревогу (для поднятия боевого духа), я занялся печатью фотографий на стенды, корабельную стенгазету, в фотолетопись, командиру корабля и его заместителю по политчасти, самому себе и, если получится, то моим друзьям-годкам...

Дождь дал нам передышку в нашей корабельной жизни и мы, экипаж БПК "Свирепый", соответственно дождливой погоде, неторопливо, размеренно и ритмично, как дождь снаружи, несли нашу ходовую вахту, дежурства, работали и занимались разными делами. Видимо, этот тягучий режим выполнения служебных обязанностей и корабельных работ службы корабельного наряда не понравился командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову (скорее всего, не понравился старпому - капитан-лейтенанту Н.В. Протопопову), потому что утром после развода службы корабельного наряда был объявлен приказ командира корабля об утверждении боевого распорядка дня для экипажа БПК "Свирепый" на период несения ходовой вахты во время боевого похода в море-океане и обычного распорядка дня и вахты во время якорной стоянки. Приказом объявлялся следующий распорядок ходовой трёхсменной вахты:

17:30. Начало 1-й смены ходовой вахты (17:30 - 21:00) по боевым частям постоянной боевой готовности: БЧ-1, БЧ-4, РТС, БЧ-5. Начало 1-й смены дежурной вахты БЧ-2 и БЧ-3 (17:30 - 21:00). Приборка кубриков, кают и служебных помещений подвахтенными (3-я смена ходовой и дежурной вахты) и вестовыми. Накрытие и сервировка столов к ужину подвахтенными (бачковыми).
18:30 - 19:00. Ужин свободного от вахт и дежурств личного состава экипажа корабля. Ужин вахтенных и дежурных 1-й смены (с подменой подвахтенными 3-й смены). Развод службы корабельного наряда (личный состав специальных, хозяйственных служб и боцманской службы).
19:00 - 21:00. Культурно-массовая работа политслужбы (показ кинофильма, просветительская лекция, собрание личного состава боевой части или команды, комсомольское собрание, репетиция или концерт художественной самодеятельности, игровые или спортивные состязания, чтение книг и журналов в корабельной библиотеке, дружеское общение).

21:00. Начало 2-й смены ходовой вахты (21:00 - 01:00) по боевым частям постоянной боевой готовности: БЧ-1, БЧ-4, РТС, БЧ-5. Начало 2-й смены дежурной вахты БЧ-2 и БЧ-3 (21:00 - 01:00). Время сна и отдыха 3-й смены ходовой и дежурной вахт.
21:00 - 21:30. Вечерний чай для всех смен ходовой и дежурной вахт (с подменой вахтенных и дежурных подвахтенными). Просмотр информационной телепередачи "Время" (при условии приёма телевизионного сигнала).
21:30 - 22:00. Проветривание кубриков и служебных помещений. Наведение порядка. Подготовка к вечерней поверке.
22:00 - 22:30. Вечерняя поверка (подведение итогов дня, разбор и оценка результатов выполненных заданий, приказов, работ).
22:30 - 23:00. Отбой для свободного от вахт и дежурств личного состава экипажа корабля (на период с 23:00 до 06:00 следующего дня). Время сна и отдыха 1-й смены ходовой и дежурной вахт (формально с 01:00 до 04:00, но при отсутствии ночных обязательных работ и приказов - с 23:00 до 04:00).

01:00. Начало 3-й смены ходовой вахты (01:00 - 04:00) по боевым частям постоянной боевой готовности: БЧ-1, БЧ-4, РТС, БЧ-5. Начало 3-й смены дежурной вахты БЧ-2 и БЧ-3 (01:00 - 04:00). Формально 2-я смена ходовой и дежурной вахт в данный период времени находится на подвахте, но при отсутствии ночных обязательных работ и приказов 2-я смена отдыхает и спит до общего подъёма экипажа корабля в 06:00. 1-я смена ходовой и дежурной вахт спит до 04:00.

04:00. Начало 1-й смены ходовой вахты (04:00 - 08:00) по боевым частям постоянной боевой готовности: БЧ-1, БЧ-4, РТС, БЧ-5. Начало 1-й смены дежурной вахты БЧ-2 и БЧ-3 (04:00 - 08:00).
06:00. Общий подъём личного состава экипажа корабля. Начало утреннего распорядка личной гигиены, уборки постелей, утренней приборки в кубриках. Накрытие и сервировка столов, завтрак для всех смен ходовой и дежурной вахт (с подменой вахтенных и дежурных подвахтенными).
 
