Бросок на Минск

Александр Алексеенко 2
                I.

     Вот чего мы не стали делать этим летом, так это перемещаться в дальние страны! Как-то удачно у нас получилось, что мы летними деньками больше путешествовали по своей Украине и остались этим очень довольны.
     Как вдруг новая идея:

     - Слушай, а почему бы нам в Минск не мотнуться? – поделился я с женой мыслью, что меня несколько дней неотвязчиво преследовала, - Ведь в прошлом году мы там не были…

     В этом месте надо разъяснить, что Минск для нас очень близкий город. И бываем мы там достаточно часто. Почти каждый год. А все оттого, что в Минске, начиная со студенческих времен,  у нас «завелось» немалое количество родственников, друзей и приятелей. За одну поездку их всех не обойти, но с главными персонами мы обязательно должны пересечься.
     Взвесив все «за» и «против», мы в течение пары часов решение о поездке приняли.

     Чем Минск хорош по сравнению с другими заграницами, так это своей географической близостью и простотой в достижении конечной цели. А, учитывая, что мы решили ехать на своем авто, то проблемы с количеством сумок и чемоданов, да необходимого гардероба не было никакой: побросали все в багажник и рады стараться, пусть железная лошадка упирается...

     Поэтому наша поездка была организована с фантастической быстротой и исполнена не менее стремительно.
     А что? Купил страховку, так называемую «зеленую карту», заправил бак бензина, прихватил с собой внутренние паспорта и в путь. Да, не забыв при этом о деньгах и сувенирах для ожидающего нас народа. Оттого-то нашу поездку я и назвал «броском»! Все исполняется по-военному образу и подобию. Упаси Боже, чтобы не на самом деле по-военному... Сколько можно-то…

     Минск от Киева отстоит чуть более шестисот километров. Дорог в Минск имеется несколько, но я облюбовал самую короткую и не самую оживленную. Она у меня получилась пятьсот километров. Ну, с небольшим гаком.
     Трассу эту ни в коем случае не назовешь абсолютно гладкой. Я бы назвал ее дорогой для людей сильных духом и с немалой долей выдержки. Есть такая не всем известная дорога от Киева по краешку зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и до пограничного пункта Александровка.

     Тебя встретит скромная, неказистая таможня, расположенная в лесу, где автомобилей немного, зато всякой летающей живности – хоть завались. Весной и летом атакуют комары и оводы, осенью вполне возможно, что и мошки будет немеряное количество. Дабы не скучали автопутешественники!..
     Но все неудобства перекрываются скоростью прохождения границы и, в конечном итоге, наименьшим временем нахождения в пути до Минска и обратно. Сегодня это я уже знаю твердо, поскольку эксперимента ради попробовал и другой путь. Об этом позже.

     Кстати, в Минск можно было и самолетом добраться. Лететь всего-то сорок пять минут, и встретить было кому. И вылет из Киева из домашнего аэропорта, что находится в Жулянах, а не в удаленном Борисполе.
     Даже с учетом того, что время пойдет на регистрацию, паспортный контроль, переезды в аэропорт и обратно, все равно на общий путь часов пойдет меньше, чем, если мы поедем на автомобиле. Зато заметно дороже. Это, да еще желание прокатиться по прекрасным дорогам Беларуси сподвигло нас оседлать своего железного коня.

     Пропрыгав в Фольксвагене сто пятьдесят километров по дороге для «смелых духом» и крепких ягодиц, мы добрались до границы с Беларусью. На этот раз на «домашней» таможне в отличие от предыдущих посещений было заметно некое оживление. Стояло не пара, а целых пять машин в одном направлении. Столько же и в обратном. Пограничный люд работал не торопясь, с чувством, с толком, с расстановкой. В общем, мягко говоря, не спешил. Зато вел себя вежливо. Впрочем, попался один невоспитанный субъект из пограничников, что даже пришлось «вспылить». Но прошли и его.

    На белорусской границе все повторилось, но с большей скрупулезностью. Вообще-то, времена поверхностного досмотра прошли: и наши, и белорусы заглядывали в такие места, которые раньше с ленцой пропускали. Вроде таких, как ниши для запаски, отделения для инструмента, всякие неприметные карманчики  и прочее.

     «Служба такая…»

     Но все когда-нибудь заканчивается, и перед нами открывают шлагбаум.

     - Счастливого пути!               


                II.


     Я вырулил на дорогу с ожиданием легкого шуршания шин о ровный асфальт, которое для автомобилиста лучше любой музыки.  Однако сегодня я такое шуршание слышал не часто.  Да, дороги не государственного значения выглядят намного скромнее, чем они были лет пять назад.
     Впрочем, возможно все познается в сравнении, поскольку в последние два года в Украине дорогами занялись всерьез. А человек, как известно, к хорошему привыкает быстро.

