Рецензия на книгу Курта Воннегута. Бойня номер...

Мышалет
Итак, теперь Курт Воннегут. Мышь почти всего его прочел, прям как Бондарчук Федя прочел «всего Стругацкого». Но напишу пока только о книге «Бойня номер пять или крестовый поход детей». Знаете почему? Потому что в жизни каждого человека есть его личная история, которую он проживает и возвращается к ней ежедневно в мыслях и поступках. И ему кажется, что он может о ней легко рассказать, но если этот рассказ начинается, то он увядает и тухнет. Потому что трудно препарировать себя и оставаться живым. Курт Воннегут в конце 1944 года был бравым 22-летним разведчиком, и будучи  в числе американских военнопленных в немецком Дрездене попал под бомбардировку  авиацией союзных войск. Из американских военнопленных выжило только 7 человек, среди которых Курт, и ему было суждено стать великим писаталем. Свою книгу он создавал двадцать лет. В бомбардировке и пожарах погибло около 130 тысяч человек, Дрезден был разрушен. Впечатление от событий было настолько сильным, что Курт, который вскоре после войны вплотную занялся литературой, был уверен: у него получится написать роман быстро. Гыгыг, наивный.
Мышь не будет говорить о сюжете. Мышь расскажет о Тральфамадоре, потому что мышь уверен, что он там живет. И мышь, и Курт, и многие из вас.

Книга написана в в «телеграфически-шизофреническом стиле», как выражается сам Воннегут. В книге тесно переплетаются реализм, гротеск, фантастика, сатира, ирония и немного психиатрии.

«Бойня номер пять», «Сирены Титана» и «Фокус-Покус» - это романы Курта Воннегута, в которых он нам рассказывает о планете Тральфамадор. А если об этой планете написано ажно три книги, то неправильно было бы сомневаться в ее реальности.
Тральфамадорцы — пятиполые существа, общаются  друг с другом телепатически. Глаза у них на  ладонях. Но  самое главное — они воспринимают время иначе, чем люди, и могут видеть его целиком, а не только текущий момент. Они знают, что Вселенная погибнет от того, что взорвётся топливо, которое они будут испытывать для своих новых летающих блюдец.

Тральфамадорцы не удивляются мысли о том, что восстановить справедливость и истину в мире невозможно, ибо их нет изначально. Сначала немцы громят европейские города (тот же Лондон),а потом англосакс находится среди тысяч умирающих немцев, но не испытывает удовлетворения.

Андрей Аствацатуров пишет: «Данную модель поведения человека Воннегут обнаруживает в библейских притчах, сформировавших миросозерцание европейцев. Он ассоциирует историю гибели Содома и Гоморры с дрезденской бойней. Бог, стоящий над миром, воплощение высшего разума, уничтожает эти города. Их жизнь отклонилась от предписанного русла и вступила в противоречие с Его целями. Разрушение Содома и Гоморры вернуло порядок и смысл на землю, устранив то, что не совпало с заданным проектом. Бог редуцировал человеческую вселенную, сведя ее к изначальной модели. Библия оправдывает принцип насилия над жизнью, размечая в мире схему, где есть главное и подчиненное. Противоположное ему чувство жизни, с которым солидаризируется Воннегут, отрицает всякую иерархию, признавая равноценность каждого явления. Этот взгляд сочувствия по отношению решительно ко всему, даже к тому, что оказалось для Бога ненужным, бросает на свой родной город перед смертью жена Лота: “В обоих городах, как известно, было много скверных людей. Без них мир стал лучше. И конечно, жене Лота не велено было оглядываться туда, где были все эти люди и их жилища. Но она оглянулась, за что я ее и люблю, потому что это было так по-человечески”».

 Главный герой (Билли Пилигрим) занимается выживанием среди мясных туш и трупов людей на бойне на окраине Дрездена. Пришельцы с планеты Тральфамадор забирают Билли Пилигрима на свою планету и рассказывают ему, что время на самом деле не «течёт», не происходит постепенный случайный переход от одного события к другому — мир и время раз и навсегда даны, известно всё, что произошло и произойдёт. О чьей-либо смерти тральфамадорцы просто говорят: «Такие дела». Нельзя сказать, почему или зачем произошло что-либо — такова была «структура момента».

Как не потерять рассудок, если, как рассказывает Воннегут отцу в письме: ««Нас заставили выносить трупы из бомбоубежищ: дети, женщины, старики; контуженные, сгоревшие, задохнувшиеся. Местные жители проклинали нас и забрасывали камнями, пока мы доставляли тела к огромным погребальным кострам». Но как показывает жизнь, американцы ужасно устойчивы к психическим  атакам, и самые устойчивые навроде Хемингуэя становятся великими писателями. Такие дела)))

 Тральфамадорцы говорят о жизни, пытаясь подобрать семантически насыщенное слово, вызывающее иллюзию присутствия. Воннегут же должен передать войну, т. е. пустоту и смерть.  Единственный способ написать о ней — пропустить ее. В романе “Бойня номер пять” войне соответствует пробел. Воннегут так и не показывает дрезденскую бомбардировку. Мы видим то, что происходило до нее, и то, что происходило после. Но сам эпизод бомбардировки, который должен был бы стать ядром романа, его главным событием в тексте отсутствует. Пустота остается пустотой. 
Исследователи называют эту книгу антимилитаристским романом. А мышь считает, что это однобокий взгляд. Нет нормальных людей, которые пропагандируют войну, бойню, смерть. Любая книга о войне должна быть антимилитаристской, ибо нет ничего более ужасного, чем уничтожение жизни.

Команда военнопленных, отправленных расчищать завалы, пробирается по «лунной поверхности», несколько часов назад бывшей большим городом. Все молчат.
«Да и говорить было не о чем. Ясно было только одно: предполагалось, что все население города, без всякого исключения должно быть уничтожено, и каждый, кто осмелился остаться в живых, портил дело. Людям оставаться на Луне не полагалось». Пролетавшие над руинами самолеты открывали огонь по всему, что шевелилось внизу. «Все это было задумано для того, чтобы скорее кончилась война.

Однако, ценность книги Воннегута в том, что он протягивает нить из прошлого в будущее. У нас перед глазами стоит разрушенный Дрезден, и в прошлом ничего изменить нельзя, но слова «Такие дела» уже не должны прозвучать снова, безумие надо остановить. Писатель это делает словом. А что делают все остальные?
Стоит весна. Распускаются деревья. 130 тысяч трупов облиты бензином и сожжены. Улицы почти приведены в порядок. Вторая мировая война закончена. Билли в толпе пленных бредет по развалинам города. Но прошлое останется с ним навсегда. Останется это «пьюти-фьют» - крик птицы, последнее, что он услыхал в мертвом Дрездене.