08:00. Начало 2-й смены ходовой вахты (08:00 - 13:00) по боевым частям постоянной боевой готовности: БЧ-1, БЧ-4, РТС, БЧ-5. Начало 2-й смены дежурной вахты БЧ-2 и БЧ-3 (08:00 - 13:00). Формально - начало времени сна и отдыха 3-й смены ходовой и дежурной вахт.
08:00 - 11:30. Рабочее время для всех служб и команд, свободных от вахт и дежурств. Выполнение регламентных и обязательных работ, нарядов, приказов и поручений командира корабля, замполита и старпома. ППО и ППР на оборудовании. Тренировки и боевая подготовка на корабельном вооружении.
11:30 - 12:00. Приборка и накрытие столов к обеду.
12:00 - 13:30. Обед личного состава экипажа корабля (с подменой вахтенных и дежурных подвахтенными). "Адмиральский час" (отдых свободного личного состава).

13:00. Начало 3-й смены ходовой вахты (13:00 - 17:30) по боевым частям постоянной боевой готовности: БЧ-1, БЧ-4, РТС, БЧ-5. Начало 3-й смены дежурной вахты БЧ-2 и БЧ-3 (13:00 - 17:00).
13:30 - 14:00. Чай или полдник - лёгкий приём пищи после "адмиральского часа" между обедом и ужином (стакана молока, сметаны, кефира, чая, какао или сока с бутербродом или чем-нибудь печёным, например, печенье, пирожок, кекс.
14:00 - 17:30. Рабочее время для всех служб и команд, свободных от вахт и дежурств. Выполнение регламентных и обязательных работ, нарядов, приказов и поручений командира корабля, замполита и старпома. ППО и ППР на оборудовании. Тренировки и боевая подготовка на корабельном вооружении. Далее цикл ходовой вахты и дежурства повторяется...

Вахта на флоте - это жизнь моряка, это особый вид дежурства на кораблях военно-морского флота, которое ведётся (по-морски - несётся) постоянно на ходу корабля в море и при стоянке корабля на якоре или у стенки (причала, пирса) на швартовах. Как правило, на ходу нормальная продолжительность ходовой вахты — четыре часа, но в зависимости от обстановки продолжительность вахты решением командира корабля может быть изменена (от двух до пяти часов). Смена, несущая вахту, называется вахтенной, а сменившаяся — подвахтенной.

При стоянке корабля на якоре (швартовах) личный состав назначается на суточную вахту и несёт её в три смены. При трёхсменной вахте первая стоит днём с 08.00 до 12.00 и ночью с 20.00 до 24.00, то есть, практически, во время дневного и вечернего бодрствования экипажа корабля, а значит, считается "лёгкой", "детской" вахтой. Вторая смена несёт вахту днём с 12.00 до 16.00, ночью с 00.00 до 04.00, то есть днём после обеда, а ночью во время глубокого сна. Ночная вахта считается "самой длинной", "кладбищенской", когда мерещатся самые жуткие видения и грёзы. На всех флотах мира эта ночная вахта считается "собачьей", сторожевой (Dog wacht) или просто «собакой».

Утренняя вахта (третья смена) с 04.00 до 08.00 повсеместно считается благодатной и имеет название "Заря-заряница" ("Диана"), а вторая половина третьей смены вахты, с 16.00 до 20.00, считается самой интересной, наполненной событиями, значит, лёгкой и удобной для моряков. Действительно, отстоял "зорю" и на целый день свободен - занимайся чем хочешь вместе со всеми, участвуй, работай или отдыхай. Дневная вахта, с 16.00 до 20.00, считается "хорошей" или "королевской вахтой", потому что в это время вахтенный как "король на именинах", то есть "всё видит, всё знает, но стоит себе в сторонке от происходящего и в ус не дует", потому что вахта, как "особый вид дежурства на кораблях Военно-Морского Флота, требует непрерывной бдительности и неотлучного пребывания на боевом посту".

В состав корабельной вахты (дежурства) входят: вахтенный (дежурный) офицер, помощник вахтенного офицера (дежурный по низам), командир вахтенного поста, вооруженный вахтенный у трапа (сходни), командир спасательной шлюпки, вахтенный на шлюпке, вахтенные на концах (швартовная команда), рассыльный. Руководство корабельной вахтой возлагается на вахтенного офицера, а на стоянке на дежурного по кораблю, если вахтенный офицер не назначен. Кроме того, на него возлагается, руководство специальной вахтой на командных пунктах и боевых постах, которые обеспечивают управление кораблём, наблюдение и применение оружия. Специальной вахтой, которая несутся в боевых частях и службах, руководят командиры боевых частей и начальники служб. (Здесь и далее изложены нормы действующего Корабельного устава ВМФ России - автор).