     Но кривить душой не буду: дороги в Беларуси, в общем и целом, по-прежнему замечательные. Особенно главные трассы, которые стали еще и платными.

     Вот с оплатой белорусы что-то намудрили. Перед выездом на платную дорогу надо заезжать в специальный пункт, где тебе выдадут приборчик, который цепляется на лобовое стекло, и который считывает пройденные по платной трассе километры. Залог за приборчик и деньги наперед с тебя в этом самом пункте аккуратнейшим образом заберут.
     Да, при выезде из Беларуси  вернут лишнее, все по «чесноку», но ты выглядишь в их глазах в любом случае личностью подозрительной. Потому что нередко, проехав километров пять-десять по платной трассе, тебя выловит и остановит специальный инспектор, вооруженный биноклем. Он же вежливо и ненавязчиво засунет свою голову в салон и проверит: стоит ли у тебя приборчик на стекле, али нет?

     Самые значительные финансовые затраты Белорусь понесла, установив через определенные промежутки по платной трассе громадные металлические фермы на всю ширину дороги, на которых разместили датчики, считывающие с тебя проезд.
     В момент прошмыгивания вашего автомобиля под фермой приборчик издает торжествующий писк, обозначающий списание с вашего счета некой суммы денег.

     Как-то все очень сложно, не кажется ли вам? Чувствую, что кто-то пролоббировал закупку этого оборудования и установку громоздких и недешевых конструкций. И заработал не слабо... Впрочем, это их дело. А наше дело не пропустить окончание оплаты, ибо в противном случае тебя ждут какие-то сумасшедшие штрафы... Иначе – богатей, казна братской Беларуси!..

     Меня лично эти страсти не касались, потому что я проезжал по платной дороге не первый раз и имел понятие, как и что нужно делать.

     Объехав Бобруйск, мы выкатили на платную дорогу и стали искать заправку, где имелся тот самый пресловутый пункт, где приборчики выдают. Нашли. Очередь небольшая, но подождать с полчаса пришлось. А вот почему? А потому, что несмотря на то, что мой автомобиль не первый год был в базе, а также в базу были занесены все мои паспортные данные, тем не менее, всякий раз составлялся увесистый договор, и выдавалась куча бумаг.

     «Бумажная промышленность у нас работает хорошо», - подумалось мне словами героини фильма «Служебный роман».

     - И не жалко вам деревьев? – вслух пошутил я.
     - Жалко. А что делать? Служба такая… - с улыбкой ответствовала девушка.

     И эта про службу... Сговорились что ли?..

     Прилепив на стекло аккуратный приборчик, мы покатили в Минск. Да не просто покатили, а полетели!.. Платная дорога не подвела, соотношение цена/качество были честными. Но что очень медленно менялось в белорусских дорогах, так это сопутствующим им сервис. Заправок от границы до Минска можно было пересчитать на пальцах одной руки. Одной!.. Ну, за пять лет, возможно, пара заправок и добавилась. Но такая картина наблюдалась на всем пути в четыреста километров...

     Возле Минска заправки начали появляться в достаточном количестве, но только там. А чтобы перекусить по дороге, так с этим просто катастрофа. Разве что на тех же заправках кофейку испить?.. Нас не подвел наш старый советский принцип, озвученный Жванецким:

     «Но у нас с собой было!..»

     Долго ли, коротко ли, но на горизонте замаячил сам Минск, младший чопорный и строгий брат Киева. Именно так я представляю себе Минск, в отличие от весельчака, независимого и бесшабашного казака Киева. Но мы дружим, не смотря ни на что. Мы же не Каин с Авелем?

     Вылетев с трассы на городские улицы, мы крутились совсем недолго и вот уже заезжаем во двор пункта назначения. Нас встречает брат и проводит «под белы руки» в покои… Застолье, разговоры и сегодняшний день мы закончили.
               


                III.


     Поутру мы покатили по городу.

     Я уже обмолвился, что Минск для нас не чужой город. Лично мои отношения с этим городом завязались еще в семидесятые, когда я студентом сюда приезжал не единожды к своему другу-однокашнику в гости. И хотя это было зимой на каникулах, холода мы не ощущали.
    Пиво лилось рекой, поскольку белорусы его всегда умели варить. Я не был большим ценителем этого пенного напитка, но минчане меня быстро поставили «на крыло» - стал разбираться... А куда денешься с подводной лодки?.. 

    Вспомнилось, как однажды друг меня встречал ранним утром на вокзале и первым делом повел в пивной бар под кодовым названием, которое он и сам придумал, «Костел». Да-да, это был самый настоящий и красивейший костел в центре города, который в советские времена частично использовался под пивную!..
    Сейчас это действующий костел Святого Семиона и Святой Елены, что расположен возле Дома правительства. Удивительные метаморфозы…

    А еще всплыло в памяти, как мы с другом уезжали из Минска на учебу в Киев. Билеты на поезд удалось взять только на пять часов утра. А что до этого времени делать?
    Местные друзья придумали: сидим в привокзальном ресторане до закрытия, а он в те времена работал чуть ли не до двух часов ночи, потом мы вас оставим, а вы немножко подождете... Одна незадача: чтобы досидеть до двух часов у студентов элементарно не хватило денег.

