Пофигизм - это жутко

Лана Милус
Очень долго размышляла, стоит ли мне все это писать. Но, подумав, решила, что стоит.
Потому что:
А – это не очень честно – замалчивать то, что волнует.
Б - как психолог, я понимаю, что это невысказанное, невыписанное, будет  в какой-то степени разрушать меня. А мне это, в общем, не надо. Конечно, можно написать и не публиковать, но так мне уже неинтересно.
В – возможно, кто-то из учителей прочтет это и возьмет себе на заметку. А возможно, даже изменит отношение к работе и к обучению детей.
Г – может быть, родители будут более внимательны к результатам своих детей и вообще к детям… Может быть, перестанут верить в то, что если ШКОЛА, то там точно знают, как надо…
События, которые заставили меня сомневаться в рождении этого материала, произошли в течении 7 дней, одно за одним.
Сначала мамочка привела ко мне девочку-второклассницу, замечательную, очень живую и доброжелательную С., рассказавшую мне о своей мечте «быть отличницей», но понимающей, что это нереально, потому что она «неспособная». На мой вопрос, кто ей сказал такое слово, не очень понятное для меня, С. с сомнением в моем непонимании значения данного слова, проговорила: «Все так говорят. Да я и сама знаю.» Предлагаю девочке почитать. Читает плохо. Не понимает смысла прочитанного. Пишет, испуганно глядя на меня после каждого слога. На вопрос: чего боишься? отвечает: «Я никогда не успеваю дописать диктанты.» Мама подтверждает: в диктантах в каждом слове написаны начальные слоги. ОК… Предлагаю поиграть в слова. Играет с удовольствием, ни разу не перепутав ни единого  начала слова и открыв достаточно большой словарный запас…  Выясняется, что в школе мамочку с девочкой отправили не много не мало к психиатру, дабы подтвердить наличие (об отсутствии, заметьте, не говорится, видимо, потому, что тогда возникнут вопросы к учителю) у девочки отклонений. Я не психиатр, не могу выдавать никаких заключений… Но одно я знаю точно: даже если взрослых и беспокоит состояние девочки, решить все эти вопросы надо с абсолютной безопасностью для ребенка. А здесь:
• Учительница в классе (29 детей рядом) постоянно напоминает ребенку о том, что она «не способна».
• Родители, учителя и администрация школы ПРИ РЕБЕНКЕ обсуждают вопрос возможной  умственной неполноценности девочки (простите, а в школу по каким медицинским и психологическим показаниям взяли ребенка?).
• Только во втором классе учительница забила тревогу. Почему в начале второй четверти первого класса не прокомментировать свои опасения родителям – уже тогда можно и нужно было принимать меры.
• Родители, выполняя с ребенком домашние задания, тоже как-то должны были сделать все возможное, чтобы ребенок успевал.
С моей точки зрения, девочка абсолютно здорова, но прослеживается, что называется некоторая педагогическая запущенность, которая повлекла за собой определенные когнитивные нарушения. И это серьезные упущения взрослых людей, которые сейчас свалили на ребенка и вовлекли его в процесс, который точно не работает ему во благо.
Дальше… Дети в репетиторстве.
Девочка, 7 класс. Тема: Н и НН в разных частях речи. Я всегда даю эту тему так, не разделяя на Н и НН в прилагательных, существительных, причастиях. Для меня важно, чтобы ребенок сразу учился отличать, а заодно и повторять части речи и применять правило соответственно. Так вот слова СЛЮДА, ПОЛОТНО, ТОПОР  (слова из обычного учебника). Задание: образовать прилагательные. Когда «мои» дети  затихают, я начинаю с понимания значения слов. Так и есть… Не знает. Загугливаю, показываю картинки, рассказываю, привожу примеры многозначности. Чуть позже спрашиваю: а разве в школе вам не объясняют значения слов? Девочка отрицательно машет головой. У меня вопрос: а как же часть урока, которая должна быть посвящена лексике, или, так называемая, словарная работа?… Как ребенку может быть интересен русский и уж, тем более, чтение литературы, если его словарный запас составляет что-нибудь в районе 3-4 тыс.слов??? И он читает текст, как инструкцию к устройству космического корабля… И еще про слюду… Разве сейчас не положено на уроках географии, например, показывать образцы и рассказывать о том, что такое полезные ископаемые, минералы и т.д.?
У меня в работе существует правило, которое мы с детьми оговариваем сразу: ГЛУПЫХ ВОПРОСОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Спроси сразу и не копи в себе мыслей о том, что ты глупый. «Просто, - говорю я всегда, - в русском языке, если говорить о словарях, порядка 130 ТЫСЯЧ слов, если о языке, то вряд ли мы сумеем посчитать. Ты ИМЕЕШЬ право не знать их все. Но узнавать должен(а). А знание к человеку приходит через вопросы.» Конечно, не все дети могут преодолеть барьер и открыто заявить, что чего-то не знают. Но, если у детей проблемы с пониманием текста, с заучиванием стихов, если они в каком-то моменте затихают, замолкают, становятся неуспешными, то, скорее всего (я имею в виду изучение русского языка и литературы) они не понимают значений слов. Уж это-то ТОЧНО очень легко исправить.
Последний случай, с моей точки зрения, вообще выходящий за рамки понимания. Молодой человек, 9 класс, (на всякий случай для несведущих: март-апрель – устный экзамен, конец мая - ОГЭ) не смог ответить НИ на ОДИН!!! из тестовых вопросов… Терминология типа: сложноподчиненные предложения, причастный оборот, обособления, и даже – части речи, рисуют на лице мальчика огромный вопросительный знак. А там, в ОГЭ еще сочинение и изложение, к слову сказать…  Как можно «тянуть» ребенка, ни разу не сказав родителям правду о знаниях? Как можно родителям ни разу не поинтересоваться: а так ли все благополучно с этой самой тройкой? Такая ли уж она «твердая», что выдержит испытание ОГЭ? Откуда такая безответственность по отношению к будущему  этого мальчика. Он, по его признанию, сидит на уроках, не понимая ни одного термина, кроме обычных слов. Его не спрашивают ВООБЩЕ. Поведение его не вызывает раздражения: тихий, спокойный, домашние задания в плане переписывания упражнений выполняет. ВСЁ… Дальше никому дела нет…
Я давно и много знаю о проблемах нашей системы образования. Но отношение к детям при любой системе все-таки, мне кажется, должно быть более милосердным. Ну, по крайней мере, точно не пофигистским…