При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) личный состав назначается на вахту на сутки и несет её в три смены, на ходу корабля в две или три смены в зависимости от длительности плавания и решаемых кораблем задач. При пребывании корабля в немедленной готовности к походу, а также в готовности до 1 часа дежурная и вахтенная службы несутся по-походному. Сменившийся личный состав является подвахтенным. В случае необходимости он привлекается для временного усиления вахты или подсмены отдельных вахтенных.

Продолжительность вахты 4 часа. Однако, в зависимости от обстановки приказанием командира корабля её продолжительность на отдельных постах может быть установлена от 1 до 6 часов. На рулях и наблюдательных постах продолжительность вахты, как правило, 2 часа. Для охраны кораблей и военного имущества выставляются вооруженные вахтенные. Посты вооруженных вахтенных устанавливаются у трапа (сходни), на причальном сооружении, на батопорте (при стоянке в доке), на льду у корабля и в других случаях, когда в этом возникает необходимость. Число постов и время вахты устанавливает командир корабля.

Перед заступлением очередной смены на вахту вахтенный офицер (дежурный по кораблю) проводит её развод в установленном месте. После развода заступающая смена принимает вахту от сменяющейся и командиры вахтенных постов, а также вахтенный инженер-механик (дежурный по электромеханической боевой части, БЧ-5) докладывают о заступлении очередной смены вахтенному офицеру. По его команде сменившийся личный состав уходит со своих постов и к исполнению обязанностей вахтенных приступает новая смена.

Корабельное дежурство ведётся по специальному Расписанию, которое утверждается старшим помощником командира корабля. Расписание корабельного дежурства составляется по форме: период дежурства с такого-то по такое-то число такого-то месяца и года; число и месяц каждого дня и состав наряда корабельного дежурства: дежурный по кораблю (ФИО), дежурный по низам (ФИО), дежурный боцман (ФИО), дежурный горнист (ФИО), дежурный по камбузу (ФИО), дозорные по живучести корабля (ФИО), команда дежурного катера (по номерам команд - №1, №2 или №3), дневальные по жилым помещениям (наименование боевой части или службы). Кроме этого, по боевым частям и службам составляются свои внутренние расписания дежурств по боевым постам и дежурным обязанностям, в том числе расписание дежурства бачковых в столовой личного состава.

Корабельная вахта тоже ведётся по Расписанию, которое утверждается старшим помощником командира корабля. Расписание корабельного дежурства составляется по форме: период корабельной вахты с такого-то по такое-то число такого-то месяца и года; число и месяц каждого дня и состав наряда корабельной вахты; состав наряда корабельной вахты: вахтенный офицер (1 смена, ФИО) и вахтенная смена (1 смена от БЧ или Сл), вахтенный офицер (2 смена, ФИО) и вахтенная смена (1 смена от БЧ или Сл), вахтенный офицер (3 смена, ФИО) и вахтенная смена (3 смена от БЧ или Сл).

Конечно, жизнь, реальная обстановка, разные случаи и ЧП (чрезвычайные происшествия) вносят коррективы во все расписания дежурств и вахт, поэтому кроме общекорабельных расписаний командиры отделений, групп и команд составляют листы наряда на службу и работы (Лист наряда команды), которые, как правило, утверждают либо командиры боевых частей и служб или старшины команд (мичманы). Лист нарядов также оформляется в виде таблицы по форме: период наряда с такого-то по такое-то число такого-то месяца и года на службу и работы матросов и старшин такого-то отделения, группы или команды такой-то боевой части или службы корабля; воинское звание и ФИО матросов; перенос не выполненных работ предыдущего наряда: Дж – дежурство, В – вахта, К – караул, Д – дневальство, Х – хозяйственные работы; числа месяца и отметки выполненных работ наряда (Дж – дежурство, В – вахта, К – караул, Д – дневальство, Х – хозяйственные работы), в том числе отметка невозможности выполнения работ наряда (например, Б – болен, в отпуске или освобождён от несения нарядов). Напротив каждой фамилии матроса и старшины отделения, группы или команды выводятся итоговое количество Дж – дежурств, В – вахт, К – караулов, Д – дневальств, Х – хозяйственных работ за месяц. Таким образом, каждый матрос и старшина в отделении, группе или команде знает, сколько, когда и как он отработал и отслужил в нарядах на службу и работы по кораблю. Кстати, от этого учёта зависит вид, форма, количество и качество поощрений и вознаграждения матросов, старшин, мичманов и офицеров...