    И мы вдвоем, ибо наши радетели к этому времени испарились, отправились на прогулку по тогдашнему Ленинскому проспекту. В полночь. По совершенно пустынному проспекту. И что же? А дошли до Парка Челюскинцев, развернулись и потопали обратно. Это в общей сложности двенадцать километров. Зато наговорились всласть, вследствие чего целый месяц уже в Киеве поддергивали другу друга:

    - А ты мне еще в Минске надоел!

    В девяностые отношения с Минском были самые деловые и плотные. Сюда часто приезжал по бизнесу, а позже и так просто. Частенько своим ходом, и не один, а с домочадцами. В те времена я мог с небольшой долей преувеличения сказать, что знал Минск как свои пять пальцев. Но мне действительно нравилось там бывать.

    Но в конце девяностых разошлись наши пути-дорожки на некоторое время. До тех пор, пока к нашим друзьям в Минске не присоединился мой собственный брат с семьей.
     Теперь же у нас с городом «ровные» отношения, бываем там почти каждый год, или же минчан вызываем к себе.

    Вот такие мысли промелькнули у меня в голове, когда мы ехали по городу и глазели по сторонам.

    Во все времена меня поражала в Минске его масштабность и монументальность. Просто какая-то имперская столица! Дороги широки невообразимо. В Киеве таких совсем немного. А здесь – куда не бросишь взгляд – невероятно размашистые проспекты: Машерова, Партизанский, Победителей, тот же Независимости, что когда-то был Ленинским... Могут себе позволить, ибо земли в Минске много, а древней архитектуры и древних строений почти не осталось, да, по большому счету, и не было никогда. Но я это от зависти, потому что любы мне широкие магистрали, ох, любы...

     Вот рекламы на зданиях и билбордов почти нет. С одной стороны это и неплохо, что не уродуют  внешний облик здания всякими вывесками, но с другой – не совсем понятно, а как же без двигателя торговли? И как-то скучно становится…

     А еще вспомнился рассказ знакомого минчанина о том, как к нему в гости приехал приятель из Москвы. Так тот москвич, прогуливаясь вечером в одиночестве по улицам, перезвонил и спросил с тревогой:

     - А почему сейчас в городе почти никого нет? Где люди?!..

     И, услышав ответ, что, мол, у нас так всегда бывает, раздумчиво добавил:

     - Тихо у вас, как на кладбище...

     Минчанин в ответ только крякнул...


     Тем временем мы высадились возле парка Победы. Река Свислочь здесь запружена, образовались немалые водоемы, да плюс старинный парк со своими дорожками, фонтанами, скамейками. Очень представительно. Покупаем мороженое в обыкновенном лоточке, а тут, оказывается, можно рассчитаться картой! Неожиданно, чтобы в консервативном Минске так прогрессивно принимали оплату. Вспоминаем нашу дорогу, где с сервисом была просто беда.

     Дорожка нас выводит к Музею истории Великой отечественной войны. Но в этом году мы этих военных музеев уже насмотрелись, не заходим. Но отмечаем, что он тоже сделан с размахом, как все в Беларуси, связанное с историей страны. Кстати, я уже отвык от советских названий улиц, площадей и прочего. А в Минске этих названий – пруд пруди! Будто Советский Союз здесь законсервирован. Да пусть их, не наше это дело.
   
     - А не желаете ли кофейку? – предлагает брат.

     Мы в отказ не идем, поэтому переезжаем ближе к центру и прогуливаемся по солнечной улочке. День рабочий, народу мало, под зонтиком находим себе место в кафе. Нам все нравится. А что нам-то? Мы люди свободные: хотим – кофе пьем, хотим – вино, и работой не обременены. Мы же в отпуске! Долгосрочном…

     Вот брат ворчит – не все у них так здорово, как нам видится. Кризис чувствуется, с работой не все хорошо, ну, и привычные проблемы постсоветских стран. Так разве у нас, что ли, лучше? Вот бензин у белорусов дешевый, а качество отличное! Откуда у них такой дешевый бензин, что они его и в Украину поставляют?? Может, скважину где отрыли?.. Да, ясно – откуда. От верблюда!.. Нам-то этот «верблюд» ничего не даст…

     Но что-то в Беларуси происходит. Зашли мы в супермаркет, чтобы каких гостинцев прикупить домашним. Сладости в основном. А на полках неожиданно находим много российских товаров. Раньше почти все было заполнено местной продукцией и с качеством отменным. Теперь же слышу от родственников:

     - «Коммунарка» испортилась, сплошная пальма…

     «Коммунарка» была известной конфетной фабрикой из Минска. Теперь на полках минских супермаркетов больше "бабаевских" конфет. И пива местного не «завались», как раньше. Это я еще не прошелся по промышленным товарам, во время остановился. Я же не ревизор?

