Осенние картинки

Владимир Лузан
Осень, облетает последняя побуревшая  листва с деревьев. По ночам морозы сковывают верхний слой почвы, а днем можно загорать на солнышке. И ветерок слабый и теплый. Правильно говорят «Бархатный сезон». Солнце прогревает воздух днем до +20, полевые работы закончились, только отдыхать. Скоро предзимье, а там и зима не за горами.
         Вот и появились  во дворе синицы «контролеры-сержанты» – это их так называет внук. За белые лычки на крыльях и привычку проверить каждый уголок. Первым долгом проверили окна и забрали застывших после холодной ночи мух, потом стали проверять гнезда ос. Застывшие осы даже не сопротивлялись. От гнезд ос полетели обрывки бумаги. А довольные синицы-сержанты только весело попискивали. А когда обнаружили ванну тыквенных семечек. То тут писк превратился в гвалт. Пришлось насыпать им горку семян тыквы, а ванну накрыть брезентом. Через некоторое время горка уменьшилась, а потом и совсем исчезла. Но синицы все равно крутились возле ванны. И тут я заметил, как одна синица в пике проникает в брезент, через мгновение она взлетела, держа  тыквенное семечко в клюве. Следом другая синица  повторила то же самое. Я подошел ближе и только тут заметил  в складке брезента маленькую дырочку в  два сантиметра. Насыпал еще горку семечек, а ванну занес в летнюю кухню, и плотно закрыл брезентом. Знаю наблюдательность и пронырливость синиц. Они проследят, куда прибрали вкусные семечки, и найдут лазейку! И будут таскать, пока все не приберут. А зима придет, чем подкармливать пернатых помощников? Сейчас есть еще, чем поживиться синицам. И жучки и бабочки летают. А на  опавших листьях можно найти яйца вредителей сада и огорода. Вот пусть и собирают еду себе.
 Солнце  уже село за горизонт, наступили сумерки. И тут я заметил, что в дуплянку залетают синицы. Уже восемь штук насчитал, а по веткам порхает еще небольшая стайка. Вторая дуплянка лопнула от старости и в неё не залетают синицы. А вот в целую и остальные залетели. Как они там помещаются? Ранним утром  вся стайка синиц расселась по ветвям,  прихорашивались, укладывали все свои перышки на место. И только потом отправились в лес по своим хлопотливым делам.