В корабельных расписаниях принятые обозначения: Дж – дежурство, В – вахта, К – караул, Д – дневальство, Х – хозяйственные работы, Б – болен (освобожден от несения нарядов). При обозначениях В, К и Д ставятся цифры, указывающие в какую смену вахты или дневальства назначен наряженный в наряд. Количество нарядов по каждой группе должно быть по возможности уравнено. Если этого нельзя было достичь в течение очередной половины месяца, то наряды уравниваются в продолжении следующей половины месяца и т.д., для чего итоги по каждой группе нарядов переносятся в листы нарядов следующей половины месяца (цитата из корабельного устава ВМФ РФ - автор).

Каждое утро, после подъёма, вахтенный офицер составляет и докладывает командиру корабля рапорт по следующей форме:
- рапорт вахтенного офицера по состоянию на 07:00 такого-то числа такого-то месяца, такого-то года;
- рейд (якорная стоянка, бухта, залив, место швартовки и т.д.) корабля (название корабля);
- состояние погоды: направление и сила ветра (м/с), волнение моря (баллы), облачность (баллы), температура наружного воздуха (°С), температура воды (°С);
- сведения о движении кораблей (судов) на рейде: прибыли с моря (тип и название корабля или судна); ушли в море (тип и название корабля или судна);
- отсутствующие по неизвестным причинам и опоздавшие: боевая часть (служба) такая-то, фамилии и инициалы такие-то;
- содержание сигналов, принятых за ночь и не доложенных (перечень и коды сигналов);
- особые случаи и замечания по вахте за ночь (краткое изложение особых случаев).
Утренний рапорт подписывает вахтенный офицер (воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия).

Составить корабельные расписания дежурств и вахт, нарядов и работ - это искусство, потому что нужно учесть не только потребности боевого корабля, но и возможности личного состава экипажа корабля, физиологические, моральные, личностные, профессиональные, психологические. Для правильного составления корабельных расписаний дежурств, вахт и нарядов нужно знать и понимать действие биологических ритмов организма человека, свойства его темперамента, нрава и норова, принципиальных позиций и характерного (доминирующего) поведения человека. В боевом походе корабля на БС (боевой службе) очень важно не переутомить личный состав экипажа корабля, не допустить сбоя цикла и ритма вахт и дежурств, нарядов и работ, иначе пострадает боеготовность корабля, а значит, выполнение поставленной на БС боевой задачи...

Дело в том, что любому человеческому организму для нормальной жизнедеятельности требуется пища, вода, смена занятий и впечатлений (отдых) и сон. Сон – это лучшее средство от усталости, стресса и практически от любого недомогания. Сон необходим морякам, чтобы выспаться и восстановить силы. При этом очень важно выспаться перед началом дежурства, вахты или сложной работы (тренировки). Вот почему на корабле устанавливается твёрдое расписание распорядка дня: подъём, отбой, время завтрака, обеда, полдника, ужина, отдыха, смены вахт и дежурств. По биологическим потребностям каждый моряк на корабле обязан в сутки спать не менее 7 часов, иначе будет накапливаться усталость и будет снижаться не только работоспособность и боеготовность, но и жизнестойкость (иммунитет) человека.

Боеготовность корабля в боевом походе на БС (боевой службе) отличается от иных морских переходов тем, что происходит круглосуточно в течение всего периода боевой службы, несмотря на то, стоит корабль на якоре, на рейде или в базе на швартовах или совершает переход морем, выполняет в море боевых задачи на ходу. Вот почему, как только боевой корабль отдаст швартовы и отойдёт от причальной стенки в базе, сразу же начинается ходовая корабельная вахта БС (боевой службы). При этом на ходовую вахту заступает очередная (например, первая) смена, подвахтенная (вторая) смена остаётся "на подхвате", а третья смена отправляется спать (отдыхать).

Неписанное и естественное правило боевой вахты - на вахте (боевом дежурстве) не должно быть меньше двух человек и они должны быть отдохнувшие, то есть боеспособными. Те, кто должен по расписанию спать (отдыхать) не должны заниматься чем-то отвлекающим, например, "трёпом на баке", просмотром кинофильмов, телепередач или чтением книг в кубрике или ленкаюте, активным общением, участием в "громких" или особых событиях (например, конфликтах, спорах и ссорах). Они должны быть в меру сыты и обязаны выспаться к началу своей смены вахты.