     С кофе мы закончили, и брат повез нас на место встречи с друзьями. Возле уже упомянутого мной Парка Челюскинцев произошла передача «эстафетной палочки» из Киева, и мы расстались с братом до вечера.

     А нас повезли за город на аэродром «Боровая».


                IV.


     - Почему туда? – удивились мы.
     - А программа у нас такая, - ответили друзья, и мы со спокойной душой отдались им в руки.

     Вот и аэродром. Он больше напоминает небольшой музей авиации. Не такой представительный, как наш Национальный музей авиации, что разместился в Жулянах, но тоже имеет пару-тройку десятков летательных аппаратов.

     Почему мы приехали именно сюда? А когда-то мы с другом имели самое непосредственное отношение к самолетам. Он был командиром Ан-2, летал в сельхозавиации, а я обслуживал самолеты, потому что в свое время выучился на инженера.
     Но авиация для нас обоих осталась далеко в прошлом, а теплое, почти родное чувство к самолетам сохранили. Это как первая любовь – всю жизнь помнишь.

     Раз пришли, то полезли на те самолеты, куда пускают. Самым интересным для нас был именно Ан-2. Хотя за годы вечной стоянки его изрядно раскурочили, все-таки приятно было разбираться в кабине экипажа в кнопках, рычагах и переключателях, которые когда-то знал назубок.

     Скоротав время среди самолетов, мы плавно подошли к началу наших посиделок в местном кафе. Собственно, ради кафе Скай Хаус, мы сюда и попали. Совместили приятное и полезное.

     А что кафе? Да кафе как кафе, нас ими после хлебосольного Киева не удивишь. Только опять же приходится сравнивать наши страны. Дороговат сервис в Беларуси по сравнению с Украиной. Любой. Будь то сервис в сфере питания, или гостиничный сервис, автомобиль обслужить тоже недешево. Да и в магазинах не разгуляешься.

     Но из кафе мы вышли вовсе не в расстроенных чувствах. Славный вечер!.. Тем более что в этот наш с женой приезд он был заключительным.

     Поутру мы отправились восвояси. Из-за желания проехаться новой дорогой, я выдвинулся не по проверенному маршруту, а решил возвращаться через Гомель на таможню Новая Гута. О чем потом очень пожалел.
     Хотя поначалу все складывалось великолепно. Дорога отличного качества, автомобилей немного, солнечный день!.. Ощущение каникулярное, как будто в школьные годы окунулся, когда летом каждый день выходной. В общем, чудесное настроение!

     Но уже на белорусской границе все изменилось: автомобилей много, длинная очередь, а чтобы сдать обратно этот чертов приборчик, что висел у меня на лобовом стекле, надо тоже постоять. И выпускают  на украинскую сторону в час по чайной ложке.

     В чем же причина? А собака зарыта опять же в сервисе, только на этот раз туристическом. Белорусам дорого летать в теплые края самолетами белорусских авиакомпаний, да еще к тому же воспользовавшись услугами собственных туристических агентств.
     Смекалистые «сябры» высчитали, что дешевле лететь из киевского аэропорта Борисполь. А в Борисполь удобнее всего добираться именно через Гомель, это практически прямая дорога. Как мне показалось, что смекнули не только белорусы, но и не политизированные россияне. Вся таможня была заполнена именно этим контингентом.

     - «В дорогу, турыст!», - так и хотелось им всем объявить, но нам было совсем не до смеха.

     Деваться некуда, стоим, ждем.

     Наконец, переехали на украинскую сторону и только тогда поняли, что у белорусов были еще цветочки.
     Таможня «Новые Яриловичи» поизмывалась над народом без разбору, кто ты: с украинским паспортом, или с каким иным. Мы среди всех были чуть ли не единственными украинцами, которые никуда не улетали, а возвращались домой. Но и для нас звучало тоже:

     - База зависла!

     Вот так несколько часов подряд, аж до наступления темноты. Двадцать раз я проклял свое желание повыпендриваться: новый путь, новая дорога... Эксперимент, будь он неладен.

     В конце концов, мы дождались, когда таможня заработала в нормальном режиме. И тут вдруг нежданчик: прибегает таможенник и радостно пропускает нас впереди всех, вроде как соотечественникам у нас в первую очередь дорога, хотя это уже никакого значения не имело. Вечер был испорчен.

     Но не настроение в целом после встречи с Минском и друзьями.
     Мы еще вернемся, только вряд ли на автомобиле… До встречи!