Свобода или смерть! или Родина или смерть!

Владик Султангулов
Смена  парадигмы лозунгов российского общества в кризисные периоды истории:  «Свобода или смерть!» и «Родина или смерть!».

Россия есть страна возможностей, страна альтернатив. Наше многоукладное и многонациональное Отечество  всегда удивляло мир своей пестротой, переменами в крайние политические стороны маятника. В ходе Великой российской революции монархическая империя трансформировалась в республиканский социалистический тоталитаризм, менее чем через век произошло очередное перерождение – уже в либеральную республику с демократическим режимом.
Данная тематика крайне актуальна для современных государств, не желающих попасть под монополярный протекторат Штатов, и многие страны уже нашли выход из системы зависимости выбора   между двумя радикальными политическими лозунгами альтернатив левого и правого толка в том, что придумали созидательные национальные идеи. есть национальные созидательные идеи у Индии, Китая и Бразилии - им больше не нужно выбирать между двумя радикальными альтернативами, как приходилось России при создании и крушении Советской цивилизации. На данный период исторического развития  представители молодой смены интеллигенции    нашего Отечества не сформировали позитивную идеологию роста, а до сих пор вертикаль единства обосновывается на негативной основе «мы против», «мы другие», «мы не хотим также» , - что является признаком незавершенности переходного периода от тоталитарного режима к демократическому, как это уже было в эпоху Гражданской войны: переходной между имперским патриархальным режимом и тоталитарным.
«Свобода или смерть!» - крайний левый лозунг, представляющий собой ложный риторический выбор, и призывающий к войне за гражданские права. Именно так в Российской империи называлась группа бывших «землевольцев» Льва Тихомирова, позже присоединившаяся к «народовольцам», именно такой лозунг выставили анархисты в Феврале 1917 в Петрограде, именно этот же лозунг используют и большевики, как при подавлении Корниловского мятежа, так и при борьбе против антибольшевистской фронды в 1918-22 годах. Бронепоезд №3 , бывший «Слава Украине!», перехваченный у Украинской рады в январе 1918, включается в состав красных военных сил под названием «Свобода или смерть!». Устаревшая и уже не надежная, геополитически  и идеологически ослабшая империя свергалась анархистами данным крайним леворадикальным лозунгом, а далее, демократическая власть Временного правительства и Корниловский правый диктат были уничтожены уже радикальными большевиками под тем же крайним левым лозунгом. Можно сделать вывод, во-первых: крайние левые лозунги применимы против любой власти, жесткой или демократической, ибо включают в себя невозможные идеалистические требования; во-вторых, именно с конца XIX начала XX века в российском обществе сложилась нездоровая тенденция сопоставления ценностей свободного общества и правового государства с радикальными методами его реализации. Исключение мирного и реформистского создания правового государства уже нарушает идею правового государства, так как революционная смена режима повлечет за собой проблему легитимности,  восстановления порядка из-за вызванного всплеска бандитизма, раскол общества минимум на две части, что не поспособствует созданию гражданского общества, в основе которого положено солидарность нации.
«Родина или смерть!» является лозунгом обратного толка, диктующий выбор крайне правого политического развития страны. Популярным этот лозунг опять же был в странах социалистического лагеря, например Куба. Именно «Patria o muerte!» было идеологопологающим принципов революции в Кубе 1959 года, при революции Фиделя Кастро против авторитаризма Батисты. Во время Великой Отечественной Войны данный глубокоуходящий корнями в прошлый век лозунг, советские идеологи преобразовали в новый «За Родину! За Сталина!», - тем самым отбросив «негативную» диспозицию, и подменив его «положительной» (идейно не противящейся другим принципам, наподобие «против») идеей культа личности Сталина. Таким образом, даже культ личности являлся государствоцентрализующим принципом, и именно благодаря присутствию положительных идей, самый величайший кризис в истории человечества Советская цивилизация пережила без смены политического режима.
В ходе проделанного анализа, можно сделать ряд теоретических выводов. Центрособирательными и единящими общество в России принципами всегда были и остаются «положительные» идей, которые включают в себе нечто своеобразное, самобытное, утверждающееся, а не противящееся иному, другим. На сегодняшний день, к сожалению, нашей идеологией выступает «негативные» принципы сопротивления и самозащиты на основании отторжения чужих принципов, а не утверждения своих. При кризисе: «не произойдет ли моментальный раскол общества?», - сомневаюсь, что общество останется единым без жизнеутверждающей идеи.