Межвахтенный сон должен быть полноценным, то есть иметь в сутки два полных циклов сна (по 4 часа). Каждый полный цикл сна состоит из засыпания, дремоты, глубокого сна (отрешения) и быстрого сна (пробуждения). Засыпание - это 5 минут на переход от состояния бодрствования ко сну. Дремота - это, примерно, 90 минут (1,5 часа) лёгкого, поверхностного сна, подготовки к глубокой стадии сна. Глубокий сон - это, примерно, 45 минут состояния глубокого покоя, отрешённости, отключения сознания от окружающего мира, при котором происходит восстановление всех функций организма человека. Быстрый сон - это, примерно, 40-45 минут выхода из сна, время сновидений, эмоционального настроя, оценки своего физического и психологического состояния (готовности к вахте). Сумма времени на сон, как правило, меньше 4-х часов... Почему? Потому что около получаса отнимают от сна приготовления ко сну (приём пищи, туалет, гигиенические процедуры, переход в кубрик, раздевание, общение и т.д.).

Моряки любят поспать... А кто не любит? Я, например, научился на корабле и на флотской службе засыпать когда надо практически мгновенно, как бы отключаясь и отрешаясь от окружающей среды и мира. При этом мои биологические часы всегда пробуждали мой организм в заданное или нужное время (я никогда не опаздывал на свою смену вахты или дежурства). Однако, когда было возможно, мой организм сам заставлял меня спать столько, сколько нужно для полноценного полного восстановления сил, бодрости и настроения. До сих пор эта флотская привычка - отдыхать и спать в перерывы между интенсивными делами, работами и деяниями - у меня сохранилась и сильно выручает меня в жизни. Причём, вероятно, во время промежуточного сна-отдыха мозгом ведётся какая-то аналитическая работа, потому что я, как правило, отложив решение какого-либо дела или проблемы на "после сна", проснувшись уже точно знаю, что делать и как поступить... Как говорится: "Утро вечера мудренее".

Ещё в учебном центре 67-го ОДСРНК ДКБФ в Калининграде была заведена традиция в экипаже БПК "Свирепый" не ставить "карасей", "салаг" и "молодых матросов" на ночные вахты-дежурства, только на утренние и вечерние "детские". Это была не блажь годков, а точный и естественный расчёт, потому что неизбежный "недосып" салаг и молодых матросов из-за ночных нарядов вне очереди приводил к слабой концентрации внимания на занятиях, к заторможенной реакции, к сниженному вниманию и ошибкам, которые иногда заканчивались травмами. За то, что "карась", салага или "молодой" получал травму и на время выходил из строя, прекращал занятия и боевую подготовку, командиры очень строго спрашивали с годков и командиров отделений, групп и команд, потому что "временная нетрудоспособность" бойца-моряка по халатности или недогляду командира - это прямое пособничество врагу... Вот почему в период наиболее острой, интенсивной и напряжённой подготовки новостроящегося БПК "Свирепый" к ходовым испытаниям и выходу в море на вахты и дежурства, как правило, заступали опытные годки и самые молодые моряки. В моём случае (рулевой БЧ-1 боевой номер 1-5-11) моим напарником и наставником был старшина 1 статьи первый командир отделения рулевых БПК "Свирепый" Александр Кузнецов (призыв осень-зима 1969 года), он был старше меня по сроку службы ровно на 3 года...

В разное время и в разных обстоятельствах на БПК "Свирепый" внедрялись и другие системы несения вахт и дежурств, например, "двухвахтовая система":
00:00 - 04:00. "Собачья". 1-я вахта на дежурстве по кораблю, в 03:45 побудка 2-й вахты, чай; 2-я вахта спит 3 часа.
04:00 - 08:00. "Диана". 1-я вахта спит 3 часа. 2-я вахта на дежурстве по кораблю, в 07:45 побудка 1-й вахты, завтрак вахт.
08:00 - 12:00. "1-я Детская". 1-я вахта на дежурстве по кораблю, в 11:45 побудка 2-й вахты, чай-кофе; 2-я вахта участвует в корабельных делах и спит 2 часа.
12:00 - 16:00. "Адмиральская". 1-я вахта спит 3 часа. 2-я вахта на дежурстве по кораблю, в 15:40 побудка 1-й вахты на обед, обед вахт.
16:00 - 18:00. "1-й огузок". 1-я вахта на дежурстве по кораблю, в 17:45 побудка 2-й вахты, чай-кофе; 2-я вахта на отдыхе по личным делам, участвует в корабельных делах или спит 2 часа.
18:00 - 20:00. "2-й огузок". 1-я вахта на отдыхе по личным делам, участвует в корабельных делах или спит 2 часа. 2-я вахта на дежурстве по кораблю, в 19:00 побудка 1-й вахты на ужин, ужин вахт.
20:00 - 24:00. "2-я Детская". 1-я вахта на дежурстве по кораблю, в 23:45 побудка 2-й вахты, чай-кофе; 2-я вахта спит 3 часа.

При такой системе 1-я вахта на дежурстве по кораблю с 20:00 до 04:00, то есть практически весь вечер и ночь, а 2-я вахта в это время спит, отдыхает. Ясно-понятно, что в первую вахту ставят опытных матросов, старшин, мичманов и офицеров. Однако такая система применялась не часто и не ненадолго, только на время важных дел. Причём личный состав боевых частей распределялся между вахтами (было несколько 1-х вахт и несколько 2-х вахт) так, чтобы все без исключения прошли через "школу вахт", побывали в роли 1-й или 2-й вахты. При такой двухвахтовой системе каждый моряк имел возможность в сутки спать-отдыхать непрерывно в течение 8 часов.

Лучше всего получалось организовать вахты и работы на новостроящемся БПК "Свирепый" в период его достройки на калининградском Прибалтийском судостроительном заводе ПСЗ "Янтарь" в Калининграде по системе "трёхсменный вахт и дежурств с "мамочкой", то есть с третьей вахтой-дежурством, составленной из молодых матросов. Система "Мамочкина вахта" работала так:

00:00 - 04:00. "Собачья". 1-я вахта на дежурстве по кораблю, в 03:45 побудка 2-й вахты; 2-я вахта спит 3 часа. Вахта "мамочка" спит 7 часов.
04:00 - 08:00. "Диана". 1-я вахта спит 3 часа. 2-я вахта на дежурстве по кораблю. Вахта "мамочка" встаёт в 07:00, готовит завтрак всем вахтам, в 07:45 побудка 1-й вахты.
08:00 - 12:00. "1-я Детская". 1-я вахта на дежурстве по кораблю; 2-я вахта участвует в корабельных делах и спит 2 часа. Вахта "мамочка" в 11:45 готовит чай-кофе и будит 2-ю вахту, помощь вахтенным и работы по кораблю.
12:00 - 16:00. "Адмиральская". 1-я вахта спит 3 часа. 2-я вахта на дежурстве по кораблю. Вахта "мамочка" в 15:40 - побудка 1-й вахты на обед, обед вахт, помощь вахтенным и работы по кораблю, "адмиральский час".
16:00 - 18:00. "1-й огузок". 1-я вахта на дежурстве по кораблю. 2-я вахта на отдыхе по личным делам, участвует в корабельных делах или спит 2 часа. Вахта "мамочка" в 17:45 - побудка 2-й вахты, чай-кофе, помощь вахтенным и работы по кораблю.
18:00 - 20:00. "2-й огузок". 1-я вахта на отдыхе по личным делам, участвует в корабельных делах или спит 2 часа. 2-я вахта на дежурстве по кораблю. Вахта "мамочка" в 19:00 - побудка 1-й вахты на ужин, ужин вахт, помощь вахтенным и работы по кораблю.
20:00 - 24:00. "2-я Детская". 1-я вахта на дежурстве по кораблю, в 23:45 побудка 2-й вахты, чай-кофе; 2-я вахта спит 3 часа. Вахта "мамочка" - отдых и личное время, в 22:30 – отбой и сон до подъёма в 07:00.

Таким образом, "мамочкина вахта" - это постоянная "подвахта", то есть та часть молодых матросов, которая обеспечивает несение вахт 1-й и 2-й вахт-дежурств. "Мамочки", то есть заботливые как мамы, занимаются накрытием и сервировкой столов в столовой личного состава (бачковые), приборками, хозяйственными работами, помогают вахтенным и дежурным, тренируются, учатся, выходят на швартовку, участвуют в авралах и т.д. Иногда вахты "переиначивали", те кто был "мамочкой", становились во 2-ю вахту, а 2-я вахта дежурила по расписанию 1-й вахты. При этом годки самой тяжёлой 1-й вахты становились "мамочками", но это было редко и только с их согласия... Кстати, "мамочки" при такой системе вахт и дежурств могли спать и отдыхать в сутки по 12 часов...

Во время швартовных и ходовых испытаний БПК "Свирепый", частых выходов в море, в процессе подготовки и сдачи элементов курсовых задач "К-1", "К-2", ПВО, ПЛО и ПДСС применялась система "скользящего расписания вахт", когда личный состав экипажа корабля распределялся по 5-ти сменам вахт. Вахты длились по 4 часа, но каждые два часа сменщики сменялись. Делалось это так:

00:00 - 02:00. 1-я и 5-я смены на вахте, 2-я, 3-я и 4-я смены на отдыхе.
02:00 - 04:00. 1-я и 2-я смены на вахте, 3-я, 4-я и 5-я смены на отдыхе.
04:00 - 06:00. 2-я и 3-я смены на вахте, 1-я, 4-я и 5-я смены на отдыхе.
06:00 - 08:00. 3-я и 4-я смены на вахте, 1-я, 2-я и 5-я смены на отдыхе.
08:00 - 10:00. 4-я и 5-я смены на вахте, 1-я, 2-я и 3-я смены на отдыхе.
10:00 - 12:00. 1-я и 5-я смены на вахте, 2-я, 3-я и 4-я смены на отдыхе.
12:00 - 14:00. 1-я и 2-я смены на вахте, 3-я, 4-я и 5-я смены на отдыхе.
14:00 - 16:00. 2-я и 3-я смены на вахте, 1-я, 4-я и 5-я смены на отдыхе.
16:00 - 18:00. 3-я и 4-я смены на вахте, 1-я, 2-я и 5-я смены на отдыхе.
18:00 - 20:00. 4-я и 5-я смены на вахте, 1-я, 2-я и 3-я смены на отдыхе.
20:00 - 22:00. 1-я и 5-я смены на вахте, 2-я, 3-я и 4-я смены на отдыхе.
22:00 - 24:00. 1-я и 2-я смены на вахте, 3-я, 4-я и 5-я смены на отдыхе.

Считается, что такая "скользящая система" вахт и дежурств, якобы, способствует сплочению личного состава экипажа корабля, насыщает моряков информацией, корабельными делами и заботами, способствует установлению хороших взаимоотношений в отделениях и командах, помогает морякам "проникнуться" делами, не нарушать технологические процессы наладки, ремонта, обслуживания или испытаний оборудования и т.д. Эта система подходит для групп, отделений и команд, состоящих из пяти человек, то есть для временных пуско-наладочных бригад (команд). При этом каждый член команды имеет возможность поспать и отдохнуть в стуки не менее 6 часов. Однако, как всегда в нашей жизни, вмешивается "человеческий фактор", потому что все моряки, особенно годки, хотят "придавить ещё несколько часиков беспробудного сна"... При такой "скользкой системе вахт и дежурств" морякам трудно разобраться, чья сейчас очередь стоять вахту или дежурить... Как правило, кто-то кого-то разбудил по ошибке, кто-то за кого-то отстоял не свою вахту или дежурство, кто-то вместе с кем-то не вовремя проснулся, кто-то кого-то "невежливо" разбудил "раньше времени" и т.д.

В любом случае жизнь на БПК "Свирепый" так же, как на любом другом корабле ВМФ СССР, велась по корабельному расписанию, которое в периоды стоянки у причала №63 ВМБ Балтийск было таким:

06:00-07:30. Подъём, уборка коек и умывание очередной смены дежурной вахты. 
07:30-07:50. Завтрак очередной смены дежурной вахты.
08:00-08:10. Подъём, уборка коек и умывание подвахтенной смены.
08:10-08:30. Завтрак подвахтенной смены.
08:30-09:10. Приборка корабля.
09:10-11:00. Занятия с подвахтенной сменой (по понедельникам - политзанятия).
11:00-11:25. Проворачивание машин и механизмов, приборка корабля.
11:25-11:30. Мытье рук очередной смены дежурной вахты.
11:30-11:50. Обед очередной смены дежурной вахты.
12:05-12:10. Мытье рук подвахтенной смены.
12:10-12:30. Обед подвахтенной смены.
12:30-14:50. Отдых подвахтенной смены.
15:00-16:50. Подготовка к занятиям по специальности или политзанятия с подвахтенной сменой
17:00-17:25. Приборка корабля.
17:25-17:30. Мытье рук.
17:30-17:50. Ужин.
18:30-19:00. Подведение итогов боевой и политической подготовки за сутки (по боевым частям или всего экипажа).
19:00-21:50. Личное время экипажа или команд. Просмотр кинофильмов по средам и выходным дням
21:50-22:00. Вечерняя поверка.
22:00-23:30. Отбой. Личное время моряков. Время отработки нарядов вне очереди.
23:30-23:50. Чай для очередной смены дежурной вахты.
00:10-00:30. Чай для подвахтенной смены дежурной вахты.
00:30-07:00. Сон.

Опытный командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров в мае-июне 1973 года установил естественным образом такой корабельный распорядок дня и он был для всех нормальным и привычным, за исключением введения и совмещения по средам подведения итогов боевой и политической подготовки за сутки с комсомольскими и иными собрания (по боевым частям или всего экипажа) и вечернего личного времени с командными спортивно-игровыми или творческими мероприятиями. Причём инициатива такого распорядка дня и режима жизнедеятельности экипажа исходила не от замполита, а от самого Евгения Петровича Назарова.

- Вот вам время и место в распорядке дня, - сказал Е.П. Назаров заместителю по политической части капитану 3 ранга Дмитрию Васильевичу Бородавкину, исполняющему обязанности комсорга корабля мичману Анатолию Дворскому и мне матросу А.С. Суворову. - Дерзайте и организуйте на корабле хорошую художественную самодеятельность и спортивную команду.

Организация, реализация и воплощение данного корабельного распорядка дня на БПК «Свирепый» была поручена старшему помощнику командира корабля капитан-лейтенанту А.А. Сальникову, а затем капитан-лейтенанту Н.В. Протопопову, которые с ревностью и пылом стремились исполнять приказы командира корабля и обязанности старпома со своими дополнительными приказаниями, распоряжениями и громогласными словами-командами. Легко громко сказать, а ещё легче приказать… Чего проще? Поднёс микрофон ко рту, нажал кнопку, сказал-приказал и следи за тем, как всё крутится и вертится, как «шар голубой»…

Естественно, данный корабельный распорядок дня личного состава экипажа БПК «Свирепый» был создан для мирного времени и неукоснительно соблюдался и исполнялся нами, но в любой момент могла прозвучать (и звучала) команда и сигналы либо «Учебной боевой тревоги», либо настоящей «Боевой тревоги» и весь экипаж корабля практически мгновенно (30-40 секунд) занимал свои места по боевым постам. Я хорошо помню, как весной и летом 1972 года мы принимали от заводчан ПСЗ "Янтарь" корабль, готовились к сдаче-приёмке курсовых задач «К-1», «К-2» и «ПВО» и бегали, бегали, бегали по сигналам-командам «Учебная боевая тревога!» на свои боевые посты, отрабатывая до автоматизма, до инстинктивной мышечной памяти все движения, все повороты ручек, штурвалов, рычагов, включения и выключения машин и механизмов, дежурные команды, рапорты и ответы на них.

Данный "мирный" корабельный распорядок дня был привычным для всех офицеров, мичманов, матросов и старшин. Он вошёл в нашу «плоть и кровь», в нашу оперативную память и даже дневальным по кубрикам или вахтенному офицеру не надо было кого-то будить или кому-то напоминать о смене вахты или о начале или окончании каких-то дел и работ – всё шло своим естественным чередом и порядком. Поэтому эти два дополнения в корабельный распорядок дня (о собраниях, репетициях и играх) сначала были восприняты в экипаже БПК "Свирепый" как нарушение устоявшегося распорядка дня. Мы все немного растерялись…

Однако одна традиция в корабельном распорядке дня, порождённая годками ещё в марте 1972 года в учебном центре 67-го ОДСРНК ДКБФ в Калининграде, неукоснительно соблюдалась при любом "раскладе" корабельного распорядка дня, вахт и дежурств - это "вечерний перекур на свежем воздухе" после отбоя, который на корабле происходил на баке, а затем продолжался на "посиделках в ленкаюте у Суворова" до времени чая для подвахтенной смены вахты или дежурства (00:10 - 00:30 - время приёма командирами отделений или старшинами выполненных работ нарядов вне очереди). Только у меня после этих "посиделок в ленкаюте", то есть рабочий день, моя личная вахта или дежурство, мои работы и заботы продолжались, как правило, до 01:00 - 01:30, а то и до 04:00. Что делать? Привык...

Вот и сегодня поздно ночью, под мерный стук капель сильного дождя по палубе бака, я записал в свой дневник-ежедневник:
03 августа 1973 пт
Делаю фотографии с утра. Сделал около 30. На фотогазету и в летопись корабля. Службу нам продлили, а фотобумаги уже мало. Такие дела. Читаю Пушкина.

Фотоиллюстрация: 03 августа 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Фото из ДМБовского альбома Юрия Васильевича Казённова (радиотелеграфист БЧ-4 БПК «Свирепый», период службы 16.11.1970 – ноябрь 1973). БПК "Свирепый" на якорной стоянке у мыса Скаген (Дания). Длинная пологая зыбь раскачивает корабль и убаюкивает экипаж. Дождь. Размеренная корабельная жизнь личного состава экипажа корабля на первой БС (боевой службе).